Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Досуг.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Вторая задача, стоящая  перед организаторами отдыха и развлечений, связана с гедонистическими функциями досуга. У людей всегда есть потребность в занятиях, доставляющих удовольствие и наслаждение не только в сопутствующем, а и в чистом, рафинированном виде. Умело организованная рекреационно-развлекательная деятельность как раз и относится к занятиям такого рода.

Третья задача заключается  в том, чтобы обеспечить развивающе-воспитывающий  характер отдыха и развлечений, направить  их на духовное обогащение и совершенствование  личности (21, с.105-107; 68, с.25-26).

Часто организаторам клубного досуга приходится оказывать не прямое, а косвенное влияние на тех, кто отдыхает и развлекается: заранее создавать благоприятные условия для отдыха, готовить помещение, обеспечивать наглядное, музыкальное и иное оформление, производить подбор необходимых предметов и оборудования.

В других случаях организация  отдыха и развлечений требует  прямого и непосредственного  руководства. Такова, например, работа ведущих на вечерах отдыха, игровых  вечерах, театрализованных конкурсах - распорядителей на танцах, массовиков-затейников при проведении массовых игр и т. д.

Рекреационно-развлекательные  занятия в клубе могут возникать  и самопроизвольно, без прямых побуждений со стороны. В этой ситуации инициатором  и руководителем общей деятельности становится кто-то из самих ее участников. Такие формы стихийно складывающегося руководства особенно характерны для процессов повседневного отдыха и повседневных развлечений.

Клуб призван влиять на содержание отдыха не только своих  постоянных посетителей, но и всех проживающих в зоне его деятельности, т. е. его потенциальной аудитории.

Основными видами отдыха и развлечений в клубах могут бытья: игры, любительское художественное исполнительство, зрелища, повседневные общения. Рассмотрим каждый вид отдыха подробнее.

1. Игры.

Игра представляет сложное социальное, психологическое  и педагогическое явление, роль которого в развитии личности трудно переоценить. В детстве игры выступают как  важнейшая форма организации  жизни ребенка.

В дальнейшем значение игры меняется, однако на протяжении всей жизни человека она идет рука об руку с другими видами деятельности. На современном этапе место игры в структуре свободного времени взрослых людей становится все более заметным и существенным.

Игра взрослых отличается от игровой деятельности детей по целям, содержанию, отношению к ней и удельному весу игры среди других занятий. Детская игра всегда моделирует действительность, причем ребенок, особенно в раннем возрасте относится к этому занятию очень серьезно. Играя человек всегда ищет оптимальное решение той или иной задачи (18, с.33).

Содержание и  ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих  отдыхающих. Дело здесь не обходится  без определенной регуляции, однако по сравнению с другими видами деятельности она минимальна и осуществляется как бы исподволь.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественную одаренность, техническую смекалку, остроумие, грациозность и т. д.

Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести команду создает хорошее  спортивное напряжение.

Даже когда  игра идет без зрителей, даже когда  человек играет в одиночку, он все равно состязается - сам с собой, с автором занимательной задачи и т. д. В состязательно-игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.

Клубная игра - почти  всегда такой вид развлечений, который  зиждется на внесении в принятые условия инициативы, импровизации, творчества (25, с.13).

Для организаторов  клубного отдыха очень важно не только отчетливо понимать специфику игровой  деятельности, но и видеть особенности  игровых отношений.

Создавая собственные  формы общностей, игровая деятельность значительно расширяет систему традиционных свободных связей. Исследователями установлено, что под воздействием игрового опыта складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательностью, уступчивостью, умением считаться с другими людьми.

Содержание игры включает в себя определенную информацию, получение и усвоение которой  приятно и полезно. Эта информация, как правило, занимательна, восприятие ее происходит на благоприятном фоне повышенной эмоциональной и интеллектуальной активности. Каждый по собственному опыту знает, сколь легко (и в то же время прочно) запоминаются всякого рода необычные факты, остроумные ответы и решения задач, загадок, головоломок, особенно если их пришлось искать в напряженной обстановке соревнования.

Содержание игровых  занятий в клубе зачастую связано  с искусством и потому способствует художественному развитию играющих. Эстетическими качествами обладают и принимаемые человеком в  ходе игры решения, если они оригинальны, неожиданны, эффектны (игровая комбинация, обманное движение, остроумный, парадоксальный подход к задаче).

В подвижных  играх, особенно спортивных, происходит упражнение, развитие и совершенствование  двигательной сферы. Связанные с  активностью в ее особой, пластичной форме, игровые движения не дублируют производственно-трудовые действия. Такая моторика всегда доставляет особую мышечную радость.

Как активный вид  свободной деятельности игра полностью  соответствует природе клуба. Игровые  занятия имеют здесь не только самостоятельное существование, но и входят в качестве органического компонента в другие мероприятия. Всякий раз, когда при подготовке театрализованного вечера ставится задача активизировать аудиторию, вовлечь ее в действие, это мероприятие принимает игровой характер и насыщается импровизационно-творческими элементами. Что касается представлений и действ на открытом воздухе, обрядовых торжеств, карнавалов, гуляний, костюмированных балов, то все они по своей сути есть не что иное, как театрализованные игры (27, с.15-18).

Организуя разнообразные  игры, клуб эффективно решает одну из важнейших  задач: сделать отдых интересным и полезным, дать человеку разрядку и вместе с тем обогатить его  в культурном, нравственном, эстетическом отношении.

2. Любительское  художественное исполнительство.

Наиболее значительное место среди многочисленных форм любительского исполнительства  занимают массовые танцы. Они пользуются популярностью у людей самого разного возраста, и особенно у молодежи.

Можно отметить несколько факторов, которые делают массовый танец привлекательным для человека и способствуют эффективному отдыху и развлечениям.

Танец неотделим от музыки. Танцевальная музыка относительно проста по мелодической структуре, ритмична, легка для восприятия. Одним танцам присущи быстрые, бодрящие ритмы, другим - плавные, размеренные, успокаивающие. И то и другое по-своему благоприятно для психической разрядки (20, с.55-56).

Участие в танцах практически всегда доставляет людям  удовольствие. Это особенно характерно для современных танцев, с их импровизационностью. Танцующие не придерживаются строго заданной композиции, а свободно варьируют  основные танцевальные элементы. Это  открывает широкий простор для творческого комбинирования танцевальных движений. Человек получает возможность приспособить танец к своему вкусу, самочувствию, желанию. Пластика современных массовых танцев несложна для освоения, рисунок фигур легко запоминается, музыкальное сопровождение подсказывает ритм и в значительной степени характер движений.

В парных, а иногда и в других танцах партнеры почти  всегда вступают в специфическое  разговорное общение. Прочно утвердившийся  обычай предписывает танцующим неторопливую и дружелюбную беседу на легкие, приятные темы.

Не менее привлекательный  вид любительского исполнительства - массовая песня. В походах, на прогулках, во время праздничных гуляний, на вечерах звучат в массовом исполнении как народные песни, так и песни композиторов-профессионалов (8, с.20-21; 9, с.33-34).

По мере повышения  культурного уровня населения диапазон любительского исполнительства  все более расширяется. К его  распространенным видам можно отнести  теперь и любительское музицирование.

В данном случае мы имеем в виду прежде всего тех, кто, не являясь активным участником художественной самодеятельности и не выступая со сцены, берет в руки инструмент для того, чтобы доставить удовольствие зрителям, отдыхающим в клубной гостиной. С развитием массового музыкального образования занятия такого рода становятся весьма распространенным явлением.

То же самое  можно сказать и о любительском художественном чтении. В клубной компании всегда найдутся желающие послушать хорошие стихи профессионального или самодеятельного поэта. Здесь не требуется особого мастерства, необходимого для выхода на эстраду. Любитель поэзии делится радостью встречи со значительным произведением искусства и хочет, чтобы все присутствующие испытали такое же удовольствие, наслаждение, как он сам. После чтения значительных и волнующих стихов особенно часто развертываются обсуждения, споры, беседы (12, с.40-42).

3. Развлекательные  зрелища.

Рекреационно-развлекательный  характер может носить восприятие разного  рода зрелищ - художественных, спортивных, игровых. Соприкасаясь с произведениями, имеющими ярко выраженную развлекательную направленность, зрители преследуют обычно цель «просто отдохнуть», получить разрядку, отключиться от повседневности.

Особое место  среди развлекательных зрелищ занимают произведения приключенческого жанра. Речь идет прежде всего о фильмах, спектаклях, телевизионных постановках, прямо рассчитанных на удовлетворение потребности зрителей в развлечении и не ставящих сколько-нибудь крупных задач в плане интеллектуального обогащения личности. Проигрывая произведениям большого искусства по ряду содержательно-художественных позиций, они обладают ярко выраженными рекреационными возможностями, помогают снять напряжение, доставить человеку, может быть, мимолетное, но живое и непосредственное удовольствие.

Несомненной рекреационно-развлекательной  ценностью обладают и зрелища  комедийного плана, в которых  на первый план выдвигаются веселье, юмор.

Качественным  своеобразием отличаются спортивные и  спортивно-игровые зрелища. Они демонстрируют  образцы силы, ловкости, смелости, показывают красоту, безграничные возможности физического и интеллектуального совершенства человека.

Восприятие зрелищ не требует сколько-нибудь значительных усилий и, следовательно, не может физически  утомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой познавательно-воспитательной ценностью. Так, хорошая комедия, доставляя человеку приятные минуты и обеспечивая основательную психическую разрядку, в то же время исподволь, ненавязчиво способствует нравственному совершенствованию личности. Зрелища сравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых и развлечение сразу большому числу людей (13, с.122-125).

Однако зрелища  ни в коем случае не могут рассматриваться  как основное и даже преобладающее  на досуге занятие. Более того, при злоупотреблении зрелищами в недостатки превращаются даже их достоинства.

4. Свободная  дружеская беседа.

Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми  или даже незнакомыми людьми, обмен  новостями, суждениями по самым различным вопросам - одна из необходимых форм свободного времяпрепровождения. У многих людей ежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивый элемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха, особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или не может в них участвовать.

Повседневные  встречи могут проходить и  вне клуба - в гостях, во дворе, на улице и т. д.

Свободная дружеская  беседа всегда связана с установлением  или укреплением определенных личностных отношений, а такие отношения во многом определяют общее настроение человека. Особое значение личностные контакты имеют для людей того возраста, в котором возникает потребность в создании собственной семьи. Исследования последних лет убедительно показывают, что как налаживание дружеских знакомств, так и поиски будущего супруга ли супруги можно с полным правом отнести к функциям клуба (23, с.80-81).

Рекреационные и воспитательные возможности клубного отдыха полностью реализуются лишь в том случае, если удается выстроить продуманную, научно обоснованную систему, строго дифференцированную в соответствии с особенностями разных категорий населения. Как и в других сферах работы, при организации отдыха мы сталкиваемся не с одним типом отдыхающих, а с их множеством. В своих представлениях о желаемом отдыхе люди неодинаковы. Однако они составляют определенное число групп, внутри которых между индивидами обнаруживается значительное сходство (33, с.222-223).

Степень воздействия  различных жизненных факторов на индивидуальные потребности людей в процессе отдыха различна. Так, при разработке культурно-досуговых программ клубным работникам следует обратить внимание на следующие факторы, от которых зависят потребности в тех или иных формах досуга (34, с.31-33; 39, с.15-18):

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры