Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления  цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса  и др.

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная  индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством  эффективного приспособления к объективным  обстоятельствам. Он позволяет людям  с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера  добиваться равной эффективности

 при выполнении одной и  той же деятельности разными  способами.

Механизмами становления индивидуального  стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура индивидуального стиля  деятельности состоит из ядра и пристройки. Ядро включает в себя особенности, способы  деятельности, которые непроизвольно  или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) возникают в  данной деятельности на основе имеющихся  у человека качеств (прежде всего, свойств  нервной системы). Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху). Составляющие группы А и группы Б  могут меняться местами в зависимости  от вида деятельности. Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает  другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение  более или менее продолжительных  поисков. Эта группа является пристройкой  к ядру.

Особенности, противодействующие успешному  выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными  механизмами. Так, например, обусловленная  инертностью медлительность, нерасторопность  возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек  искусственно разнообразит свою деятельность. Назовем эту категорию особенностей, имеющих компенсаторное значение, группой  В.

В то же время имеет место и  тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются  в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и  плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего  эффекта. Рабочие-станочники инертного  типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места  и систематичность в работе и  т.д.

Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных  возможностей, относятся к группе Г.

Таким образом, индивидуальный стиль  деятельности является тем в большей  степени сформированным, чем больше наблюдается особенностей, относящихся  к

1) группе А (особенности деятельности, благоприятствующие успеху); 2) группе  В (особенности, имеющие компенсаторные  возможности); 3) группе Г (особенности  деятельности, связанные с максимальным  использованием положительных прис  пособительных возможностей) и чем  меньше остается нескомпенсированных  особенностей группы Б (особенности,  препятствующие успеху деятельности).

В то же время далеко не всегда удается  скомпенсировать в достаточной  мере особенности группы Б. Особенно это относится к тем видам  деятельности, успешность в которых  в большой степени детерминирована  свойствами нервной системы. В других же случаях возможностей компенсации  гораздо больше.

Существует два пути формирования стиля деятельности — целенаправленный и стихийный. Стихийный вариант  связан с выбором индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального  объяснения своего выбора (полуосознанный путь формирования стиля). Второй, целенаправленный путь, также существует в трех вариантах, каждый из которых заключается в  преобладании механизмов подражания, анализа собственных сильных  и слабых сторон, навязывания определенного  стиля педагогом (по принципу «делай, как я»).

Выработка стиля деятельности, неадекватного  психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.

 

27. Понятие о способностях

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности  в той или иной деятельности. Эти  возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям  труда.

При прочих равных условиях способный  человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических  свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам  человека. Если наличная система свойств  личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у  индивида обнаруживается неспособность  к данному виду деятельности.

Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить  опорные и ведущие свойства. Опорным  свойством способности к изобразительной  деятельности будет высокая природная  чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся  также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся  свойства художественного творческого  воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в  явлениях жизни, производится обобщение  и типизация, создается оригинальная композиция.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое  умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек  создает новое, оригинальное.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений».

Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные  способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых  свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении  различных видов деятельности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких  результатов в какой-либо специальной  области деятельности.

 

28.  Задатки как природная предпосылка способностей.

Под задатками следует усматривать  не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения  деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности  состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним  воздействиям. Вследствие этого музыкальные  или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия  соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил  в областях, которым соответствуют  высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует  понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности  для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Врожденные способности мозга  непосредственно проявляются в  типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности  имеют многогранное значение. Они  составляют природные предпосылки  способностей и характера. Особенности  общих типов оказывают влияние  на образование способностей.

Задатки прежде всего проявляются  в склонностях к определенному  виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и  наиболее ранний признак зарождающейся  способности. Склонность проявляется  в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Склонность свидетельствует  о наличии определенных природных  предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью  имеется и ложная (мнимая). При  истинной склонности можно наблюдать  не только неодолимое тяготение к  деятельности, но и быстрое продвижение  к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение  к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без  наличия потенциальных возможностей развития.

 

29. Способности и творчество

Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это  дано от рождения?

Существует мнение, что творческими  способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о  своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность  к творчеству. Это не значит, что  можно себя убедить в том, что  ты виртуозный скрипач, но попробовать  взглянуть на окружающий мир или  конкретный вопрос под другим углом  может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность  человека находить особый взгляд на привычные  и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят  от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть  на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно  стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей  основной деятельности, но и в смежных  отраслях.

В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь  оригинально мыслящий человек, способный  на нестандартные решения.

Сам творческий процесс поддается  классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у  каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности  можно и нужно развивать.

Нацеленность на поиск ответов  может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.

Одновременно быстрое и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс  это цепь решений, которые возникают  друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или  обсуждения (в случае коллективного  творчества).

Другими словами, изобретение или  открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного  мыслительного процесса. И если вдруг  какие-либо случайности на самом  деле происходят, то что бы увидеть  эти "случайности", нередко нужна  внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.

Для коллективного творчества существуют методики и способы организации  творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический  анализ, карты памяти


Информация о работе Культура и личность