Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Досуг.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

производственно-трудовой фактор (содержание и условия труда  определяют собой особенности усталости, утомления. Трудясь, человек несет  определенные биологические потери: он расходует силы мозга, нервов, мускулов, органов чувств. Основные функции  отдыха заключаются в том, чтобы обеспечить оптимальное сохранение и совершенствование способности человека к труду и вместе с тем отвечать интересам его гармонического развития);

бытовое положение  человека (различные его бытовые  роли: роль готовящегося создать семью, роль отца или матери, роль пенсионера и т. п. Переход с одной ступени жизненного цикла на другую ведет к изменению структуры отдыха, его продолжительности, содержания и форм);

общая структура  досуга (свободное от работы и бытовых  дел время люди тратят не только на развлечения. Многие учатся в вечерних и заочных школах, вузах, техникумах, в системе повышения квалификации. Заочники и вечерники очень загружены. Однако это в большинстве своем молодые люди, им хочется активно отдохнуть, повеселиться. Значит клубы должны предоставить им такую возможность: развлекательные мероприятия в клубе следует проводить с учетом графика работы местных учебных заведений);

национальные  и местные традиции (это еще одно обстоятельство, ощутимо влияющее на тип отдыха. В сфере досуга традиции держатся исключительно прочно и отличаются известной консервативностью);

особенности нервной  системы человека (правда, в структуре  клубного отдыха имеется значительное число занятий, для участия в  которых особенности нервной  системы не имеют существенного значения: в такие занятия могут с одинаковым желанием, интересом и успехом включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной всепригодностью. Важная задача организаторов отдыха - помочь каждому найти способ отдыха, соответствующий свойствам его характера).

В свою очередь, об эффективности отдыха можно судить по ряду конкретных факторов. Это прежде всего: уровень активности личности; стабильность и регулярность основных видов развлекательных занятий; уровень их творческой насыщенности; содержательное разнообразие рекреационно-развлекательной деятельности. Этими критериями и должен руководствоваться клубный работник как организатор культурного досуга населения.

 

1.3 Деятельность  клубных учреждений села в организации досуга детей

 

Люди в деревне  сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много  различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой  разумеющимся. Вместо этого люди в деревне признаются как индивидуальности. Они проявляют себя в своем характере, а не в отдельных ролях. Роли не закреплены, они могут исполняться разными лицами и исполнителей можно вычислить. Характеры тоже поддаются качественной оценке, но их не взять напрокат. Они принадлежат совершенно определенному индивидууму, вполне определенной личности.

Жизнь в деревнях зависит от людей, которые проявляют  в своей деятельности необыкновенно  высокую меру ответственности, особенно в отношении тех, кто живет  с ними в семье. Жизнь в деревенском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной, так и современной семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в деревне сходна с традиционной семьей тем, что общими узами связано большое число ее членов. Семейные объединения довольно велики, и каждая деревня может считаться еще большим единством разветвленных родственных связей. Так, например, небольшие праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое общественное событие, что на празднование приглашается вся деревня. То же относится к свадьбам и погребениям. В деревнях семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие (41, с.5-6).

Социальная среда  поселка выступает как объединяющее начало всех его жителей, в том  числе и детей, которые наиболее подвержены ее стихийному влиянию.

При этом качественная характеристика сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, киноустановок), всей атмосферы культурной жизни обнаруживает все большее значительное отставание села. Понимание ограниченности (в сравнении с городом) «ассортимента» учреждений культуры в селе порождают у сельских жителей известную неудовлетворенность культурно-просветительным и бытовым обслуживанием (61, с.21).

«Культурный цент представляет собой комплекс, объединяющий все основные культурно-просветительные  учреждения, обслуживающие населения  по месту его жительства» (56, с.15).

И.М. Бакштейн исходит из комплексной, многофункциональной модели досугового объекта, рассматриваемого не в виде суммы некоторых учреждений, а как единое пространство организации досуга, характеризующиеся сложной структурой (56, с.17).

Проблема формирования и удовлетворения культурных потребностей особенно остро стоит перед сельскими учреждениями культуры (55, с.132).

Многие потребности  могут быть удовлетворены при  условии взаимодействия различных  учреждений культуры, например, библиотеки и клуба, школы и клуба, клуба и спортивных организаций (55, с.142).

Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации  досуга.

В последние  годы на селе резко сократилась сеть учреждений культуры, увеличился моральный  и физический износ отраслевых ресурсов, ухудшилась структура досуга населения. Закрылись мелкие периферийные клубы. Сегодня некоторые населенные пункты остаются без каких-либо очагов культуры. А материально-техническая база большинства выживших клубов значительно отстает от современных требований (10, с.3).

Печальным остается положение у сельских киноустановок (10, с.3).

В плохом состоянии  находится и библиотечная сеть. Критическая  ситуация сложилась и с книжным  фондом, его пополнением. Книжный  фонд морально устарел. Практически  прекращена подписка библиотек на периодические издания (1, с.4).

Важнейшим организационно-педагогическим условием оптимизации воспитательного  воздействия на подрастающее поколение  в сфере свободного времени является взаимосогласованная работа различных  учреждений и организаций. Особенно большое значение это имеет в условиях сельской местности, так как жизнь и быт сельского населения, специфика села, делают естественным взаимодействие различных социальных институтов в организации досуга детей (30, с.139).

Сельский клуб становится одним из учреждений, влияющих на создание социально-культурной среды.

Человек не воспитывается  по частям, он создается систематически всей суммой влияния, которым он подвергается. Клубное учреждение выполняет важную социальную функцию углубления и  расширения воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Его специфика состоит в том, что оно призвано организовать досуг детей, их свободное от учебы время (20, с.5).

Специфика досуговой  деятельности детей определяется наличием в ней элементов рекреационно-развлекательной функции. Досуговая деятельность детей должна сочетать развлекательность с развитием творческих и физических сил. Учитывая психологические особенности детей нужно привлекать их к активной деятельности в клубе (19, с.16).

Таким образом, своеобразие клуба состоит в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется в нем в процессе образовательной, воспитательной, творческой деятельности в сфере досуга, которые органически сочетаются с отдыхом и развлечениями.

Используемые  клубом методы работы с детьми своеобразны. Дети участвуют в организации клубных мероприятий не только для себя, но и для взрослых, выступая с концертами художественной самодеятельности (19, с.17).

Под влиянием досуговой  деятельности и целенаправленного  воздействия воспитания происходит процесс формирования культурного мышления, чувств, поведения, социализация личности, включение её в общественную жизнь (19, с.31).

Проблема удовлетворения потребностей и запросов детей посредством  учреждений культуры наиболее остро  стоит в сельской местности, где и материальная база, и обеспечение кадрами по сравнению с городскими учреждениями культуры находятся на гораздо более низком уровне (40, с.66).

Сельский клуб имеет особенности, вытекающие из социально-экономических  задач сельского региона и из социально-психологических особенностей подрастающего поколения, выросшего и проживающего в сельской местности. Клуб на селе - место коллективного праздника, коллективной игры, коллективного творчества, коллективного отдыха. Поэтому основополагающим в деятельности становится массовая работа, помогающая привлечь в клуб ребят, заинтересовывающая их, восполняющая развитие познавательной и художественной деятельности школьников, прививающая любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре, сельской жизни (68, с.76).

Чтобы дети с  разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными  участниками, он, прежде всего, должен создать максимально приемлемые условия для культурного использования  свободного времени. Главным среди  них является организация разнообразных, непохожих на учебную видов деятельности. Это создает предпосылки для всестороннего развития разнообразных интересов, способностей, выбора индивидуальных занятий ребят, участвующих в работе клуба.

Клубный работник должен четко знать:

социально-экономические  особенности села;

культурные возможности;

возможности педагогической общественности;

возрастной состав детей села;

положение воспитательной работы в школе;

социальную характеристику семей;

общие тенденции  увлечений, наклонностей и потребностей школьников.

Выбор форм и  их правильное использование, в свою очередь имеет большое значение. Часто от выбора форм зависит результат  деятельности. Выше мы уже рассматривали  возможные формы организации  клубного досуга. Здесь же рассмотрим наиболее актуальные формы работы с детьми в условиях сельского клуба:

Викторина - популярная форма массово- затейной работы, непосредственное или заочное (посредством радио, телевидения, печати). Соревнование игрового характера, преследующая цель популяризации знаний в области науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.п. Участие в викторине предполагает выявление победителя - человека наиболее эрудированного и сообразительного. По сути, викторина - это интеллектуальная игра, развивающая фантазию, воображение, находчивость и изобретательность в поиске ответов на поставленные вопросы (49, с.30).

Конкурс - познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. Конкурс - это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включения в соревнование; это проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знания, умения, навыки; это активная форма культурного отдыха (49, с.71).

Концерт - это едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающейся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного (30, с.73).

Соревнования - мероприятия физкультурно-спортивного или культурно -просветительного характера, участники которого стремятся превзойти друг друга в ловкости, силе, мастерстве, эрудиции, способностях и талантах (49, с.142).

Праздник - массовая общественно-политическая или культурно -просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней, и представляет собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами. Праздники стали неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальную и культурную функцию (49, с.124).

Праздник - это прикосновение к счастливой жизни, эфемерное состояние приподнятости и высокого эмоционального настроя (44, с.9).

Праздник рассматривается  как массовое действие, организованное в ознаменовании общественно-политического, трудового, семейного или личного  события, отражая настроение и отдельного человека, и широких масс и выражаются как в символических и аллегорических формах, так и в праздничных шествиях, движении, народных гуляниях (22, с.140).

Одной из ведущей  формой клубного воспитания становится детский праздник. Каждая встреча - это большая игра. Поэтому в работе с этим возрастом игра становится не только ведущим методом воспитания, но и основным методом организации мероприятий. Встречи с известными героями, насыщенность сценариев стихами, театрализация отдельных сцен, красочность оформления помещения - все это делает праздник наглядно -образным, более привлекательным. Чередование разнообразных по форме элементов на празднике отвечает особенности детей быстро переключать внимание с предмета на предмет. Составной частью каждого праздника должна быть своеобразная «физическая разрядка». Это могут быть подвижные игры, танцы, участие в соревнованиях (36, с.150).

Праздники в  жизни общества и личности всегда играли важную роль.

Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни (49, с.106). Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией (22, с.141).

Игра - групповая, массовая или индивидуальная форма культурного развлечения с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха.

В педагогической литературе игра рассматривается, прежде всего, как эффективное воспитательное средство формирования личности, как  основное пространство, для ее естественного  развития. Удача в игре возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжения, восстановления физических и моральных сил. Кроме того, в процессе игры формируется воля, закаляется характер, тренируется память, воспитывается эстетический вкус, обретается опыт общения с окружающими (49, с.52).

Театрализованная  игровая программа - это яркая и действенная форма культурно - досуговой деятельности детей, в основе которой лежит театрализация. Это программа, построенная по законам драматургии и стимулирующая творческое воображение и фантазию ребенка.

Актуальные потребности  организации содержательного, творческого  досуга детей требуют развития как  традиционных технологий культурно-досуговых  программ, так и новых, современных.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры