Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Отражательная (оценочная) функция  выражается в обобщенной оценке явлений  и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное  воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление  поиска, способное обеспечить решение  задачи. Эмоциональное переживание  содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение  к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются  в памяти. Так, эмоции "успеха - неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или  угасить се.

^ Переключательная функция обнаруживается  при конкуренции мотивов, в  результате которой определяется  доминирующая по­требность (борьба  между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость  личностным установкам направляет  деятельность личности в ту  или другую сторону.

^ Приспособительная функция. Эмоции  возникают как средство, при помощи  которого живые существа устанавливают  значимость тех или иных условий  с целью удовлетворения актуальных  для них потребностей. Благодаря  вовремя возникшему чувству организм  имеет возможность эффективно  приспособиться к окружающим  условиям.

 В нашей психической жизни  чувства занимают особое место.  Разнообразные эмоциональные моменты  входят в содержание всех умственных  процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают  яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и  прочность запоминания. Эмоционально  окрашенные факты запоминаются  быстрее и прочнее. Чувства  не­произвольно активизируют или,  наоборот, затормаживают процессы  мышления. Они стимулируют деятельность  нашей фантазии, придают нашей  речи убедительность, яркость и  живость. Чувства вызывают и  стимулируют наши действия. Сила  и настойчивость волевых действий  в значительной степени обусловливается  чувствами. Они обогащают содержание  человеческой жизни. Люди с  бедными и слабыми эмоциональными  переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные  эмоции и чувства повышают  нашу энергию и трудоспособность.

Двойственная  природа эмоций

Давно замечено, что при описании эмоциональных переживаний люди обязательно обращаются к описанию тех телесных изменений, которые  при  этом происходят. В лабораторных условиях повседневные наблюдения за телесными проявлениями эмоций подтверждаются данными о многочисленных физиологических  изменениях, сопровождающих эмоции. Помимо всем известного изменения частоты  пульса и дыхания, повышенного или  пониженного пото- и слюноотделения, тремора (дрожания) конечностей и  головы, напряжения скелетных мышц, даже при едва заметных переживаниях эмоций наблюдаются и другие, незаметные физиологические сдвиги, например изменение  сопротивления кожи, частоты и  амплитуды электрической активности мозга и других параметров. Обязательная включенность телесных реакций в  эмоциональные переживания даже послужила У. Джемсу, выдающемуся  американскому психологу, основанием для формулировки теории эмоций, в  соответствии с которой субъективно  переживаемые эмоции есть не что иное, как переживание телесных изменений, происходящих в организме в ответ  на восприятие какого-то факта. В доказательство Джемс предлагает нам представить  себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычесть из всего комплекса переживаний  все ощущения телесных органов. В  результате мы увидим, что от эмоции ничего не останется. Образно эту  зависимость, по Джемсу, можно выразить формулой: «Мы плачем не потому, что нам грустно, но нам грустно потому, что мы плачем».

Эта непременная связь между  эмоцией и ее физиологическими проявлениями используется для проверки искренности  высказываний на так называемом «детекторе лжи» или просто полиграфе. Суть испытания  заключается в том, что с помощью  детектора лжи регистрируются мгновенные физиологические изменения в  ответ на предъявляемые человеку стимулы. Если мышечные проявления эмоций человек контролировать может, то физиологические  он подчинить волевому контролю не в состоянии, особенно когда речь идет о чрезвычайно значимых для  него событиях. Более того, сдерживая  внешнее проявление эмоции, он только ее усиливает. Все это приводит к  тому,    что,    когда    человеку    среди     прочих, предположительно нейтральных, задают вопрос о каком-то предположительно эмоционально значимом для него событии, он, независимо от своего устного ответа, обязательно отреагирует физиологическими реакциями.

Физиологические изменения являются одним из двух компонентов эмоций, причем компонентом весьма неспецифическим. Ряд физиологических реакций  проявляется как при положительных, так и при отрицательных  эмоциях,  например  сердце  может  забиться  не   только   от страха, но и  от радости, это же справедливо и  в отношении частоты дыхания  и многих  других реакций.  Специфичность  эмоции придает та субъективная окраска  переживаний, благодаря которой  мы никогда не спутаем страх с  радостью, несмотря на сходство некоторых  сопровождающих их физиологических  реакций. Субъективное переживание  эмоции, т.е. ее качественная особенность,  называется модальностью эмоции. Модальность  эмоций — это и есть субъективно  переживаемые страх, радость, удивление, досада, гнев, отчаяние, восторг, любовь, ненависть и  т.д.

Таким образом, каждая эмоция состоит  из двух компонентов — импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной неповторимости данной эмоции, и экспрессивного — непроизвольных реакций организма, включающих в свой состав реакции  внутренних органов и систем, недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса), а также так называемые выразительные  движения, имеющие помимо всего прочего  коммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса)

 

9. Теории эмоций

 Эволюционная теория эмоций

Эволюционная теория происхождения  эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней  эволюционный принцип применяется  к психологическому развитию живого организма и доказывается, что  между поведением животного и  человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных  состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов  и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в  процессе эволюции живых существ  как жизненно важные приспособительные  механизмы, способствующие адаптации  организма к условиям и ситуациям  его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных  выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию. [1]

Рудиментарная теория эмоций

Развивает эволюционную идею о происхождении  эмоций, оценивая их со стороны поведенческой  сферы. После публикации работ Чарльза  Дарвина ряд психологов (частью Герберт  Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты — Теодюль  Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом  происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных  реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными  проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно данной концепции, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.

Психоаналитическая  концепция эмоций

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную  сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации  мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной  ситуацией, которая имела место  в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о  выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей  «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается  биологический смысл. Со временем психоанализ  пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как  «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе  избытка энергии, как результат  несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом  этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек  может пытаться скомпенсировать  свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.[2]

Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского невропатолога  Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода  к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную  извилину, гиппокамп и мамиллярные  ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура  названная кругом Пейпеца была названа  Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная  извилина окаймляет основание переднего  мозга). Источником возбуждения лимбической  системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры  среднего мозга и через таламус  передает возбуждение к поясной  извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных  переживаний. Сигналы от поясной  извилины, через гиппокамп и мамиллярные  тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в  лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие  на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса  Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а  субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Соматическая  теория эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута  независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением  активности вегетативной сферы и  субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

Теория  эмоций Кеннона-Барда

По мнению Уолтера Кэннона, гамму  эмоциональных ощущений человека, в  контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим  разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность  физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное  данными физиологии, привели к  выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где  возбуждение расщепляется, часть  его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание  эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет  физиологическими изменениями в  организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения  между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию  сенсорной природы эмоций.[5]

Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах  Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших  полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической  активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы  к регуляции уровня активности. Поскольку  данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих  в мозге процессов, помогают организму  адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы  находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что  эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи  с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется  с силой, продолжительностью и качеством  эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного  результата деятельности, человеку необходим  оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила  существующие представления о связи  эмоций с поведением и вегетативными  реакциями, показав их связь с  активирующей системой мозга.[1]

Двухфакторная теория эмоций

Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать  эмоцию как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и  когнитивной интерпретации этого  возбуждения. Согласно теории, «продукты  процесса познания используются для  интерпретации значения физиологических  реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали  экзамен. Предварительно с этими  студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две  другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом».[6] Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических явлений. Например, идею об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных находим у Леонида Викторовича Крушинского. Эта гипотеза основывалась на опытах, в которых искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивнооборонительных реакций.[7]

Информация о работе Культура и личность