Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:35, лекция

Описание работы

Личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутреннем своеобразием личности, ее духовного мира.
Попробуем разобраться в том, как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.

Файлы: 1 файл

02. Лекция. Тема. Личность и общество.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

      Как видим, социальная роль — достаточно полная (но не всеохватывающая!) поведенческая характеристика, в том числе характеристика личностных черт.

      Статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., т.е. это ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Или точнее, норма поведения личности определенного статуса.

      Генеральные статусы человека, гражданина также имеют соответствующие ролевые ожидания — это ожидания относительно поведения любого члена сообщества, независимо от его профессии, пола, образования. Можно сказать, что генеральные ролевые ожидания — это своеобразное личностное воплощение общечеловеческих ценностей, норм поведения.

      Рассматривая социальные роли, необходимо соотнести их с ценностями, нормами поведения, мотивами и т.д. В рамках социальной роли происходит определенное упорядочивание этих феноменов в соответствии со специфическими требованиями, стандартами поведения, необходимыми для той или иной функции.

      Генеральные ролевые ожидания упорядочивают общечеловеческие ценности, профессиональные — «завязывают» специфические и т.д. Другими словами, теория социальных ролей позволяет организовать ведущие социокультурные элементы вокруг конкретных статусов, функций, выполняемых человеком.

      Важно подчеркнуть, что социальная роль — это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, - это деиндивидуализированные нормы поведения личности. Представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.

      Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. И не более того. Не следует расширительно толковать социальную роль, делать ее всеобъемлющей личностной характеристикой. К тому же широта закрепленных за статусом ролевых ожиданий — признак чрезмерной унификации людей, требующихся для данного статуса, для данного общества. Следует иметь в виду, что в зависимости от функции, к которой привязана социальная роль, акцент может делаться в одном случае на одних социальных, нравственных, психологических качествах, в другом случае — на других.

      Рассматривая, в частности, социальные институты, мы отмечали, что любой институт как вид регулярных социальных взаимодействий предъявляет участникам этих связей определенные стандартные требования. Тем самым гарантируется нужный уровень деятельности института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность для института замещения одного участника связей другими. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образца, стандарта, нормы.

      Тем самым мы подходим к следующей характеристике социальной роли. Если первая делает акцент на функциональной целесообразности, то вторая — на соответствии ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель — неудачник, интеллигент-чернорабочий. Социальная роль ребенка как члена семьи в странах, где развиты либеральные ценности, будет усматриваться в одном, в странах, где в регулировании отношений в семье, между поколениями доминируют патриархальные ценности — в другом.

      * * *

      Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям. В умозрительных доктринах на одном полюсе стоит личность, точнее — общие рассуждения о ее призвании, долге, месте в обществе, а на другом полюсе — класс, общество как некие монстры, неизвестно как и откуда возникшие. Социальная роль как деиндивидуализированное описание черт личности, выполняющей определенные функции в системе социальных связей, позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными образованиями. И в этом немалая заслуга социологической теории социальных ролей.

      Вместе с тем, нас не покидает и определенное опасение: не превращена ли личность в некоего робота, которому уготовано двигаться по заранее намеченной, проложенной колее — роли. 

      2.2. Ролевые конфликты 

      Мы выше упомянули, что роль дает достаточно полное, выразительное, но все же не всеохватывающее описание черт личности. Следует иметь в виду, что роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в третьей роли — перед подчиненнами, в четвертой — как отец. Везде он остается директором завода — в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р.Мертон совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал ролевым набором. И если мы выше отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ролей, которые он исполняет, бесконечное множество. Если же роль «привязана» к формализованному статусу, т.е. функциям, которые Вы исполняете в рамках формальных социальных институтов, эта роль формализованная, наиболее строго регулируемая, контролируемая. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роди, завязанные на соответствующий статус. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального определенного стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д.

      Многообразие социальных ролей, выполняемых нашим современником, становится причиной, порождающей различные явления нашей жизни.  Прежде всего отметим, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей, функций. Уникальность сочетания социальных функций, ролей выступает как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

      Во-вторых, и на этом в данном случае мы хотели бы остановиться подробнее, многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности. Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Но во всех случаях — это одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас даже и трагизм жизни нашего современника.

      Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

      1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурных ролевых ожиданий. Ярким примером этого внутриролевого конфликта является тот, в атмосфере которого выросли все поколения отечественных обществоведов последних 80 лет XX в. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы люди, занятые в ней, занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось — это стало социокультурным образцом и безусловным требованием, которое строго контролировалось, — оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.

      Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем случае социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, взяли безусловный верх. В результате за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически была сведена нанет.

      2. Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Даже смена кафедры преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. Глубинные конфликты возникают по вопросам более масштабным, когда речь идет об осознанном неприятии личностью тех или иных стандартов поведения, поддерживаемых обществом, государством. Здесь ярким примером может служить личность ученого, гражданина и демократа А.Д. Сахарова.

      3. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы больше сил и времени уделять семье.

      4. Этот же пример справедлив для описания и еще одного конфликта: различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

      5. Традиционным для социологии является анализ конфликта между ролями. Очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя». Укажем, что и та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение произошло по причине противоречий между самими стандартами, но они не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности.

      Ориентация на две при синхронизации противоречащих друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе личности, е раздвоению и т.д. Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: наш ученый стремится больше заниматься детьми, а реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. В одном случае, когда наш герой не занят наукой, он — заботливый отец. А в других — этот же человек может удивить своим безразличием и бессердечием в отношении к своему ребенку.

      В этом отношении характерны результаты известного эксперимента Лапьера, который путешествовал с двумя студентами-китайцами по США в 1934 году. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% случаев был отказ, в остальных — уклончивые формулировки. На наш взгляд, данный пример свидетельствует в том числе и о межролевом конфликте, расхождении между социальной ролью хозяина приличной гостиницы, (в которой ни к чему селиться «желтым») и социальной ролью умелого, не упускающего своей выгоды предпринимателя.

      Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желвтельном, одобряемом одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций. «Надо уделять больше времени семье» — это мотив, связанный с социальной ролью добропорядочного отца, семьянина. «Надо уклоняться от каких-либо дел с “желтыми”» — это мотив, связанный с социальной ролью добропорядочного хозяина приличной гостиницы. Возникла ситуация, когда важнее оказалась ориентация на активного, не упускающего своего шанса предпринимателя — и китайцы были поселены в гостинице.

      Мы подошли к важному умозаключению: в конфликте ролей берет верх та, которая в данной ситуации весомее для индивида. Другими словами, роли как и статусы иерархизированы. Данная иерархия — детище общества, принятых в обществе предпочтений: что более, а что менее важно. Но каждый из нас сам выстраивает пирамиду своих предпочтений. 

      2.3. Социальные роли и поведение личности 

      Функции, статус и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств. Мы подошли к осмыслению одной из главных проблем социлогии личности.

      В какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обусловливает внутренний мир личности, ее желания, стремления и т.д. Может быть, не зря говорят, что общество «продавливает» в личности независимо от ее желания то, что ему (обществу) необходимо? Так ли это на самом деле? А может быть, правы те, кто считает, что личность «хитрит», она выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде? Может быть, личность становится такой, какой желало бы общество лишь в той мере, в какой это не препятствует достижению личностью собственных желаний, целей?

Информация о работе Личность и общество