Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Общественное мнение — такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.
Именно общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей или ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач социологии.

Содержание работы

Введение. 2
Общественное мнение. 3
Сущностная структура 4
Функции 5
Манипуляция общественным мнением. 7
Заключение 12
Список литературы: 13

Файлы: 1 файл

реферат общественное мнение.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Есть 3 пути влияния на людей: власть, покровительство и  убеждение. Здесь мы подошли к вопросу о путях, средствах и методах убеждения. Итак:

1. Власть держится  на авторитете. Один источник  власти - законы; другой - влияние друзей, их просьбы и т.п. 

2. Покровительство, например, включать плату кому-либо ради  рекламы, вклад в какой-либо проект и т.д.

3. Убеждение. Здесь  решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, каким она подается (или сокрыта). Информация должна тщательно  отбираться. Очень важным является  вопрос что, кому и как говорить; правильный выбор средства связи доведения информации до людей.

Таким образом, например, пользуется популярностью, обращает внимание на какие-то изменения (в обществе, городе, районе), показывает, где искать информацию. Но если нужно детализировать информацию, то лучше использовать печать. Для убеждения нужно использовать рациональные и иррациональные методы (например, курить вредно, натощак тем более, но...). СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют. При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда.

Например:

1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным.

2. Звучные выражения,  хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»).

3. Свидетельство. Известные  люди (артисты, спортсмены говорят,  что они голосуют за...; используют  такой-то крем для бритья...).

4. Простота. «Я такой  же простой человек», как и  вы, несмотря на свое положение. 

5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов.

6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов  (добрый человек, отличная хозяйка...).

7. Умалчивание (намеки, клевета и пр.).

8. Уничтожение с помощью  риторики (дискредитация мотивов  личности ради оболгания идеи. Например, глава администрации хочет построить мост потому, что на другом берегу живут его родственники).

Но слово «пропаганда» нельзя воспринимать лишь негативно. За ним – конструктивизм мышления и поведения (пропагандисты учат что думать, а преподаватели - как думать).

Эффективность убеждения.

Обращаясь к побуждениям  людей, необходимо учитывать две  вещи:

1. Возможен так называемый  «познавательный диссонанс» (когда  под давлением власти или агитации  действия людей расходятся с  их убеждениями, пытаются оправдать свои поступки, изменить представления).

2. Истина имеет личностную  окраску (например, мировые религии.  Все они провозглашают истину, хотя в учениях немало путаницы).

 

Главным понятием, имеющим  отношение к процессу формирования общественного мнения, является понятие установки. Применительно к формированию общественного мнения установка является устойчивой склонностью людей определенным образом воспринимать объект, проблему. То есть установка выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентиры по отношению к событиям, фактам, людям, идеям.

В процессе формирования общественного мнения важно учитывать  два взаимосвязанных явления, имеющих  отношение к индивидуальным установкам. Это ориентация и коориентация.

Индивидуальные ориентации содержат в себе восприятие индивидом проблем или объектов в определенных обстоятельствах. Когда же ориентации двух и более индивидов направлены как на одни и те же проблемы или объекты, так и друг на друга, то эти индивиды пребывают в состоянии «коориентации».

Коориентация предусматривает  внутриличностные и межличностные  аспекты коммуникативных действий. Внутриличностный аспект предполагает совпадение точек зрения участвующих  в коммуникативном процессе людей  по какому-либо вопросу.

В межличностном аспекте коммуникации коориентация предполагает точность в понимании позиции друг друга по отношению к рассматриваемой проблеме.

Индивидуальные ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются  и формируются у каждого индивида под влиянием ряда факторов, которые следует учитывать в процессе управления общественным мнением. К факторам относятся:

1. Личностные – физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.

2. Культурные – окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности .

3. Образовательные – уровень и качество образования индивида.

4. Семейные – происхождение людей.

5. Религиозные – система верований в бога или сверхъестественные силы.

6. Социально-классовые – положение в обществе.

7. Национальные, расовые – этническая или расовая принадлежность, происхождение человека все сильнее влияют на формирование его установок.

 

Возникает вопрос о манипуляции  общественным мнением. Связан ли он с коммуникационным мастерством или широтой знания? Не всегда. Когда есть возможность «давления» на СМИ, можно получить обратный эффект. Следует отличать агитацию человека человеком и через СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые и обратные информационные связи, на возможность одобрять (поощрение) и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ - формировать установки и образцы поведения в определенном направлении.

Существуют устные и  письменные средства убеждения. Через  речь оказывается личностное эмоциональное  воздействие на людей. Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают (преподаватель, например, в правильности теории, а продавец - в качестве своего товара). Слово несет одновременно и информацию, и воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору.

Работа с общественностью  предполагает цивилизованные формы  убеждения, основанные на партнерстве и взаимной выгоде. Но, вместе с тем, партнеры всегда имеют личный интерес и стремятся отстоять его. Поэтому в устном сообщении следует четко представлять свои цели и говорить только то, что нужно и только тогда, когда нужно. Еще одним залогом успеха является эмоциональная и логическая убедительность. Речь должна быть простой и эмоционально яркой (без избытка). Но самый главный «двигатель» убеждения - логическая доказательность, аргументированность.

Многие специалисты  в области управления отмечают, что в обществе существует негласное представление о допустимых границах манипулятивного воздействия. Причинами, которые вынуждают руководителя или лидера применять манипулятивные действия, являются: изначальное несовпадение интересов личности и общества или организации; невозможность компромисса или неспособность его достижения; отсутствие возможности удовлетворения определенной потребности и замена ее другой. В данных случаях внешне эффективные манипуляции становятся спасительным средством.

Популяризатором манипулятивных технологий в ХХ веке был Д.Карнеги, но в его рекомендациях содержится совет о том, что воздействуя на кого-то, нужно думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь. Это лишает манипуляцию тайного аморального смысла. В то же время многие психологи и философы (А. Камю, Э. Фромм и др.) относили манипуляцию к патологически неэтичным и аморальным формам управления, так как манипулирование в первую очередь начинается с манипулирования собою, что ведет к подрыву психического здоровья манипулятора.

 

Заключение

Общественное мнение – это коллективное оценочное  суждение группы общественности по поводу социально значимых проблем.

Эффективное управление общественным мнением возможно на основе знаний об объекте управления. То есть на знаниях о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Таким образом, основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты и они  являются объектом общественного мнения. А социальные группы, отражающие эти события, процессы, явления, факты – субъектами общественного мнения.

 

Список литературы:

1. Социология: Учебник  для юридических вузов. СПб., 2000. С. 350

2. Пестова Г. А. Социология управления: учебное пособие. Изд. «Академия Естествознания", 2011.

3. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения:  Курс лекций., 2010.

4. Горбунова М.Ю. Общая социология: конспект лекций. - http://www.libma.ru/

5. Фролов С.С. Социология. М., 1999. С. 246.

6. Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.

7. Касьянов В.В., Нечипуренко  В.Н. Социология права. Ростов  н/Д: Феникс, 2001. — 480 с.

 

 


Информация о работе Общественное мнение