Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:35, лекция
Личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутреннем своеобразием личности, ее духовного мира.
Попробуем разобраться в том, как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.
Итак, с чем же связано своеобразие личности? Эта проблема, думается, жизненно важна для каждого. Задумывались ли Вы над своей неповторимостью, замечали ли Вы ее в других? Умеете ли Вы ценить свою индивидуальность, углублять ее позитивные стороны, нейтрализовать неконструктивные? Навряд ли нам удастся ответить на все эти вопросы, связанные с формированием неповторимых черт личности. Остановимся лишь на некоторых из них.
Одна из причин, объясняющая индивидуальность личности, заключается в том, что люди генетически неповторимы. А не противоречим ли мы сами себе? Ведь несколькими страницами выше отмечалось, что генами социальные свойства не передаются. Да, не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Так, доброта у некоторых людей нередко приобретает навязчивый характер. Совестливость у человека, обладающего повышенной тревожностью, может доходить до мании преследования.
Есть врожденные качества, которые способны оказать немалое влияние на а) восприятие индивидом социальной реальности б) его поведение в системе социальных взаимодействий в) оценку другими поведения данной личности. Речь идет, прежде всего, о темпераменте, важнейшей психо-динамической характеристике человека, которая наследуется генетически. Конечно, сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, определяет лишь динамическую сторону человеческих поступков. Вместе с тем, это не должно заслонять и того факта, что в каждый отдельный момент реальное поведение человека представляет собой единство социального содержания и темперамента, окрашивающего своеобразием все психологические проявления личности (эмоции, мышление, волевые и т.п. процессы). Во многом именно темперамент придает неповторимость личности. И очень часто темперамент, этот в общем-то биогенный фактор, становится одной из причин взлетов и неудач конкретного человека.
Судите сами, насколько может сказаться на социальной жизни человека темперамент. Его основными показателями, в частности, являются:
Сенситивность. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, легко или трудно возбудим конкретный человек.
Реактивность. С какой силой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия. Т.е. какова эмоциональность, впечатлительность.
Активность. Выражается в степени воздействия человека на внешний мир, его способности преодолевать препятствия при достижении целей.
Темп реакций. Скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота ума.
Пластичность, ригидность. Приспособляемость или, наоборот, косность, неизменность поведения, упрямство и т.д.
На основе этих и других характеристик определяются основные типы темпераментов. Наиболее простой является классификация, данная И.П. Павловым: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. (Есть другие, более сложные классификации.) Так, холерический тип характеризуется сильным типом нервной системы, процессы которой хорошо подвижны. Холерик легко возбудим, настойчив, высоко реактивный и активный. Он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив и т.д.
Отметим, что существуют и другие врожденные свойства: доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного с левым полушарием) типа мышления. Еще раньше мы говорили о влиянии интеллекта на моральное развитие личности и т.д.
Можно сказать, что врожденные свойства могут при прочих условиях в немалой степени повлиять на социальную судьбу человека. Очевидно, что активный и по-хорошему упрямый молодой человек не остановится перед первой неудачей, проявит настойчивость в реализации поставленной цели. Вероятность достижения им своих замыслов достаточно велика. И наоборот, безвольного, слабохарактерного человека может сломить первая же неудача, он вынужден будет избрать себе иную социальную нишу и судьбу. И в том, и в другом случае своеобразие темперамента может иметь, как мы видим, социальное проявление и значение.
Причем, данные индивидуальные особенности с малых лет сказываются на выборе тех или иных жизненных путей. Там, где активный, энергичный и упрямый будет выбирать путь к наиболее престижной профессии, должности, безвольный раз за разом будет склоняться к тому, что попроще — школу попроще, вуз попроще. Происходит своеобразное провоцирование социальной судьбы человека. Личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностями, при прочих равных условиях, оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются в чем-то различные приоритеты ценностей. Казалось бы, невинные биогенетические несхожести темперамента обнаруживают существенный социальный эффект, неповторимость приобретает социально выраженный характер.
Обратим внимание и на другой момент. Речь идет об индивидуализированном восприятии личностью социальных условий. Каждый человек видит мир по-своему. Сказываются как особенности восприятия, воображения, так и культура, образованность личности, ее ориентиры, установки. При внимательном рассмотрении и здесь мы, как и выше, обнаруживаем эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные. Когда мы говорили о личности А.Д. Сахарова, имелось в виду и особое устройство духовных процессов, своеобразие восприятия мира, которые были затем в различных ситуациях социально закреплены в особую способность А.Д.Сахарова уметь чужое горе воспринимать как свое, быть верным своим принципам.
Следовательно, речь идет о том, что индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий. Энергичный выбирает себе жизненный путь, который развивает в нем определенные качества, позволяет накопить неповторимый жизненный опыт, углубляет к тому же его врожденные способности и т.д. Наблюдательный стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, конструкты, в которых срослись генетическое своеобразие и социальное качество личности.
Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей. Вместе с тем, следует иметь в виду, что каждый индивид обладает неповторимым сочетанием, набором этих деиндивидуализированных ролей, что в свою очередь означает: к уникальности темперамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний.
