Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:53, сочинение

Описание работы

Если бы вся поступающая информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать. Используя слова К. Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира, можно сказать, что внимание - это ворота, захлопывающиеся перед одними объектами и открывающиеся перед другими. Только тысячная доля поступающей информации достигает «святая святых» человеческого существа - сознания. Остальная информация также не теряется. Она удивительным образом сохраняется в лабиринтах памяти и иногда оказывает помощь в решении возникающих проблем.

Файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

 Аффекты - это сильное, кратковременное  возбуждение, возникающее внезапно  овладевает человеком так сильно, что она теряет способность  контролировать свои действия  и поступки. Примером аффектов  может быть неожиданное переживание  - сильная радость, взрыв гнева,  страха. В состоянии аффекта нарушается  саморегуляция организма, которая  осуществляется эндокринной системой, деятельность внутренних органов,  ослабляются тормозные процессы  коры больших полушарий головного  мозга. И. Павлов, анализируя аффективно  состояние, отмечал, что человек  в состоянии аффекта, превышающий  тормозную функцию коры, говорит  и делает то, чего она никогда  не сделает в спокойном состоянии  и о чем жалеет, когда пройдет  аффект.

 Особенно резко проявляется  аффективное состояние при опьянении,  при котором тормозные процессы  значительно ослабляются. Аффекты  вызываются неожиданными острыми  жизненными ситуациями, в которые  попадает человек. Аффект, как  и настроение, зависит в определенной  степени от индивидуальных особенностей  человека - его темперамента, характера,  воспитанности. 

 Аффективные люди часто "вспыхивают" по любым причинам. Аффекты вызывают  глубокие изменения в психическом  жизни человека, истощают ее. Человек,  воспитав в себе способность  контролировать себя, владеть движениями, может контролировать свои аффективные  реакции. Вместе с тем всем  людям в большей или меньшей  степени свойственно аффективные  жизни, без которого они превратились  бы в пассивных, безразличных  существ. 

 Стресс несколько напоминает  аффект. Он, как и аффект, возникает  за напряженных условий жизни  и деятельности, в опасных ситуациях,  оказываются неожиданно и нуждаются  в немедленных мер. В стрессовом  состоянии поведение значительной  мере дезорганизуеться, наблюдаются  беспорядочные движения, нарушения  речи, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, оказываются неадекватные эмоции. Только твердые умения и навыки  в стрессовом состоянии могут  оставаться без изменений. Практика  показывает, что высокая идейность,  дисциплинированность, организованность  и самообладание предотвращают  дезорганизации поведения в условиях  стресса. 

 Фрустрация - это своеобразный  эмоциональное состояние, характерным  признаком которого является  дезорганизация сознания и деятельности  в состоянии безнадежности, потери  перспективы. Различают следующие  виды фрустрации, как агрессивность,  деятельность по инерции, депрессивные  состояния, характерными для которых  сумм, неуверенность, бессилие, отчаяние. Фрустрация возникает в результате  конфликтов личности с другими,  особенно в коллективе, где человек  не имеет поддержки, сочувственного  отношения. Негативная социальная  оценка человека, который затрагивает  ее лично - ее значимые отношения,  угрожает престижу, человеческому  достоинству, - влечет состояние  фрустрации. Он возникает у людей  с повышенной возбудимостью, с  недостаточно развитыми тормозными  процессами в невоспитанных, избалованных  детей. 

 Страсти - это сильные, стойкие,  длительные чувства, которые захватывают  человека, владеют ею и оказываются  в ориентации всех стремлений  личности в одном направлении,  в сосредоточении их на одной  цели. Страсть - это существенная  сила человека, который энергично  стремится к своему предмету. Она порождает неослабное энергию  в стремлении к цели.

 Страсть проявляется в самых  разных сферах человеческой жизни  и деятельности - в труде, учебе,  науке, спорте, искусстве. Она  имеет избирательный характер  и проявляется не только в  эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в настойчивости. 

