Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Устойчивость  внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Все зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после. чего начинает отвлекаться.

Устойчивость внимания сохраняется  в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой  учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что  вызывает положительные эмоции: у  школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей  деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необходимо учитывать при проведении урока.

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют  непременного распределения внимания (шофер, летчик, дирижер). Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в  поле внимания весь класс и каждого  ученика в отдельности, следить  за их поведением и учебной деятельностью  в классе и в то же время объяснять  новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время  учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать. Умение слушать и понимать лекцию и одновременно записывать ее совершенно необходимо учащемуся, студенту.

При каких условиях две работы могут  успешно выполняться в одно и  то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней  мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком  очень свободно, лишь незначительно  контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть  внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная  деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, как указывал И. П. Павлов, участками коры, находящимися в известкой степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили  такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому  бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек  терял равновесие и падал с  бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная  гимнастка — мастер спорта —  свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого  делать, у них нет опыта, поэтому  не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при  выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению  своего внимания, ставить его в  такие условия, где это делать необходимо.

Переключение  внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, как мы уже отмечали, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии. На пульте управления атомным ледоколом «Ленин» находится более 250 приборов и сигнализаторов. Как же должна быть развита у дежурного на пульте способность к переключению внимания!

В переключении внимания ярко проявляются  индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к  другой, а другие — медленно и  с трудом. О человеке со слабой способностью к переключению внимания говорят, что  у него «жесткое», «липкое» внимание.

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение  по коре головного мозга участка  с оптимальной возбудимостью. Способность  к быстрому переключению внимания зависит  от подвижности нервных процессов, т. е. в конце концов от типа нервной  системы.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом  усилии. Отсюда понятно, почему школьнику  трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Потому же не рекомендуется без особой нужды  часто менять содержание и виды работы в процессе учебной деятельности, если это вызывает у школьников трудности  и требует большой перестройки  характера деятельности. Однако при  утомлении и однообразной работе переключение внимания полезно и  необходимо.

6.

 

 

7. понятие об эмоциональной сфере человека

 ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Эмоциями называют психические  состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и  самого себя. Они сопутствуют нам  на протяжении всей жизни, меняясь в  зависимости от возраста и внешних  воздействий.

Часть эмоций человека совпадает с  эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более  сложные формирования, называемые чувствами.

Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме  того, эмоции делят на положительные  и отрицательные - по признаку доставляемого  удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический  настрой, способствуют развитию его  волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в  отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Тот, кто лишен  чувства печали, также жалок, как  и человек, не знающий, что такое  радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

Эмоциональная сфера человека очень  хорошо проявляется в его темпераменте.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  преднастраиваться на совместную деятельность и общение

Эмоции влияют на выраженность переживаний  человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в  деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и  умеренной радостью. Люди весьма различаются  скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более  того, часто повторяясь, они могут  вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные  и трофические изменения кожи, выпадение или поседение волос.

Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого  голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов  обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

Известно, что с первых минут  жизни младенец проявляет эмоциональные  реакции. Наличие одинаковых реакций  у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных  проявлениях. Обнаружено, что новорожденные  способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более  позднем возрасте - радость, гнев и  нейтральные выражения и затем  научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная  с младенческого возраста, а с  ослаблением нервно-психической  возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни  и поэтому глубже врезавшиеся  во внешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся  лицо матери не вызовет особой реакции  у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует  на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

С возрастом у ребенка развиваются  положительные эмоции. Момент переживания  удовольствия в детских играх  сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает  в момент получения желаемого  результата. На следующей ступени  развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс  игры. На третьей ступени у детей  постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.

В процессе онтогенеза развивается  способность использования эмоциональной  экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом  улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный  регресс в распознавании ряда эмоций.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие  школьной тревожности, связанной с  учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается  ее относительная устойчивость, затем  происходит резкий всплеск тревоги  в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается  и вновь повышается перед выпуском из школы.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается  количество понятий, в которых осмысливаются  эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий  «приятное - неприятное». Границы эмоциональных  понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения  более широкого круга эмоциональных  явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение»  и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно  связывают эмоцию с ситуацией  ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок  начинает дифференцировать представления  о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.

Развитие эмоциональной сферы  ребенка во многом зависит от эмоциональной  атмосферы семьи.

Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени:

1. элементарные чувствования как  проявления органической аффективной  чувствительности, играющие у человека  подчиненную роль общего эмоционального  фона, окраски, тона или же компонента  более сложных чувств;

2. разнообразные предметные чувства  в виде специфических эмоциональных  процессов и состояний; 

3. обобщенные мировоззренческие  чувства. 

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически  включенной в жизнь личности.

Развитие эмоций неразрывно связано  с развитием личности в целом.

Итак, каждый возрастной период характеризуется  своими особенностями проявления эмоций и чувств.

 

8. Эмоции и чувства выполняют  следующие функции.

Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

^ Регулятивная функция выражается  в том, что стойкие переживания  направляют наше поведение, поддерживают  его, заставляют преодолевать  встречающиеся на пути препятствия.  Регулятивные механизмы эмоций  снимают избыток эмоционального  возбужде­ния. Когда эмоции достигают  крайнего напряжения, происходит  их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости,  сокращение мимической и дыхательной  мускулатуры (плач).

Информация о работе Культура и личность