Реальная
духовная жизнь личности, образы, идеи,
которые ее наполняют, представляет собой
взаимодействие внешнего социального
мира и внутренних свойств личности. Внешний
мир не прямо отражается в сознании, он
преломляется в специфических, уникальных
структурах данной личности, порождается
единством типичного и неповторимого
в личности.
«Я»:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ
Логика анализа проблем личности подвела нас к осмыслению проблемы «Я». «Я» - другими словами, субъективная целостность (само)ощущений, (само)образов, (само)оценок, на основании которой личность выделяет себя из окружающего мира, осознает как автономного и ответственного субъекта социальных взаимодействий – является одной из самых увлекательных в социологии личности. Вместе с тем, проблема «Я» - предмет серьезных дискуссий как сегодня, так и в прошлом.
На наш взгляд, в социологии и социальной психологии можно говорить о двух основных тенденциях понимания проблемы «Я». Первая находит свое обоснование прежде всего в работах З. Фрейда. Вторая – в работах У. Джемса, Ч. Кули и получила развитое и систематизированное выражение у Дж. Мида.
З. Фрейд выделил в структуре личности три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Ид (Оно) представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия. Фрейд выделяет в человеке две потребности: либидозную и агрессивную – именно они и есть источники духовной деятельности личности. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область «бессознательного».
Я (Эго) выступает как бы посредником, промежуточным звеном в структуре личности. Оно и воспринимает бессознательные инстинкты, и подчиняется нормативам, требованиям общества, и пытется реализовать эти бессознательные инстинкты в приемлимой для конкретной реальной ситуации форме. По сути смысл Эго в окультивировании бессознатльных инстинктов личности.
Супер-Эго (Сверх-Я) - это совокупность моральных устоев общества. Данный компонент выполняет роль своеобразного внутреннего «цензора».
Эго постоянно раздтрается конфликтами между инстинктами, которые постоянно прорываются из Ид, и запретами, требованиями, благодоря которым Супер-Эго контролирует Эго. Систематически прибегая к защитным механизмам (вытеснению, сублимации), Эго тем самым контролирует Ид.
Фрейд рассматривает организм как сложную энергетическую систему, управляемую законом сохранения энергии. Если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-Эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, различных форм, в которых они прорываются. В том числе, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства) является, по З.Фрейду, символизацией вытесненных в «подполье» бессознательных потребностей. Другой формой являются социальные чувства — несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы — альтруистическая любовь, дружба, которые, по З.Фрейду, представляют собой превращенные формы сексуального.
Идеи З.Фрейда вот уже многие десятилетия постоянно подвергаются серьезной и обоснованной критике. Вместе с тем, они все это время привлекают внимание не только специалистов, но и широких кругов общественности разных стран. В чем же загадка такого внимания к его идеям?
Упущения есть, и они были выявлены давно. З.Фрейд основу человеческой жизни, в том числе мотивации деятельности, простые и сложные формы социального взаимодействия усматривает в инстинктах, бессознательных влечениях. Человек — это окультуренное благодаря Супер-Эго и обуздываемой деятельности Эго животное. Причем З.Фрейд, который значительную часть своей жизни практиковал как психотерапевт, решающее значение придал либидо — сексуальному инстинкту, подавление которого в действительности становится одной из важнейших причин психических заболеваний.
Но что же все-таки притягивает внимание к идеям З.Фрейда? Думается то, что выдвинутая им модель личности содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Сделана попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта.
Согласитесь, личность, контуры которой набросал З.Фрейд, при всей ее биологизаторско-либидозной однобокости, «дышит», живет, содержит намек на возможность проявлений неповторимости, индивидуальности. И вместе с тем обнаруживает свою социальную принадлежность, социальную контролируемость (Супер-Эго).
Вторая традиция получила известность как теория зеркального «Я». Для нее характерен пристальный интерес к социальной обусловленности «Я». Другие люди — Он, Они —«это те зеркала, в которых формируется мой собственый образ “Я”». Следовательно, представление личности о себе, т.е. «Я» есть не что иное, как синтез тех впечатлений, которые, как кажется личности, она производит на окружающих, «значимых других». В различных интерпретациях, вариантах сторонники зеркального «Я» подчеркивают, что мое представление о себе есть не что иное, как совокупность, целостность оценок моей деятельности другими.
Причем, Ч. Кули вслед за Дж. Холмсом обратил большое внимание на то, как мы интерпретируем мысли и чувства других, как мы воспринимаем друг друга в ходе элементарных взаимодействий. Последний аспект достаточно важен и для понимания многих проблем, возникающих в ходе практического восприятия человеком человека.
Описывая общение неких Джона и Генри, Дж. Холмс утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек (о чем мы, кстати, вступая в контакт с другими, забываем). Итак, 1) Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально «каким его сотворил Господь Бог»); 2) Джон, каким он сам видит себя; 3) Джон, каким его видит партнер Генри. Соответственно, три позиции со стороны Генри. Впоследствии Ч. Кули усложнил ситуацию до восьми персон, добавив еще: 4) Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно — то же для Генри.