Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Досуг.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

В Домах культуры п.Ясногорский при проведении познавательных викторин за основу берут правила следующих игр:

. «Звездный час».

. «Брейн-ринг».

. «Зигзаг удачи».

. «Великолепная  семерка».

. «Ключ к успеху».

. «Поле чудес».

. «Кто хочет  стать миллионером».

. «Умники и  умницы».

. «33 буквы».

Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не приходится долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором.

Однако, как показало проведенное исследование, в Доме культуры п.Ясногорский с ребятами проводят не только те игры, которые им хорошо известны и которые транслируются по телевидению.

Дабы избежать чрезмерного проникновения телевидения  в повседневную жизнь, работники  лагеря берут другие разработки. Например, в Доме культуры п.Ясногорский широкой  популярностью пользуются игры ленинградских педагогов, среди которых:

. «Взломщик».

. «Пятью пять».

. «Покер».

. «Морской бой»  и др.

А также игры, выпущенные коллективом МЦ «Вариант»:

. «Светский разговор».

. «Интеллектуальный  тир».

. «Стадион Гиннеса».

. «Скачки».

. «Минные заграждения».

. «Музыкальный  тайник» и др.

Этими разработками педагоги лагеря предпочитают пользоваться еще и потому, что не приходится долго «мучиться» над вопросами - они уже есть.

Но иногда бывают моменты, что одна и та же группа желает еще раз поучаствовать  в понравившейся ей викторине. В этом случае (когда перечень вопросов уже исчерпан) педагоги лагеря придумывают дополнительные. А порой занимаются составлением вопросов вместе с детьми, помощниками из инициативной группы. Что очень полезно, как для самих педагогов, которые лучше узнают ребят, так и для самих детей, которые помимо общения еще и обогащают свой кругозор.

При составлении  вопросов организаторы познавательных викторин руководствуются следующими правилами:

нельзя, чтобы  вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в природе);

нельзя, чтобы  вопрос требовал узкоспецифических  углубленных знаний (Кто был комендантом  Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года);

нельзя, чтобы  вопрос требовал ответа-перечисления (Какие команды были чемпионами мира по футболу?);

нельзя, чтобы  вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?);

нельзя, чтобы  вопрос был примитивно-глупым (Не амперметром  ли измеряется сила тока?).

Все вопросы, в  которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, организаторы викторин стараются сразу избавиться от «сомнительных» вопросов.

Работники Дома культуры п.Ясногорский стараются  организовать занятия с детьми так, чтобы последним было наиболее интересно. В этой связи педагоги проводят викторины, разработанные по определенным тематикам. Например,

. «О природе».

. «О технике».

. «О спорте».

. «О знаменитых  путешественниках».

Темой иногда выступает  отдельный фильм или произведение литературы. Пример тематических вопросов к одной из викторин, проводимых в Доме культуры п.Ясногорский, представлен  в Приложении 2.

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов  педагоги не забывают и о других условиях успеха. Эти условия ничем  не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т.е. такого дела, в котором главное - соревновательность.

А это значит, что при проведении познавательных викторин назначаются компетентные судьи, присутствуют красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды.

Одним из главных  «атрибутов» проведения викторин является быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Обычно это бывает кто-то из постоянных работников Дома культуры. Но может быть и кто-нибудь из эрудированных старшеклассников.

В Доме культуры п.Ясногорский учитывается и временной  фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном.

2. Театрализованные игры.

Содержание театрализованных занятий в Доме культуры п.Ясногорский  включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание  разнообразных сказок и инсценировок:

- упражнения  по формированию выразительности  исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения  по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что  в театрализованной деятельности огромную роль играет педагог. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции  и ни в коей мере не сводиться  только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-змоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием  таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или  сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»  визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Театральные занятия  в Доме культуры п.Ясногорский проводятся с детьми младшего школьного возраста без какого-либо отбора. Оптимальное  количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то педагоги делят каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой.

Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий педагоги пользуются мягкими объемными модулями различной конфигурации. Также обязательно наличие музыкального инструмента (фортепиано) и аудиотехники.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или  вечернее время (в зависимости от смены, в которую учатся ребята) продолжительностью от 30 до 40 мин. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин. Программа занятий представлена в табл. 1.

Процесс театральных  занятий в Доме культуры п.Ясногорский  строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Сценарии некоторых из них представлены в Приложениях 3-5.

 

Таблица 1 Программа  работы Дома культуры п.Ясногорский по проведению театрализованных занятий с детьми младшего школьного возраста

Виды деятельностиПедагогические цели, задачиСодержание занятияРепертуар1234I квартал1. Театральная играВоспитывать  готовность к творчеству Развивать  произвольное внимание, память, наблюдательность Уметь согласовывать свои действия с партнером, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами Развивать умение оправдывать свои действия и свое мнение нафантазированными причинамиИгры: Снежный ком Радиограмма Запомни фотографию Летает - не летает Тень Внимательные звери Угадай, что я делаю День рождения Превращение предмета2. Ритмо-пластикаРазвивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц Развивает умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпахИгры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба-Яга Насос и кукла Снеговик Снежная королева Гипнотизер Марионетки3. Культура и техника речиРазвивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию Расширять диапозон и силу звучания голоса Тренировать свободу звучания с мягкой атакой Расширять образный строй речи Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствахИгры: Игра со свечей Испорченный телефон Снежный ком Ручной мяч Придумай диалог Упражнения: Больной зуб Капризуля Колокольчики Колыбельная«Как Кирилл заговорил». Л.Каминский; «Бльдог и таксик». Д.Хармс; «Разговор с котом». ВЛеваноский Считалочка: «У медведя на макушке». Н.Пикулева Скороговорки: Сыворотка из-под простокваши…Оса уселась на носу…Жужжит над жимолостью жук…Перепел перепелку…4. Основы театральной культурыПознакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчестваБеседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакляТеатральный словарь: драматург, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое действие, жест, мимика, пантомимаII квартал1. Теат-ральная играВоспитывать инициативность и выдержку Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях Развивать воображение и веру в сценический вымысел Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу Учить действовать на сценической площадке естественноИгры: Телепаты След в след Японская машинка Кругосветное путешествие Сочинение этюдов: Знакомство Просьба Благодарность Угощение Поздравление и пожелание Покупка театрального билета Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх2. Ритмо-пластикаРазвивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела Развивать умене создавать образы с помощью жеста и мимикиИгры: Не ошибись Поймай хлопок Ритмический этюд Голова или хвост Осьминог Пантеры Зернышко Заводная кукла Тюльпан Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Негодующий (да что же это!)«Из распахну-тых ворот». Д.Хармс Электронная музыка для релаксации и медитации «Полька». А.Жилинский3. Культура и техника речиРазвивать опору звучания на мягкой атаке Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом Подбирать рифмы к заданным словам Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков Сочинять коллективную сказку, по очереди добавляя свое предложение Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастикуИгры: Дрессированные собачки Птичий двор Эхо Чудо-лесенка Самолет Похожий хвостик Сочини сказку Змейка с воротцами Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюстиСтихи: «Дракон». В.Берестов; «Жадина». С.Маршак; «Полдня рисовал я красавца коня». Е.Серва; «В трамвае». А.Шлыгин; «Считалочка». Б.Заходер. Считалки: «Завтра с неба прилетит». Н.Пикулева Щетинка - у чушки… Ткет ткач. Гравер Гаврила. Шли сорок мышей.4. Основы театральной культурыАктивизировать познавательный интерес Выяснить, кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер»Беседы о театральных профессияхТеатральный словарь: осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер. III квартал1. Теат-ральная играРазвивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками Оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными Учить адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствамиИгры: Воробьи, вороны Печатная машинка Одно и то же по-разному Этюды: На пять органов чувств По сказкам «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и др. 2. Ритмо-пластикаРазвивать воображение и способность к пластической импровизации Совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимикиОсенние листья Снежинки В замке Спящей красавицы Факир и змеи Умирающий лебедь Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) БлагодарныйА.Джойс. «Осенний вальс». П Чайсковский. Вальч снежных хлор\пьев из балета «Щелкунчик», Д.Шостакович. «Романс» П.Чайковский. Арабский танец из балета «Щелкунчик» К.Сен-Санс. «Умирающий лебедь»3. Культура и техника речиФормировать четкую, грамотную речь Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имениФантазии и… Моя сказка Работа со скороговорками и стихамиСтихи: «Колдунье не колдуется». М.Бородицкая; «Веселый старичок». Д.Хармс; «Мульмуля». С.Миллиган; «Забаные стихи без конца». Скороговорки: Бык тупогуб… Сшит колпак… Полпогреба репы… Повар Павел… У четырех черепашек…4. Основы театральной культурыПознакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад Познакомить детей с атрибутами театрального представленияРассматривание фотографий с изображениями различных московских театров Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом О чем рассказала театральная программкаТеатральный словарь: театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа

Театральные игры, проводимые педагогами Дома культуры п.Ясногорский, рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического  процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

В основу реализации театрально-игровой методики, применяемой  в Доме культуры п.Ясногорский положен  индивидуальный подход, уважение к  личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагоги стремятся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия в Доме культуры п.Ясногорский строятся по самым разным сценариям в зависимости  от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С этой же целью можно использовать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда. Каждый месяц в Доме культуры п.Ясногорский для детей проводятся различные по содержанию театрализованные занятия.

Успешность и  результативность театральных занятий  зависят прежде всего от сотрудничества театрального педагога с музыкальным  руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Большую роль в  развитии творческих способностей детей  играет художественно-изобразительная  деятельность, поэтому в Доме культуры п.Ясногорский обязательным является взаимодействие с преподавателями изодеятельности, которые могут с детьми создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям. Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях базовых разделов программы работы клуба, ежеквартально проводятся итоговые (интегративные) занятия, объединенные определенным сюжетом. В них используются упражнения и игры из разных разделов программы. Например, в январе-феврале 2007 г. с ребятами были проведены занятия по следующим тематикам:

1. «Путешествие  на остров превращений».

. «В стране  веселых гномов».

. «День рождения  Незнайки».

Деление программы  на пять разделов, ориентируясь на психологические  особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие  для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного  внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На втором году перед младшими школьниками ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.

Иллюстративный  материал по организации досуга в  Сельских клубах п.Ясногорский наглядно представлен в Приложениях 7-14.

 

2.3 Программа  оптимизации деятельности сельского  дома культуры п.Ясногорский по  организации детского досуга на 2007 год

 

Значение досуга в становлении и развитии личности ребёнка очень велико. Он выполняет  ряд важных функций в сфере  свободного времени, среди которых  коммуникативная, творческая, рекреационная, гедонистическая. Посредством досуга происходит приобщение детей к культурным ценностям, традициям и обычаям. Досуг способствует успешному процессу социализации детей по средствам различных форм культурно-досуговой деятельности.

Предлагаемая  программа разработана на основе социологического исследования, в основу которого был положен анализ деятельности Ясногорского сельского Дома культуры, досуговых предпочтений детей, возможностей социокультурной среды п.Ясногорский. Принципиальное отличие предлагаемой программы заключается:

в новом подходе  к организации культурно-досуговой деятельности;

в выборе форм культурно  досуговой деятельности исходя из досуговых  предпочтений детей;

в развитии самодеятельного  народного творчества путем создания новых кружков;

в создании детского клуба по интересам;

во включении в организацию досуга детей социокультурных учреждений села.

В план работы предлагается внести такие формы мероприятий  как конкурсные, спортивные, театрализованные, игровые программы, праздники, концерты, КВНы, викторины, конкурсно-игровые  программы. В программе предусмотрено  участие детей в районных массовых мероприятий для детей.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры