Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Досуг.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Таким благодатным  коммуникативным полем для клуба  стала Англия.

Анализируя в  целом широкий и пестрый спектр английских клубов на первых трех стадиях  их развития (XVII и особенно XVIII в.), мы можем заключить, что клубы того времени при всем их разнообразии имели, тем не менее, на наш взгляд, некоторые объединяющие их черты. Это были в основном закрытые и стабильные по составу, времени, целям и характеру общения досуговые собрания людей. Как правило, первые английские клубы были закрытыми для постоянного посещения их женщинами, в некоторых клубных уставах мужская привилегия быть членами клуба специально оговаривалась, поэтому до сих пор в общественном сознании понятие «английский клуб» ассоциируется с понятиями «мужской клуб», «клуб джентльменов» и т.п. (63, с.88).

В России первый клуб («Английский клуб») был открыт в 1770 в Петербурге. Он был популярен  среди высших слоев общества и  в литературных кругах; в число  его членов входили Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов. Позднее «Английский клуб» был организован также в Москве. К концу XVIII-началу XIX вв. дворянские клубы (дворянские собрания, «благородные» собрания) имелись во всех губернских и многих уездных городах России; доступ в члены их был ограничен. Такой же замкнутый характер носили офицерские клубы (офицерские собрания). С 60-х гг. XIX в. стали возникать купеческие и приказчичьи клубы; в них преобладали карточная игра, бильярд и др., и они мало отличались от игорных домов (19, с.121).

Рабочие клубы  возникли в России в период Революции 1905-1907 гг., но с наступлением реакции были закрыты. Легально существовали только так называемые дома для народных чтений и народные дома, созданные либерально-буржуазными организациями. Своеобразным типом народных клубов были народные дома. В ходе Революции 1905-1907 гг. возникли партийные клубы. При участии профсоюзов были также созданы рабочие клубы, где устраивались политические митинги и собрания, читались лекции для рабочих. После революции большинство их было закрыто властями. В 1909-1913 гг. действовал Третий женский клуб. Рабочие, партийные и молодежные клубы возродились после Февральской революции.

После Октябрьской  революции при каждом крупном  предприятии были созданы рабочие  клубы. Руководство ими осуществляли профсоюзы. В 20-30-х гг. на бывших рабочих окраинах сооружены Клуб имени И.В. Русакова, Клуб имени С.М. Зуева, Клуб имени С.П. Горбунова и др.

Сложился архитектурный  тип клуба - с развитой зрелищной  частью (зрительный зал со сценой, фойе и т.д.), комнатами для кружковых  занятий, библиотекой. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х гг. разработан тип большого клуба, или дворца культуры, - с несколькими залами, более сложной системой помещений для кружковых, спортивных и других занятий (Дворец культуры ЗИЛ и др.), обслуживавшего районы города или отдельные крупные предприятия (учреждения) (64, с.12-13).

Процесс реконструкции  народного хозяйства, формирование социалистических общественных отношений  в стране и дальнейшее развитие культурной революции поставили перед клубами ряд новых проблем. Просветительская функция клубов вышла на первый план.

На основе партийных  решений вопросы клубной теории и практики широко освещались в печати, на конференциях и совещаниях. Н.К. Крупской была выдвинута идея единого, согласованного плана работы всех учреждений и организаций, занимавшихся культурно-просветительной деятельность.

Единый план призван был охватить «все стороны  жизни», как производственную, так  и бытовую.

Чтобы наладить работу в таком духе, нужны были опорные пункты. Ими должны были стать Дома культуры. Век изб-читален прошел, их должны были заменить крупные о хорошо оснащенные Дома культуры.

Клубная деятельность периода Великой Отечественной  войны весьма специфична. Главное  ее содержание - политические задачи клубов, мобилизация масс на разгром врага. В клубоведческой литературе решаются вопросы методов и форм деятельности клубов в условиях войны. Большое значение придается агитпунктам как своеобразным центрам агитации, передвижным клубам.

В последние  годы Великой Отечественной войны партия приняла ряд важных решений об усилении научно-просветительной пропаганды, о развертывании ее, в частности, в районах, освобожденных от фашистской оккупации. В этих решениях подчеркивалась роль клубов в деле повышения политической сознательности народа, в мобилизации масс на решении государственных задач. Решения партии определяли деятельность клубов в послевоенный период, являлись научной основой клубной практики (45, с.55).