 Различают страсти позитивные  и негативные. Даже положительная  страсть, если она мешает деятельности, учебе, становится отрицательной.  Когда ученик, увлекаясь чтением  или спортом, пропускает уроки,  недосыпает, то это увлечение  с положительной страсти превращается  в негативную. Пристрастие к алкоголю, курение пагубно сказывается  на работе и жизни человека.

 Позитивные страсти - увлечение  работой, учебой - является той  силой личности, вызывает большую  энергию в деятельности, способствует  производительности труда.

 

17. Стресс и дистресс

Все прекрасно знают, что для  поддержания высокого тонуса жизни, организму необходим отдых. При  современном ритме жизни человек  постоянно находиться в движении, затрачивает огромное количество физических и эмоциональных сил ежедневно, и времени на отдых у него практически  не остается. Такой образ жизни  подвергает человеческий организм постоянному  стрессу.

 Стрессом принято называть  особое состояние организма человека, которое возникает посредством  воздействия на него различных  повреждающих факторов.

 Для стрессового состояния  характерно постоянное физиологическое  и психоэмоциональное напряжение, в котором человек может пребывать  долгое время. Как только возникают  первые признаки стресса, организм  мобилизует все внутренние ресурсы  и системы, для быстрейшего  преодоления данной проблемы. Но  если стрессовые ситуации повторяются,  раз за разом, или человек  живет в условиях постоянного  психоэмоционального напряжения, в  организме начинают накапливаться  свободные радикалы. Именно они  являются причиной плохого сна,  быстрой утомляемости, хронической  усталости и состояния разбитости, а также снижения общего жизненного  тонуса.

 Накопление свободных радикалов  в организме человека в большом  количестве приводит к полной  дезорганизации человека, такое  состояние называют «дистрессом». Как следствие, такого состояния  организма, может быть возникновение  психосоматических расстройств.  В первую очередь страдает  иммунная и сердечно-сосудистая  система человека (боли в сердце, повышение артериального давления, снижение иммунитета). Нервная система  реагирует следующим образом:  возникновение постоянного чувства  беспокойства, усталости, раздражительности.  Язвы желудка – также проявление  психосоматических расстройств.

 Чтобы помочь своему организму  справиться со стрессом необходимо, в первую очередь, как можно  меньше проявлять негативных  эмоций. Для очищения сознания  от негативных мыслей и эмоций  хорошо помогут занятия спортом,  медитацией, ойгой, а массаж служит  отличным расслабляющим и тонизирующим  средством.

 Помогает при стрессе чашка  хорошего зеленого чая, такого  как да хун пао, его можно  купить здесь.

 В затяжных стрессовых ситуациях  следует обратиться к психотерапевту.

 

18. Проблема управления эмоциями

 Сегодня все большее значение  потребитель при выборе товара  уделяет не столько полезным  качествам товара, сколько руководствуется  своими субъективным восприятием  образа товара, обращает внимание  на эмоции, вызванные как прямой  рекламой товара, так и различными  коммуникационными мероприятиями,  направленные на продвижение  товара. И это не случайно, ведь  сегодня объективные качества  товаров, находящихся в одной  ценовой категории, практически  одинаковы. К тому же со временем  у человека вырабатывается стойкий  иммунитет к прямой рекламе  и передаваемой ею информацией.  Поэтому все большее влияние  имеет образ товара, сформированный  в сознание потребителя. А одним  из главных мерил привлекательности  товара являются эмоции, вызываемые  рекламой, именно они определяют  наше поведение, влияют на отношение  к окружающему нас миру. Следовательно,  напрашивается первое предположение:  научившись управлять эмоциями  человека, мы сможем напрямую  влиять на отношение потребителя  к товару? Однако этот вопрос  неоднозначен, ведь даже само 

 понятие «эмоция» весьма  абстрактно и мало исследовано,  но факт их влияние на поведение  человека, мыслительные процессы  и восприятие остается бесспорным. Так, с точки зрения теории  дифференциальных эмоций, они составляют  основную мотивационную систему  человеческого существования, взаимодействуют  с перцептивными, познавательными  и моторными процессами и оказывают  на них влияние. Итак, мы видим,  что эмоции являются одним  из самых важных факторов, определяющих  человеческое поведение. Как же  возможно управлять этим фактором? Если учесть, существующее распространенное  мнение, что эмоции есть ни  что иное, как сугубо личные  реакции на внешние раздражители, то, действительно, управлять ими  не представляется возможным.  Но если представить, что существуют  внешние стимулы, способные вызывать  одинаковые (сходные) эмоции, то это  уже не кажется невозможным.  Тогда следующий вопрос очевиден: каковы эти внешние стимулы  и почему именно они могут  вызывать одинаковые (сходные) эмоции?

 Итак, круг интересующих нас  проблем очерчен, теперь мы  можем смело приступить к поэтапному  их рассмотрению.

 

  19. Понятие воли

Воля — сложнейшее явление в  человеческой психологии. Волю можно  определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную  управлять психологическими явлениями  и поведением человека. Это форма  внутреннего контроля поведения, осуществляемого  человеком и связанного с его  сознанием, мышлением.

Воля — высший уровень регуляции  поведения человека. Это то, благодаря  чему возможно ставить перед собой  сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние  препятствия благодаря воле человек  делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ —  воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это  происходит из-за того, что воля —  субъективное явление, которое не имеет  определенных внешних проявлений и  физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга  ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно  возникающие в данной ситуации желания  и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору  на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Функции воли

В целом волевые процессы выполняют  три основные функции.

Первая — инициирующая (непосредственно  связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить  начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные  и субъективные препятствия.

Вторая  — стабилизирующая, связанная  с волевыми усилиями по поддержанию  активности на должном уровне при  возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третья — ингибирующая состоит  в оттормаживании других, часто сильных  мотивов и желаний, других вариантов  поведения.

Воля как процесс — это  не только одна из высших форм организации  всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще  одну функцию воли — генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических  процессов, а также формируются  так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

 

20. ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ -

 сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом)  к выбору цели, к концентрации  внимания на объекте, исполнению  принятого решения, к началу  или остановке движения и т.  п. Таким образом, В. у. проявляется  на любом этапе волевого действия, связанного с его запуском  или остановкой, с преодолением  трудностей объективного и субъективного  характера, возникающих в процессе  трудовой деятельности человека (преодоление неблагоприятных психических  состояний — утомления, монотонии,  напряженности, страха и др.); с  подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциогенными  факторами, и т. д. Изучение  В. у. относится к проблеме  эффективности и надежности трудовой  деятельности человека и имеет  большое практическое значение  при диагностике качеств личности  в ряде профессий, при выборе  которых профессиональное обследование  и психологический отбор играют  важную роль.Особенно это относится  к деятельности человека в  экстремальных условиях, когда возникают  препятствия на пути к поставленной  цели. Для изучения и измерения  величины В. у. существует ряд  методов, основанных на едином  принципе: измерении выносливости  человека. Это выносливость при  мышечной работе статического  или динамического характера,  выносливость в отношении внешних  раздражителей, преодоление возрастающих  трудностей при умственной работе, задержка эндогенно обусловленного  автоматического процесса, напр. задержка  дыхания. При этом о способности  человека длительно поддерживать  В. у. можно говорить лишь  в том случае, если общее время  работы можно разделить на  два этапа: до наступления усталости  (здесь усилие поддерживается  энергетическими возможностями  человека, которые не одинаковы  у разных людей) и после ее  наступления (до отказа поддерживать  В. у.). Именно в это время  человек функционирует при другом  режиме регулирования — экстремальном,  и усилия, которые он при этом  прилагает физически и психически, определяются его волевыми качествами. Поэтому по времени работы  на фоне можно судить о способности  человека к поддержанию В. у.

 

21. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании  цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем  потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в  конкретное желание.

Информация о работе Культура и личность