Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций
Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции
Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.
Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65
Конт Огюст (1798–1857) – французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма. Автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830–1842). В 1816–1824 – секретарь Сен-Симона. Конт провозгласил создание новой науки – социологии, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества; создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии.
Кравченко Альберт Иванович (р. 1949) – российский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философский факультет МГУ (1973). Доктор социологических наук (1991). С 1978 работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. С 1984 – научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования». Кравченко дал определение структуры и предметной области социологии труда, осуществил систематизацию категориального аппарата, выделил основные школы в истории отечественной и зарубежной социологии труда, предложил новую трактовку концепции социальной организации труда Тейлора. Является автором более 150 научных работ, в том числе – «Социология труда в XX веке: историко – критический очерк» (1987), «Введение в социологию. Учебное пособие» (1995), «Основы социологии» (1997).
Кули Чарлз Хортон (1864–1929) – американский социолог и социальный психолог. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете. В 1918 – президент Американского социального общества. Основные сочинения: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Считается предшественником теории «символического интеракционизма». Согласно Кули, человек и общество есть аспекты органического единства – «человеческой жизни», вне которой они являются чистыми абстракциями. Общество может существовать лишь на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. Кули связывал формирование человеческого «Я» с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению ученого, он производит на окружающих (теория «зеркального «Я»).
Лавров Петр Лаврович (1823–1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х; в начале своей карьеры – профессор математики. В 1868–1869 опубликовал «Исторические письма», ставшие настольной книгой радикальной молодежи России. С 1870 за границей, издает газету «Вперед!». Лавров считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Лавров определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность – есть общность привычек, интересов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Лавров приходит к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. Реальными субъектами истории, по Лаврову, являются «критически мыслящие личности», способные выработать в себе высший нравственный идеал.
Луман Никлс (1927–1999) – известный немецкий социолог. Окончил Билефельдский университет. В 1968–1993 гг. – профессор Билефельдского университета. Основное внимание уделял разработке теории социальных систем. Считал, что основными элементами социальной системы являются не люди или их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникация не ограничивается передачей информации, а является самореферентным процессом, приводящим к определенному структурированию социальной системы. Наиболее известные работы – «Социальные системы: основы общей теории» (1984), «Теория общества» (1989), «Наблюдения современности» (1992).
Маркс Карл (1818–1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист. Получил образование в университетах Бонна и Берлина, защитил докторскую диссертацию по философии в Йенском университете. В 1864 г. участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (I Интернационал). Основные труды: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс считал, что в основе развития общества находится способ производства материальных благ, состоящий из двух взаимосвязанных сторон – производительных сил и производственных отношений. На определенном этапе развития общества производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями, и тогда наступает эпоха социальной революции. В процессе революций рабочий класс становится «могильщиком» капитализма, превращает частную собственность в общественную; совершается переход к новому типу общества – коммунистическому, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.
Мертон Роберт Кинг (1910–2003) – американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Внес значительный вклад в развитие и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма («Социальная теория и структура», 1957), социальной дезорганизации обществ («Социальная структура и аномия», 1966), социологии науки («Социология науки», 1973) и др.
Мид Джордж Герберт (1863–1931) – американский психолог, социолог и философ. Основные его работы собраны в книгах « Разум. Я и Общество» (1934) и «Философия действия (1938). Определял свою концепцию как «социальный бихевиоризм», однако, фактически заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Г. Блумером). Согласно Миду, любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы.
Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – русский философ и социолог, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Что такое прогресс?» (1872), «Борьба за индивидуальность» (1875–1876), «Герои и толпа» (1882). С 1892 года – один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство». Предметом социологии, по мнению Михайловского, является отношение различных форм общежития (кооперации) к судьбам личности, исследование законов этого отношения позволяет соединить в социологическом анализе сущее и должное. Михайловский разработал субъективный метод в социологии. Данный метод не исключает объективного познания, но в силу неустранимости субъективного момента (предвзятого мнения) из социального познания предполагает еще и оценку реальности с точки зрения нравственного идеала, желаемого будущего.
Парсонс Толкотт (1902–1979) – выдающийся американский социолог. Родился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. С 1927 г. – профессор Гарвардского университета, в 1946–1956 гг. возглавлял отделение социальных отношений. Создатель социологических теорий структурно-функционального анализа и социального действия. Президент Американской социологической ассоциации (1949). Основное внимание уделял теории систем и социального действия, разработанных в трудах «Структура социальной деятельности» (1937), «К общей теории действия» (1951), «Система современных обществ» (1971). Занимался исследованием субъекта действия («актора»), в качестве которого может выступать отдельный индивид, коллектив, организация. Основными функциями систем действия считал: адаптацию, интеграцию, мотивацию и целедостижение. Считал, что система общества включает в себя в качестве высшей иерархической структуры систему культуры, неразрывно связанную с системой личности.
Смелсер Нейл Джордан (р. 1930) – американский социолог, профессор Калифорнийского университета, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Главные работы: «Социология экономической жизни» (русск. перевод издан в 1965 г.), «Теория коллективного поведения» (1962), учебник «Социология» (1988). Автор концепции ценностно-ориентированного коллективного поведения, теории социальных изменений и методологии сравнительного анализа.
Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) – родился в Вологодской губернии в семье ремесленника. Окончил Санкт-Петербургский университет. В 1917 г. получил звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета, в 1920 г. избран руководителем кафедры социологии этого университета. В 1922 г. эмигрировал из Советской России. Сначала жил и работал в Праге, а затем – в США. Работал профессором, а с 1930 г. – деканом социологического факультета Гарвардского университета. Основные труды: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937–1941), «Социальная и культурная мобильность» (1959), «Социологические теории сегодня» (1966). Основной вклад в социологическую науку заключается в создании теорий социальной стратификации и социальной мобильности, в разработке всемирной панорамы социокультурной динамики общества и основных типов культур. Считал, что ключевую роль в развитии человека и общества выполняют социальные взаимодействия, в процессе развертывания которых формируется личность, вырабатываются формы культуры и типы обществ. Подверг резкой критике чрезмерное распространение различных форм массовой культуры, неразрывно связанной с кризисом духовности в современном мире. Выражал уверенность, что человечество от эпохи войн, революций и кризиса культуры движется к новым формам социальных взаимодействий, возвышающих человека духовно, нравственно, социально.
Спенсер Герберт (1820–1903) – британский философ и социолог. Важнейшие труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864–1867), «Основания психологии» (1870–1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876–1896). Идея всеобщей эволюции – центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Он выделил три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Основная задача социологии по Спенсеру – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер – родоначальник «органицистской школы» в социологии.
Ядов Владимир Александрович (р. 1929) – российский социолог. В конце 1950-х годов Ядов организовал лабораторию социологических исследований при Ленинградском Государственном университете, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию. В 1963–1964 прошел стажировку в Университете Манчестера и Лондонской школе экономики и политических наук, где изучал методику и технику социологических исследований. Под руководством Ядова в Ленинграде сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, осуществивший исследовательский проект «Человек и его работа». На протяжении 1960–1970-х возглавляемая Ядовым ленинградская социологическая школа провела фундаментальное исследование ценностных ориентаций, в результате которых была разработана и получила широкое признание диспозиционная теория регуляции социального поведения личности, сыгравшая важную роль в обособлении социальной теории от доктрины исторического материализма.
1 В современной социологии под классом понимают большую группу людей, имеющих одинаковый статус в системе социальной стратификации.
— —