Ликвидировав  последствия войны, невиданными  темпами развивая народное хозяйство и осуществляя культурную революцию; страна вступила в эпоху построения развитого социалистического общества. Перед работниками культурно-просветительного фронта возникли новые задачи и открылись новые, более широкие возможности. Значительно обогатилась методологическая основа клубоведения. Специфическое значение для совершенствования клубного дела имели идеологические документы, излагающие проблемы свободного времени, развития народного творчества, основных направлений воспитания строителей развитого социализма.

В 60-70-е гг. был  принят ряд партийных документов, непосредственно касающихся деятельности культурно-просветительных учреждений. XXIV съезд КПСС (1971) подчеркнул необходимость  системного подхода к решению  задач воспитания, отметил значение народного творчества. После съезда было опубликовано важнейшее для культпросветработников постановление Центрального Комитета КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации» (август 1974). В этом документе нашли дальнейшее развитие принципы системного подхода к воспитанию. XXV съезд (1976) выдвинул идеюкомплексного подхода к развитию личности как самый верный путь совершенствования воспитательной работы.

В ноябре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли  постановление «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения». В апреле 1978 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества», а в мае 1979 г. - постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (14, с.9-10).

В этих условиях повышенного внимания к вопросам воспитания и культуры наука о  клубах поднялась на новую ступень. Появляется ряд трудов, обосновывающих и утверждающих клубоведение как систему знаний, со своей логикой, своими понятиями, и сам термин клубоведение становится постоянным и содержательно наполненным.

Заметными явлениями  в области теории и истории  культурно-просветительной работы в последние годы стали труды  Н.Д. Синцова, Л.С. Фрид, коллективные труды ученых Московского, Ленинградского, Киевского, Харьковского, Челябинского институтов культуры, исследования А.О. Пинта по культурно-просветительной педагогике, работы Г.Г. Карпова, А.И. Лютера, М.И. Зеленецкого, Д.М. Генкина. В 1969 г. вышла в свет монография, подготовленная А.В. Сасыховым и Ю.А. Стрельцовым, - «Основы клубоведения».

До революции  в нашей стране не было сети культурно-просветительного образования. Но в 1912-1915 гг. в Педагогической академии (Петроград) читался курс основ внешкольной работы. Создал его Е.Н. Медынский. На основе этого курса автором была подготовлена и издана уже при Советской власти, в 1923 г., «Энциклопедия внешкольного образования», в трех томах.

В первые же годы после революции создаются культурно-просветительные учебные заведения.

В Петрограде был  открыт Институт внешкольного образования; в 1925 г. он реорганизовывается в Коммунистический политико-просветительный институт имени Н.К. Крупской. С 1923 по 1935 г. действовала  Академия коммунистического воспитания, сыгравшая значительную роль в подготовке кадров культурно-просветительной работы. 1925 г. основан Московский политико-просветительный институт. Вскоре профсоюзы создали свой центр подготовки культурно-просветительных кадров - Ленинградскую Высшую профсоюзную школу. Нужды образования стимулировали развитие науки о культпросветработе, о клубах (64, с.28).

Параллельно с  системой высших учебных заведений  была создана сеть средних специальных  учебных заведений. Кроме того, большую  роль в подготовке кадров культпросветработников сыграли в начале 30-х гг. партийные школы.

В конце 50-х гг. сложился тип нового вуза - институт культуры, готовящий библиотечных и клубных работников. В училищах и институтах культуры подготовка кадров клубных работников совмещается с их художественной специализацией.

В середине 70-х  гг., в связи с расширением и  усложнением клубной работы, возобновлена подготовка кадров управления культурно-просветительными учреждениями, организаторов-методистов клубной работы.

Во всех крупных сибирских городах в XIX в. существовали дворянские («благородные»), офицерские, купеческие («коммерческие») собрания или клубы. Они долгое время были излюбленным местом отдыха и развлечений сибирского чиновничества, купечества и военных. В уставах подобных клубов их основной задачей называлось «предоставление членам возможности проводить свободное от занятий время с удобствами, приятностью и пользой». В то же время в уставах указывалось, что «членами собрания не могут быть лица женского пола... воспитанники учебных заведений, нижние воинские чины и юнкера». Однако «на балы и танцевальные (семейные) вечера пользуются правом бесплатного входа и женские особы и семейства членов, за исключением малолетних». Деятельность клубов сводилась к устройству балов-маскарадов, благотворительных вечеров, сами клубмены с удовольствием занимались в них праздными беседами, едой, специально готовившейся для клубных обедов и ужинов, азартными картежными играми. Большое место в клубной жизни занимали любительские постановки драматических и даже оперных спектаклей, гастроли профессиональных трупп, реже проводились лекции и доклады по вопросам науки, литературы и искусства, преимущественно за счет приезжих просветителей.

В Кузбассе первые общественные собрания в Мариинске и Кузнецке, собрания служащих в Тайге и Анжерке также были клубами избранных, рабочим вход в них запрещался.

Новая экономическая политика и восстановление разрушенного гражданской  войной народного хозяйства (1922-1925) существенно повлияли на состояние  и работу клубов. Снятие многих из них с государственного снабжения и перевод их на частичный хозрасчет при крайне слабой материальной базе клубных учреждений привели к резкому сокращению клубной сети, к ликвидации многих сельских клубов и клубов маломощных профсоюзных организаций (67, с.48-49).

В содержании клубной деятельности доминировали производственная и антирелигиозная  пропаганда. Клуб стал центром новых  гражданских обрядов - «красных (комсомольских) свадеб», «красных крестин», «октябрин». Под лозунгом «Наша церковь - клуб», стремясь изжить невежество и темноту молодежи, порочные обычаи старого быта, «воинствующие безбожники» впадали в другую крайность. Их новые, бесцерковные обряды, не опиравшиеся на вековые традиции народной культуры, лишенные художественно-выразительной и психологической разработки, были зачастую аскетичны и примитивны, носили явно искусственный и формализованный характер. Поэтому, несмотря на первичный интерес молодежи к эпатирующим формам революционного быта, ни новые вычурные имена, ни новые «красные обряды» типа «комсомольская пасха» и «комсомольское рождество» не прижились в повседневном быту сибиряков. Духовность вытеснялась из быта и досуга людей не только революционным формотворчеством. Многие религиозные храмы насильственно экспроприировались и отдавались местными органами власти под детские учреждения, в т. ч. под клубы.

Заметной вехой в истории  клубов стал 1927 год. Год 10-летия советской  власти в культурной жизни России характерен началом создания мощных центров культурно-массовой работы в городах и районах, развитием широкого клубного строительства, переключением работы клубов на планомерное и активное участие в социально-экономических преобразованиях в стране. Упраздняется клубное членство. Клубы становятся массовыми. Лучшие архитекторы-конструктивисты проектируют величественные здания клубов нового «дворцового» типа (57, с.35-37).

70-80-е годы ХХ века  явились периодом сложных противоречивых  процессов в социально-культурной  сфере в целом и в клубной  деятельности в частности. Большую  часть этого периода (1971-1985) клубные учреждения были постоянным объектом партийного и государственного руководства, находились под пристальным вниманием профсоюзных и хозяйственных организаций, что во многом определяло и количество, и качество, и типологию клубов и содержание и характер их работы. Областное управление культуры, городские и районные отделы культуры, областные и территориальные советы профсоюзов держали под контролем клубное строительство в городе и на селе, вопросы развития материальной базы клубов и подготовки кадров специалистов для них. Областной, городские и районные комитеты партии определяли идеологию клубной работы, неослабно курировали вопросы «воспитания и расстановки кадров».

С начала 90-х годов в  работе клубных учреждений России начинается новый, современный этап развития, продолжающийся до настоящего времени. Наряду с перестройкой экономики, политики социальной сферы идут процессы перестройки в сфере культуры, в том числе в деятельности клубов. Меняется роль клубов в обществе, представление о клубном продукте. Сегодня перед клубными учреждениями нашей страны стоит важнейшая задача - изменить формы своей деятельности в соответствии с новыми условиями, с учетом изменившихся потребностей общества и накопленного опыта в мировой практике клубоведения. Практика работы клубов показывает, что новые современные формы работы создают новые возможности клубам для расширения их влияния в социуме, совершенствования познавательной, культурно-досуговой деятельности, повышения эффективности работы клубов и их конкурентоспособности.

 

1.2 Характеристика  клуба, как социального института  досуга

 

Работа по организации  отдыха и развлечений является составной  частью общей деятельности клуба  и, в конечном счете, направлена на то, чтобы способствовать всестороннему гармоническому развитию личности. Из этой главной цели вытекает ряд конкретных задач.

Клубный отдых и развлечения  призваны, прежде всего, снимать физическое и психическое утомление, восстанавливать  растраченные силы. Решая эту задачу, клуб использует смену видов деятельности, переключение с одного занятия на другое, в результате чего достигается как физиологическая релаксация организма, так и необходимая эмоционально-психическая разрядка.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры