Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа
ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.
Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы
В 2000 г. библиотека переезжает в новое
просторное помещение учебно-производственного
комбината птицефабрики. На двух этажах
располагаются отдел обслуживания читателей
(в их распоряжении абонемент, читальный
зал для взрослых, литературная гостиная,
методический кабинет, актовый зал), детский
отдел (абонемент, читальный зал, комната
творчества, комната досуга, методический
кабинет), отдел комплектования обработки
литературы, отдел использования единого
фонда, методико-
В настоящее время фонд библиотеки насчитывает 14312 экземпляров в отделе обслуживания и 9842 в детском отделе.
В библиотеке п.Ясногорский успешно проводится работа по обеспечению познавательного досуга для сельских детей.
Для ребят библиотека - не просто источник для интеллектуального развития. Они часто приходят туда просто пообщаться с самим библиотекарем, как с человеком, который не ставит оценки за невыученный урок. Ребята приходят поделиться своими радостями и проблемами, успехами и промахами.
Библиотекарю, естественно, приходится работать с детьми различных возрастов, поэтому ему нужно знать возрастные особенности развития детей, чтобы наладить с ними максимально доверительные отношения.
Стоит заметить, что уже два года в этом направлении ведется активная работа. В библиотеке действует «ящик доверия», куда ребята могут опустить свои письма, адресованные как своим сверстникам, так и взрослым, работающим в школе.
Письма ребят самые разнообразные: это и признания в симпатиях, и теплые слова в адрес своих учителей, и предложения по улучшению школьной жизни и многое другое. Очень часто ребята обращаются к библиотекарю за советом, делятся самыми сокровенными мыслями.
Кроме этого в библиотеке существует «Забор откровения», куда ребята помещают мысли «вслух» для большого количества читающих. Это могут быть поздравления, признания. Иногда человек просто делится своими эмоциями - грустными или радостными.
Библиотекарь п.Ясногорский также является руководителем кружка «Горница», который располагается при библиотеке. Занятия в кружке позволяют любому ребенку, даже не очень коммуникабельному, принять участие творческом процессе, выразить свои эмоции, приобрести навыки общения. В кружке занимаются 15 человек. Это ребята в возрасте 9-12 лет.
Дети из неблагополучных семей, а таких к сожалению, достаточно, также любят проводить время в библиотеке, в стенах которой находят человеческое тепло, уют и понимание.
Много таких детей приходят на час «тихого чтения», когда все дети по очереди вслух читают одно произведение. В такие моменты сердца ребят переполняет радость, искрятся глаза, полные безмятежного счастья.
Особо хочется
подчеркнуть, что библиотека п.Ясногорский,
кроме своей основной функции, выполняет
еще и функцию игровой комнаты.
Очень часто можно наблюдать ка
В рамках сельской библиотеки широко ведется педагогическая работа, в рамках которой ребятам, например, предлагается с целью изучения своих семейных корней собрать информацию о предках, историю их жизни и составить генеалогическое дерево. Собранную информацию ребята систематизируют и оформляют в виде стенда.
К юбилею Кемеровской области ребята вместе с библиотекарем работали над подготовкой исторического материала на тему «Летопись села в судьбах его жителей». Материал был оформлен в виде выставки.
С целью информирования ребят о перспективах дальнейшего обучения в ссузах и вузах библиотекарь ежегодно собирает достаточное количество материала по данной теме. Информация также оформляется в виде стенда «Профессиональная ориентация», на котором ребята всегда смогут найти нужную для них информацию.
Можно сказать,
что деятельность библиотекаря, работающего
в п.Ясногорский, очень убедительно
демонстрирует психолого-
Еще одним учреждением, в котором ребята не только получают образование, но и проводят досуг, являетсямузыкальная школа п.Ясногорский.
Наряду с обучением ребят основным предметам учебного плана, учителя музыкальной школы, совместно с Домом культуры, проводят занятия по фольклору.
Фольклорные занятия делятся на три вида:- Календарный фольклор.- Потешный фольклор.- Игровой фольклор.
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны с природой.
Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества ребят п.Ясногорский. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых он отличается по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми по своему и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен - пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре п.Ясногорский широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно - егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение «ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
II. Потешный фольклор
В организации
досуга детей п.Ясногорский
Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду), щебету птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили - бом).
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве п.Ясногорский. Трудно представить себе сельских детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.
При этом работа ведется в рамках трех основных типологических групп: драматические, спортивные, хороводные игры.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх
разрабатываются
Большое место в играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что детский музыкальный
Рассмотрим деятельность спорти
Детям без спорта
нельзя. Спортивные упражнения для
них - и удовольствие, и возможность
проявить себя, и потребность растущего органи
. Шумные подвижные
игры на воздухе: «салки», «
. Командные игры на спортивной площадке: футбол, пионербол, снайпер.
. Ежедневные пробежки.
. Углубленные занятия в спортивных кружках и секциях.
. Разучивание
экзотических комплексов «у-шу»
. Походы по пересеченной местности.
. Лазанье по тренажерам или деревьям.
. Военизированные игры с их неизменной беготней за «шпионами».
. Просто прыганье через скакалку или игра в «классики».
Особенно нравятся
детям полуспортивные-
В п.Ясногорский есть еще одно средство проведения досуга - это просмотр кинофильмов, чему способствует наличие в селе киноустановки. Однако, этот вид досуга не имеет такой системы организации и проработанности, как другие, рассмотренные выше. Просмотр кинофильмов или мультфильмов организуется в основном в выходные дни. Преобладающее большинство кинолент зарубежные.
Сельские Дома культуры п.Ясногорский решают задачи организации досуга, свободного общения детей.
В Сельских Домам
культуры п.Ясногорский проводят различные
занимательные занятия с
1. Познавательные викторины.
Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила выбраны, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.
Когда за основу
были взяты правила клуба «Что?
Где? Когда?», то играла одна команда
из шести человек, сидящая кружком
в центре в окружении зрителей-противник
При проведении викторины, похожей на «Счастливый случай», команд было уже две по четыре человека в каждой, вопросы заранее заготовил ведущий.
Для проведения викторин организаторы в основном берут уже готовые правила игры, потому что считают, что придумывать правила (иными словами «сюжет», или «форму игры») самому очень рискованно. Можно не учесть какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпрепровождения в таком случае можно получить испорченное настроение, вместо сплочения отряда - разобщенность и затаенную на «выдумщика», как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у организатора викторин нет опыта разработки интеллектуальных игр, то он пользуется уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более, что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообразными состязаниями в эрудиции.