Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:35, лекция

Описание работы

Личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутреннем своеобразием личности, ее духовного мира.
Попробуем разобраться в том, как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.

Файлы: 1 файл

02. Лекция. Тема. Личность и общество.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

      В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвен-циальной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интериоризированную систему принципов. Л.Кольберг выделяет несколько стадий, соответствующих разным уровням морального сознания, которые мы приводим в интерпретации И.С. Кона.

      I. «Доморальному» уровню соответствуют стадии: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

      II. «Конвенциальному» уровню соответствуют стадии: 3) модель «хорошего» ребенка, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыд перед их осуждением; 4) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

      III. Уровню «автономной морали» соответствуют стадии:

      5А) подросток осознает относительность и условность нравственных правил (релятивизм) и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

      5Б) «релятивизм» предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства.

      Лишь после этого

      6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

      Значимость этих идей в том, что они были подтверждены в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике. Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом — с другой. Число детей, стоящих на «доморальном» уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

      По существу идет речь о поэтапном формировании собственного «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения), к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

      Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности, в сочетании застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению «философских», вечных вопросов — противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя самое, доподлинно убедиться в справедливости накопленных и внушаемых ей ценностей, идей.

      Следует учесть, что люди нередко в своем развитии застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается как развитость их интеллектуального уровня, так и социокультурная среда, в которой они живут, тонус нравственной, деловой жизни. Там, где личность жестко подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить свою самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря в терминах М.Вебера, традиционных действий и мотивов формирования человека-винтика, приученного «жить как все», «как положено».

      Итак, становление личности в детские, юношеские молодые годы — это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где складываются опоры его духовного мира. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает конкретно, как жить, во имя чего жить. И еще не известно, станет ли лично совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью других, приобретет ли лично активный индивид качества смелого политика и т.д.

      Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют неизгладимый след на внутреннем мире личности, требует исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30 - 50-летних. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. Во-вторых, изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество, как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Наглядный пример тому – сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

      Обратим внимание и на существенные различия процесса социализации на тех или иных этапах становления и развития личности.

      В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий, а также самовоспитания и других форм самодетерминации. Воздействие средств массовой информации в этом случае, чаще всего наталкивается на глубокие и достаточно устойчивые убеждения личности, ее собственное видение проблемы. Это не всегда скажешь о духовном развитии молодежи, юношества, детей. Здесь эффект внешних воздействий, в том числе сознательных, воспитательных существенно повышается. При внешней критичности молодой человек удивительно доверчив, впечатлителен. Если удается преодолеть холодок недоверия, отчужденности, молодые люди нередко становятся относительно легко управляемой массой. Не случайно то влияние, которое на них могут оказать лидеры неформальных групп сверстников, рок-звезды и т.д.

      В процессе социализации среда влияет на духовное развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. В качестве последнего имеются в виду те впечатления, жизненные уроки, которые личность получает, осмысливает в процессе участия в социальных институтах и общностях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, участвуя в осуществлении типичных для данного общества моделей деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.). Для выполнения тех или иных функций человек проходит через систему социального отбора, предписаний, должен воспринять соответствующие ценности, нормы поведения.

      Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется, а что отвергается в данном обществе, в данной среде, как следует выполнять свои функции, обязательства и т.д. Она взвешивает, оценивает, принимает решения для себя, делает жизненные выводы.

      Естественно, в детские, юношеские и даже молодые годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем и жизненный опыт, человек проходит через своеобразное сито множества ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами — все это существенно обогащает духовно личность, активно развивает в ней способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать.

      При этом ведущую роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения решающих функций, связанных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе.

      Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути, решающее социализирующее воздействие на личность. Но это воздействие непреднамеренное. Мы в этом случае имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей.

      Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности обществом осуществляются целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание. В ходе воспитания происходит специальный отбор как задач, идей в духе которых желательно формирование личности, так и средств, методов, которые способны обеспечить наибольший эффект этого процесса.

      На ранних этапах развития общества процесс социализации был вплетен в производственную деятельность, домашний труд; специально организованных его форм не существовало. Выделение целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Социальная организация по формированию личности, видимо, предполагала (и предполагает) в том или ином виде понимание того, что: а) «личностью не рождаются, а ею становятся», что дает шанс для воспитания, делает воспитательные усилия небесполезными; б) что духовный мир личности во многом зависит от того, кто и как на нее оказывает воздействие; в) личность желательно сформировать с качествами, полезными для общества, социальной группы, семьи. И по всей видимости гораздо позже, уже накопив опыт воспитания, люди приходят к пониманию того, что г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды; д) что формирование личности представляет процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. стремлений, склонностей и способностей самой личности.

      Сегодня воспитание приобрело характер постоянно действующего, специально организованного элемента жизни цивилизованного общества. Оно осуществляется в ходе деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, средств массовой информации, религии и т.д.

      В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные, целенаправленные и непреднамеренные формы. Первые тесно связаны со вторыми, дополняют и углубляют их воздействие. Ведь оставаясь один на один со своими жизненными впечатлениями, человек чаще всего, в особенности в юношеские и молодые годы, не способен осмыслить их глубоко, вскрыть в текущих буднях подлинные ценности жизни, ее перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уверенно опереться на опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социализации личности, обретения ею социальных свойств и качеств, реализации заложенных в ней способностей, своеобразия.

      Нередко, в особенности в западной социологии, социализацию связывают преимущественно с процессомм приобретения личностью типичных, повторяющихся черт. Фактически под социализацией имеется в виду не столько процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, сколько механизм, обеспечивающий формирование конформной личности, реализующей стандартные нормы и образцы ролевого поведения.

      При таком подходе возникает тенденция понимания индивидуальности как внесоциальной характеристики человека. С индивидуальностью в лучшем случае связывают или особенности людей внешне броских, ярких, приметных, или, нередко, имеют в виду что-то спонтанное, неосознаваемое в поведении конкретных людей. На наш взгляд, в личности неразделимо типичное, стандартное и неповторимое. Процесс социализации — это обретение личностью своего социального лица, в котором синхронизированы, синтезированы типичное и индивидуальное.

      Следует отметить, что проблемаа индивидуальности тесно увязана с самим пониманием социализации, механизмами взаимодействия социальной среды и личности в этом процессе. Отнюдь не случайно, что в рамках доктрин, отвлекающихся от проблемы индивидуальности, акцент делается на пассивно-адаптационных механизмах формирования личности типа подражания, имитации, идентификации.

      В рамках же концепции, рассматривающей развитие личности как результат ее активно-преобразующей деятельности, духовный мир индивида предстает как взаимодействие внешних и внутренних фактов. Духовный (идеальный) образ, который складывается в сознании личности, подчас ощутимо отличается от исходного импульса социальной среды. В этом образе воплощено взаимодействие внешних социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентации, жизненного опыта, интересов, предпочтений, особенностей восприятия, интеллекта. Именно с этим связано то обстоятельство, что различные люди по разному оценивают, реагируют, переживают одно и то же событие, социальное явление.

Информация о работе Личность и общество