Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа
ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.
Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы
производственно-трудовой фактор (содержание и условия труда определяют собой особенности усталости, утомления. Трудясь, человек несет определенные биологические потери: он расходует силы мозга, нервов, мускулов, органов чувств. Основные функции отдыха заключаются в том, чтобы обеспечить оптимальное сохранение и совершенствование способности человека к труду и вместе с тем отвечать интересам его гармонического развития);
бытовое положение человека (различные его бытовые роли: роль готовящегося создать семью, роль отца или матери, роль пенсионера и т. п. Переход с одной ступени жизненного цикла на другую ведет к изменению структуры отдыха, его продолжительности, содержания и форм);
общая структура досуга (свободное от работы и бытовых дел время люди тратят не только на развлечения. Многие учатся в вечерних и заочных школах, вузах, техникумах, в системе повышения квалификации. Заочники и вечерники очень загружены. Однако это в большинстве своем молодые люди, им хочется активно отдохнуть, повеселиться. Значит клубы должны предоставить им такую возможность: развлекательные мероприятия в клубе следует проводить с учетом графика работы местных учебных заведений);
национальные и местные традиции (это еще одно обстоятельство, ощутимо влияющее на тип отдыха. В сфере досуга традиции держатся исключительно прочно и отличаются известной консервативностью);
особенности нервной системы человека (правда, в структуре клубного отдыха имеется значительное число занятий, для участия в которых особенности нервной системы не имеют существенного значения: в такие занятия могут с одинаковым желанием, интересом и успехом включаться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной всепригодностью. Важная задача организаторов отдыха - помочь каждому найти способ отдыха, соответствующий свойствам его характера).
В свою очередь, об эффективности отдыха можно судить по ряду конкретных факторов. Это прежде всего: уровень активности личности; стабильность и регулярность основных видов развлекательных занятий; уровень их творческой насыщенности; содержательное разнообразие рекреационно-развлекательной деятельности. Этими критериями и должен руководствоваться клубный работник как организатор культурного досуга населения.
1.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Люди в деревне сильно отличаются историей своей индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую-то одну функцию более существенной кажется уже не столь само собой разумеющимся. Вместо этого люди в деревне признаются как индивидуальности. Они проявляют себя в своем характере, а не в отдельных ролях. Роли не закреплены, они могут исполняться разными лицами и исполнителей можно вычислить. Характеры тоже поддаются качественной оценке, но их не взять напрокат. Они принадлежат совершенно определенному индивидууму, вполне определенной личности.
Жизнь в деревнях зависит от людей, которые проявляют в своей деятельности необыкновенно высокую меру ответственности, особенно в отношении тех, кто живет с ними в семье. Жизнь в деревенском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной, так и современной семьи соединяются в совершенно новой форме. Жизнь в деревне сходна с традиционной семьей тем, что общими узами связано большое число ее членов. Семейные объединения довольно велики, и каждая деревня может считаться еще большим единством разветвленных родственных связей. Так, например, небольшие праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение ребенка вызывает всеобщий интерес, а крещение представляет собой такое большое общественное событие, что на празднование приглашается вся деревня. То же относится к свадьбам и погребениям. В деревнях семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие (41, с.5-6).
Социальная среда
поселка выступает как
При этом качественная характеристика сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, киноустановок), всей атмосферы культурной жизни обнаруживает все большее значительное отставание села. Понимание ограниченности (в сравнении с городом) «ассортимента» учреждений культуры в селе порождают у сельских жителей известную неудовлетворенность культурно-просветительным и бытовым обслуживанием (61, с.21).
«Культурный цент представляет собой комплекс, объединяющий все основные культурно-просветительные учреждения, обслуживающие населения по месту его жительства» (56, с.15).
И.М. Бакштейн исходит из комплексной, многофункциональной модели досугового объекта, рассматриваемого не в виде суммы некоторых учреждений, а как единое пространство организации досуга, характеризующиеся сложной структурой (56, с.17).
Проблема формирования и удовлетворения культурных потребностей особенно остро стоит перед сельскими учреждениями культуры (55, с.132).
Многие потребности могут быть удовлетворены при условии взаимодействия различных учреждений культуры, например, библиотеки и клуба, школы и клуба, клуба и спортивных организаций (55, с.142).
Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации досуга.
В последние годы на селе резко сократилась сеть учреждений культуры, увеличился моральный и физический износ отраслевых ресурсов, ухудшилась структура досуга населения. Закрылись мелкие периферийные клубы. Сегодня некоторые населенные пункты остаются без каких-либо очагов культуры. А материально-техническая база большинства выживших клубов значительно отстает от современных требований (10, с.3).
Печальным остается положение у сельских киноустановок (10, с.3).
В плохом состоянии находится и библиотечная сеть. Критическая ситуация сложилась и с книжным фондом, его пополнением. Книжный фонд морально устарел. Практически прекращена подписка библиотек на периодические издания (1, с.4).
Важнейшим организационно-педагогическим условием оптимизации воспитательного воздействия на подрастающее поколение в сфере свободного времени является взаимосогласованная работа различных учреждений и организаций. Особенно большое значение это имеет в условиях сельской местности, так как жизнь и быт сельского населения, специфика села, делают естественным взаимодействие различных социальных институтов в организации досуга детей (30, с.139).
Сельский клуб становится одним из учреждений, влияющих на создание социально-культурной среды.
Человек не воспитывается по частям, он создается систематически всей суммой влияния, которым он подвергается. Клубное учреждение выполняет важную социальную функцию углубления и расширения воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Его специфика состоит в том, что оно призвано организовать досуг детей, их свободное от учебы время (20, с.5).
Специфика досуговой
деятельности детей определяется наличием
в ней элементов рекреационно-р
Таким образом, своеобразие клуба состоит в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется в нем в процессе образовательной, воспитательной, творческой деятельности в сфере досуга, которые органически сочетаются с отдыхом и развлечениями.
Используемые клубом методы работы с детьми своеобразны. Дети участвуют в организации клубных мероприятий не только для себя, но и для взрослых, выступая с концертами художественной самодеятельности (19, с.17).
Под влиянием досуговой деятельности и целенаправленного воздействия воспитания происходит процесс формирования культурного мышления, чувств, поведения, социализация личности, включение её в общественную жизнь (19, с.31).
Проблема удовлетворения потребностей и запросов детей посредством учреждений культуры наиболее остро стоит в сельской местности, где и материальная база, и обеспечение кадрами по сравнению с городскими учреждениями культуры находятся на гораздо более низком уровне (40, с.66).
Сельский клуб имеет особенности, вытекающие из социально-экономических задач сельского региона и из социально-психологических особенностей подрастающего поколения, выросшего и проживающего в сельской местности. Клуб на селе - место коллективного праздника, коллективной игры, коллективного творчества, коллективного отдыха. Поэтому основополагающим в деятельности становится массовая работа, помогающая привлечь в клуб ребят, заинтересовывающая их, восполняющая развитие познавательной и художественной деятельности школьников, прививающая любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре, сельской жизни (68, с.76).
Чтобы дети с
разными интересами, запросами пришли
в клуб и стали его активными
участниками, он, прежде всего, должен
создать максимально приемлемые
условия для культурного
Клубный работник должен четко знать:
социально-экономические особенности села;
культурные возможности;
возможности педагогической общественности;
возрастной состав детей села;
положение воспитательной работы в школе;
социальную характеристику семей;
общие тенденции увлечений, наклонностей и потребностей школьников.
Выбор форм и
их правильное использование, в свою
очередь имеет большое
Викторина - популярная форма массово- затейной работы, непосредственное или заочное (посредством радио, телевидения, печати). Соревнование игрового характера, преследующая цель популяризации знаний в области науки, техники, литературы, искусства, спорта и т.п. Участие в викторине предполагает выявление победителя - человека наиболее эрудированного и сообразительного. По сути, викторина - это интеллектуальная игра, развивающая фантазию, воображение, находчивость и изобретательность в поиске ответов на поставленные вопросы (49, с.30).
Конкурс - познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. Конкурс - это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включения в соревнование; это проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знания, умения, навыки; это активная форма культурного отдыха (49, с.71).
Концерт - это едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающейся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного (30, с.73).
Соревнования - мероприятия физкультурно-спортивного или культурно -просветительного характера, участники которого стремятся превзойти друг друга в ловкости, силе, мастерстве, эрудиции, способностях и талантах (49, с.142).
Праздник - массовая общественно-политическая или культурно -просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней, и представляет собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами. Праздники стали неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальную и культурную функцию (49, с.124).
Праздник - это прикосновение к счастливой жизни, эфемерное состояние приподнятости и высокого эмоционального настроя (44, с.9).
Праздник рассматривается
как массовое действие, организованное
в ознаменовании общественно-
Одной из ведущей формой клубного воспитания становится детский праздник. Каждая встреча - это большая игра. Поэтому в работе с этим возрастом игра становится не только ведущим методом воспитания, но и основным методом организации мероприятий. Встречи с известными героями, насыщенность сценариев стихами, театрализация отдельных сцен, красочность оформления помещения - все это делает праздник наглядно -образным, более привлекательным. Чередование разнообразных по форме элементов на празднике отвечает особенности детей быстро переключать внимание с предмета на предмет. Составной частью каждого праздника должна быть своеобразная «физическая разрядка». Это могут быть подвижные игры, танцы, участие в соревнованиях (36, с.150).
Праздники в жизни общества и личности всегда играли важную роль.
Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни (49, с.106). Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией (22, с.141).
Игра - групповая, массовая или индивидуальная форма культурного развлечения с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха.
В педагогической литературе игра рассматривается, прежде всего, как эффективное воспитательное средство формирования личности, как основное пространство, для ее естественного развития. Удача в игре возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжения, восстановления физических и моральных сил. Кроме того, в процессе игры формируется воля, закаляется характер, тренируется память, воспитывается эстетический вкус, обретается опыт общения с окружающими (49, с.52).
Театрализованная игровая программа - это яркая и действенная форма культурно - досуговой деятельности детей, в основе которой лежит театрализация. Это программа, построенная по законам драматургии и стимулирующая творческое воображение и фантазию ребенка.
Актуальные потребности организации содержательного, творческого досуга детей требуют развития как традиционных технологий культурно-досуговых программ, так и новых, современных.