Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Досуг.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональное  мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия форм выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний форм с целью вызвать у детей интерес, привлечь их в учреждения культуры.

Выставка - это публичный показ предметов, экспонатов, художественных произведений, предметов культурно-бытового назначения с информационно-познавательной целью.

Выставки бывают художественные, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии, природоведческие и другие (49, с.33).

Фестиваль - массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного, художественного творчества. Воспитательная роль фестиваля исключительно велика. В процессе их подготовки и проведении заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников художественной самодеятельности, повышается социальная активность людей, обеспечивается приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям (49, с.156).

КВН - конкурс веселых и находчивых - одна из наиболее интересных форм театрализованного игрового состязания. Юмор, находчивость, эрудиция - основные принципы, на которых строится КВН.

Сельские  библиотеки - филиалы централизованной библиотечной системы.

Библиотека-филиал - это сетевое подразделение с  постоянным книжным фондом, штатом, работающее под административно-хозяйственным  и методическим руководством центральной  библиотеки. Задача организации на селе сети библиотек заключается  в том, чтобы обеспечить возможность пользования библиотечной книгой каждому читателю любого населенного пункта (54, с.7).

Сегодня сельская библиотека выполняет целый ряд  функций (информационную, рекреационную, социализирующую), важнейшей среди  которых остается образовательная.

Значительная  часть основных пользователей современной  российской сельской библиотекой составляют дети, сельская интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки.

В отношении  детей сельские и школьные библиотеки накапливают определенный опыт, реализуя свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной задачей остается приобщение к книге, чтению, формированию устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке (45, с.15).

Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотеки, работающей на селе с детьми, остается приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры (54, с.85).

Школьная  библиотека - важный элемент любой долгосрочной деятельности, направленный на развитие грамотности и образования, предоставление информации, экономическое, социальное и культурное развитие (45, с.69). Школьные библиотеки - неотъемлемая часть образовательного процесса. Основная цель библиотек, обслуживающих детей, - удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграции детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.

Основные задачи библиотек, обслуживающих детей:

развитие и  саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и  национальной культуре;

пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

гармоничное сочетание  социализации (освоение ребенком норм и ценностей

общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего  мира каждого ребенка);

воспитание творческих способностей;

пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

обеспечение доступа  пользователя - ребенка к объективной  и всесторонней информации о мире в доступной для него форме;

развитие содержательного  общения между пользователями, воспитание культуры общения;

развитие рекреационного потенциала библиотеки (45, с.81).

Главным в работе с детьми должен быть интерес к каждому  читателю.

Следует отметить, что одной  из важных задач библиотеки, работающей на селе, является информационное и  культурное насыщение досуга сельских детей. Посещение библиотеки дает детям  возможность общения. Вечера, конкурсы, самодеятельные концерты и так далее  зачастую устраиваются сельской библиотекой совместно с клубной и школьной. Библиотека, совместно со школьной, делает все, чтобы создать и сохранить культурное пространство (45, с.4).

Сельская  школа является естественным центром воспитательной работы с детьми. Школа может и должна быть инициатором создания новых внешкольных учреждений, разнообразных кружков, объединяющих детей (55, с.40).

Сельская школа - это учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного  воспитания и обучения подрастающих поколений.

Воспитательной  работой в школе занимаются заместитель  директора школы по воспитательной работе и классные руководители.

Заместитель директора  школы по воспитательной работе - это  представитель школьной администрации, педагог-воспитатель, опытный творческий специалист. Это главный педагог, организующий и направляющий воспитательную работу взрослых и детей в школе. Главная цель - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися (60, с.6).

Система воспитательной работы включает следующие компоненты: (рис. 1).

 

Рис. 1. Воспитательная работа современной школы

Классный руководитель - педагог, занимающийся координацией и проведением внеурочной воспитательной работой (17, с.22).

Классный руководитель работает по следующим направлениям:

. Изучение индивидуальных  интересов и потребностей учащихся  во внеурочной деятельности.

. Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

. Просвещение  и консультативная помощь при  выборе кружков, клубов, секций.

. Постоянная  демонстрация достижений, результатов,  способностей учащихся во внеклассной  деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

Организация рационального  использования внеучебного времени  сельских детей - проблема сложная. Важно, чтобы каждый учащийся в свободное  от уроков время занимался интересным и полезным делом в кружке и  в других творческих объединениях по интересам в школе, во внешкольном учреждении. Научить школьников рационально и содержательно использовать свое внеучебное время - дело, прежде всего школы.

Основными требованиями к организации работы с учащимися  во внеучебное время являются: органическое единство учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной работы; предоставление каждому учащемуся в свободное от учения время возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие, увлекательность и т.д. (4, с.13).

Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. В условиях сельских школ проводятся предметные кружки непосредственно связанные с содержанием школьных программ, но не повторяют их, а расширяют и углубляют знания учащихся.

Для развития физических качеств в школе организована работа в спортивных секциях. Дети занимаются баскетболом, волейболом. Эти занятия в свободное время способствуют физическому развитию, взаимоотношениям между членами команд. Таким образом, учреждения культуры, школа, библиотеки в сельской местности являются своеобразными центрами по организации досуга сельских детей. Эти учреждения должны осуществлять взаимосогласованную работу. В процессе такой работы дети учатся проводить свое свободное время рационально.

Однако, следует  отметить, что работа этих учреждений не в полной мере может удовлетворить  потребности сельских детей, так  как существует малый выбор в  проведении досуга. Кружки не достаточно разнообразны в связи с отсутствием  специалистов, а также низким уровнем материально-технической базы.

Социально и  культурно ограниченные условия  сельской среды позволяют говорить о недостатке культурной базы для  развития личности ребенка, что негативно  отражается на темпах детского развития.

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛА С ДЕТЬМИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ п. ЯСНОГОРСКИЙ КЕМЕРОВСКОГО РАЙОНА)

 

2.1 Социально-культурная  среда п. Ясногорский

 

Весной 1726 года в период царствования Екатерины I раскольник - старовер Мазуров со своими товарищами пришли в Сибирь и основались на месте будущей деревни. Рядом протекала речка, которую назвали Камышинка, в ней водилось много всякой рыбы. Вольготные луга, обилие ягод и грибов, густые заросли черёмухи, ивы, калины, калины, рябины. Сначала жили в шалашах, землянках и строили дома. Занимались хлебопашеством, ловили рыбу, гнали смолу, разводили крупный рогатый скот, лошадей, птицу и другую живность. С каждым годом жителей прибавлялось. В честь первого поселенца деревню назвали Мазурова.

Интересен факт, что в России бытовала легенда о том, что в Сибири на деревьях растут калачи. Так приукрашивалась молва о зауральских природных богатствах. Вот и ехали люди за счастливой долей. Чаще всего гнал господин голод. Но богатых в деревне было мало, большинство семей были бедные, перебивались с хлеба на квас. Появились кулаки и батраки.

В январе 1920 года в деревне была установлена советская  власть. В конце мая 1924 г. проходили  выборы депутатов в сельсовет, а  уже 5 июня 1924 года состоялась первая сессия, на которой был избран председателем Иван Лукъянович Векшин. Партизан, доброволец Красной Армии.

И.Л. Векшин вступил 14.05.1925г. вступил в партию в Мазуровской  партячейке. В 1928 году его избрали  секретарем мазуровской партячейки. В 1929 году выла создана коммуна «Кузбасс». Весной 1932 году в Мазурове было создано три колхоза: «Кузбасс» «Донбасс» и им. Андреева. Летом 1950 году эти колхозы объединились в один. Дали ему название им. Андреева. В 1956 году колхоз назвали им. XX партсъезда и в этом же оду д. Мазурове стала центральной усадьбой совхоза «Горняк». В 1968 году совхоз «Горняк» разделен на два совхоза «Мазуровский» (пос. Пригородный) и совхоз «Горняк» (д. Мазурово).

На 1.01.1926 года в  деревне имелось: сельсовет, 1 школа, школа для малограмотных, хозяйств 94, население - 432 человека, в том числе мужчин -213, женщин - 219 человек.

На 1 января 1969 года здесь было 326 хозяйств, 1061 человек.

В связи с  постановлением ЦК КПСС и Совета Министров  о строительстве и расширении птицефабрик (03.09.1964 г.) в марте 1965 года Кемеровская птицефабрика была выделена в самостоятельное предприятие из совхоза «Мазуровский». В ходе перестройки Кемеровская птицефабрика стала акционерным обществом закрытого типа. Началась реконструкция корпусов. В 2002 году птицефабрику признали, нерентабельной ее акции были проданы областному тресту «Мелькорм».

В 2005 году после  реконструкции открылась первая в Кузбассе птицефабрика по производству мяса индейки - ясногорский филиал компании «Сибирская губерния». На его территории работают уже 35 корпусов, еще 13 будут сданы в эксплуатацию декабре 2007 г. Всего на эти цели было направлено 1,35 млрд. руб.

К концу 2007 г. на птицефабрике планируют получить 20 тыс. т. мяса, а в 2008 г. - 40 тыс. т. Это  будет одно из крупнейших предприятий  России по производству мяса индейки. Оно сможет обеспечивать потребности Кемеровской, Томской, Новосибирской областей и Красноярского края.

«Ясногорский  филиал» работает с индейками  канадской породы, которые отличаются высокой продуктивностью. Среднесуточный привес у них в 2,5-3 раза больше, чем у бройлерных цыплят - у индейки привес 110-145 г, у бройлера - 50 г в сутки. Рассмотрим инфраструктуру п. Ясногорский.

В 1967 году в деревне  был открыт детский комбинат «Незабудка»  от Кемеровской птицефабрики. Детский  сад рассчитан на 100 мест. В нем воспитывались дети от ясельной до подготовительной группы.

В настоящее  время детский комбинат «Незабудка»  передан Муниципальной Образовательной  школе п. Ясногорского и закрыт на капитальный ремонт.

В 1975 году в поселке  Ясногорском был построен, торговый центр. Он осуществлял торговлю промышленными  и продовольственными товарами. В настоящее время торговый центр принадлежит предприятиям и частным лицам поселка. Так же на территории Ясногорского обслуживает население ряд торговых палаток и киосков.

В 1975 году была построена  и открыта сельская амбулатория  и прикреплена к Центрально больнице Кемеровского района. Она объединила: терапевтический, педиатрический, стоматологический, гинекологический кабинеты больных граждан. Так же были оборудованы пункт физиолечения и лаборатория для сдачи медицинских анализов.

Как самостоятельная территория Ясногорский сельсовет образовался Решением ОИК №21 от 01.02.1982 г., когда был зарегистрирован новый населенный пункт п.Ясногорский. Современная площадь территории составляет 1240,8 гектара с населением 4748 человек в 4 населенных пунктах: п.Ясногорском, разъезде Буреничево, д.Камышной, с.Мазурове.

На территории поселка Ясногорский действуют: 4 предприятия; 2 средние школы; 3 детских  сада; 2 сельских дома культуры; детская  музыкальная школа; киноустановка; сельская библиотека; врачебная амбулатория; 2 фельдшерских пункта; 7 предприятий торговли; спортивный зал.

 

2.2 Направления  культурно-досуговой деятельности  сельского дома культуры с  детьми

 

Организацией  досуга населения в п.Ясногорский  занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка.

Сельская  библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли страны начинается перестройка работы библиотек на принципах централизации для «повышения их роли как важных идеологических и научно-информационных учреждений». Библиотеки района объединяются в Центральную библиотечную систему. Роль Центральной библиотеки стала выполнять библиотека п.Ясногорский.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры