Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение
Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.
Индивидуальный стиль
Индивидуальный стиль
при выполнении одной и той же деятельности разными способами.
Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.
Структура индивидуального стиля
деятельности состоит из ядра и пристройки.
Ядро включает в себя особенности, способы
деятельности, которые непроизвольно
или без заметных субъективных усилий
(как бы стихийно) возникают в
данной деятельности на основе имеющихся
у человека качеств (прежде всего, свойств
нервной системы). Ядро состоит из
особенностей деятельности группы А (благоприятствуют
успеху) и группы Б (препятствуют успеху).
Составляющие группы А и группы Б
могут меняться местами в зависимости
от вида деятельности. Ядро обеспечивает
первый приспособительный эффект. Затем,
в меру необходимости, возникает
другая группа особенностей деятельности,
которые вырабатываются в течение
более или менее
Особенности, противодействующие успешному
выполнению деятельности, с течением
времени обрастают
В то же время имеет место и тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т.д.
Особенности, связанные с максимальным
использованием положительных
Таким образом, индивидуальный стиль деятельности является тем в большей степени сформированным, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к
1) группе А (особенности
В то же время далеко не всегда удается
скомпенсировать в достаточной
мере особенности группы Б. Особенно
это относится к тем видам
деятельности, успешность в которых
в большой степени
Существует два пути формирования стиля деятельности — целенаправленный и стихийный. Стихийный вариант связан с выбором индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального объяснения своего выбора (полуосознанный путь формирования стиля). Второй, целенаправленный путь, также существует в трех вариантах, каждый из которых заключается в преобладании механизмов подражания, анализа собственных сильных и слабых сторон, навязывания определенного стиля педагогом (по принципу «делай, как я»).
Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.
27. Понятие о способностях
Когда говорят о способностях человека,
то имеют в виду его возможности
в той или иной деятельности. Эти
возможности приводят как к значительным
успехам в овладении
При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека
являются результатом соответствия
комплекса его нервно-
Всякая деятельность сложна и многогранна.
Она предъявляет различные
Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Каждая способность имеет свою
структуру, где можно различить
опорные и ведущие свойства. Опорным
свойством способности к
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений».
Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные способности.
Под общими способностями понимается
такая система индивидуально-
Под специальными способностями понимают
такую систему свойств
28. Задатки как природная предпосылка способностей.
Под задатками следует усматривать
не столько анатомо-
Природные предпосылки способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.
Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.
Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.
Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.
Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают влияние на образование способностей.
Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и
наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Склонность проявляется
в стремлении, тяготении ребенка
(или взрослого) к определенной деятельности.
Это стремление замечается довольно
рано, увлечение деятельностью
Наряду с истинной склонностью
имеется и ложная (мнимая). При
истинной склонности можно наблюдать
не только неодолимое тяготение к
деятельности, но и быстрое продвижение
к мастерству, достижение значительных
результатов. При ложной, или мнимой,
склонности обнаруживается или поверхностное,
часто созерцательное отношение
к чему-либо, или же деятельное увлечение,
но с достижением посредственных
результатов. Чаще всего такая склонность
бывает следствием внушения или самовнушения,
иногда того и другого вместе, без
наличия потенциальных
29. Способности и творчество
Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это дано от рождения?
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.
Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы.
Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.
Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.
Одновременно быстрое и
Другими словами, изобретение или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного мыслительного процесса. И если вдруг какие-либо случайности на самом деле происходят, то что бы увидеть эти "случайности", нередко нужна внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.
Для коллективного творчества существуют методики и способы организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти