Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, дипломная работа
ЦЕЛЬ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры Кемеровского района.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
2.Выявить проблемы деятельности клубных учреждений современного села с рациональной организацией свободного времени детей.
Введение
Глава 1. Актуальные проблемы культурно-досуговой деятельности клубных учреждений на современном этапе
.1 Становление и развитие сельских клубных учреждений (исторический аспект)
.2 Характеристика клуба, как социального института досуга
.3 Деятельность клубных учреждений села в организации досуга детей
Глава 2. Деятельность клубных учреждений села с детьми (на примере СДК пос. Ясногорский Кемеровского района)
.1 Социально-культурная среда п.Ясногорский
.2 Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
.3 Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по организации детского досуга на 2007 год
Заключение
Список литературы
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия форм выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний форм с целью вызвать у детей интерес, привлечь их в учреждения культуры.
Выставка - это публичный показ предметов, экспонатов, художественных произведений, предметов культурно-бытового назначения с информационно-познавательной целью.
Выставки бывают художественные, декоративно-прикладного творчества, художественной фотографии, природоведческие и другие (49, с.33).
Фестиваль - массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного, художественного творчества. Воспитательная роль фестиваля исключительно велика. В процессе их подготовки и проведении заметно оживляется культурная жизнь, растут ряды участников художественной самодеятельности, повышается социальная активность людей, обеспечивается приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям (49, с.156).
КВН - конкурс веселых и находчивых - одна из наиболее интересных форм театрализованного игрового состязания. Юмор, находчивость, эрудиция - основные принципы, на которых строится КВН.
Сельские библиотеки - филиалы централизованной библиотечной системы.
Библиотека-филиал
- это сетевое подразделение с
постоянным книжным фондом, штатом,
работающее под административно-
Сегодня сельская библиотека выполняет целый ряд функций (информационную, рекреационную, социализирующую), важнейшей среди которых остается образовательная.
Значительная часть основных пользователей современной российской сельской библиотекой составляют дети, сельская интеллигенция, пенсионеры, домохозяйки.
В отношении детей сельские и школьные библиотеки накапливают определенный опыт, реализуя свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной задачей остается приобщение к книге, чтению, формированию устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке (45, с.15).
Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотеки, работающей на селе с детьми, остается приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры (54, с.85).
Школьная библиотека - важный элемент любой долгосрочной деятельности, направленный на развитие грамотности и образования, предоставление информации, экономическое, социальное и культурное развитие (45, с.69). Школьные библиотеки - неотъемлемая часть образовательного процесса. Основная цель библиотек, обслуживающих детей, - удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграции детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
Основные задачи библиотек, обслуживающих детей:
развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;
гармоничное сочетание социализации (освоение ребенком норм и ценностей
общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
воспитание творческих способностей;
пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
обеспечение доступа пользователя - ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной для него форме;
развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
развитие рекреационного потенциала библиотеки (45, с.81).
Главным в работе с детьми должен быть интерес к каждому читателю.
Следует отметить, что одной из важных задач библиотеки, работающей на селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских детей. Посещение библиотеки дает детям возможность общения. Вечера, конкурсы, самодеятельные концерты и так далее зачастую устраиваются сельской библиотекой совместно с клубной и школьной. Библиотека, совместно со школьной, делает все, чтобы создать и сохранить культурное пространство (45, с.4).
Сельская школа является естественным центром воспитательной работы с детьми. Школа может и должна быть инициатором создания новых внешкольных учреждений, разнообразных кружков, объединяющих детей (55, с.40).
Сельская школа
- это учебно-воспитательное учреждение,
предназначенное для
Воспитательной работой в школе занимаются заместитель директора школы по воспитательной работе и классные руководители.
Заместитель директора школы по воспитательной работе - это представитель школьной администрации, педагог-воспитатель, опытный творческий специалист. Это главный педагог, организующий и направляющий воспитательную работу взрослых и детей в школе. Главная цель - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися (60, с.6).
Система воспитательной работы включает следующие компоненты: (рис. 1).
Рис. 1. Воспитательная работа современной школы
Классный руководитель - педагог, занимающийся координацией и проведением внеурочной воспитательной работой (17, с.22).
Классный руководитель работает по следующим направлениям:
. Изучение индивидуальных
интересов и потребностей
. Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
. Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, клубов, секций.
. Постоянная
демонстрация достижений, результатов,
способностей учащихся во
Организация рационального
использования внеучебного
Основными требованиями к организации работы с учащимися во внеучебное время являются: органическое единство учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной работы; предоставление каждому учащемуся в свободное от учения время возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие, увлекательность и т.д. (4, с.13).
Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. В условиях сельских школ проводятся предметные кружки непосредственно связанные с содержанием школьных программ, но не повторяют их, а расширяют и углубляют знания учащихся.
Для развития физических качеств в школе организована работа в спортивных секциях. Дети занимаются баскетболом, волейболом. Эти занятия в свободное время способствуют физическому развитию, взаимоотношениям между членами команд. Таким образом, учреждения культуры, школа, библиотеки в сельской местности являются своеобразными центрами по организации досуга сельских детей. Эти учреждения должны осуществлять взаимосогласованную работу. В процессе такой работы дети учатся проводить свое свободное время рационально.
Однако, следует отметить, что работа этих учреждений не в полной мере может удовлетворить потребности сельских детей, так как существует малый выбор в проведении досуга. Кружки не достаточно разнообразны в связи с отсутствием специалистов, а также низким уровнем материально-технической базы.
Социально и культурно ограниченные условия сельской среды позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка, что негативно отражается на темпах детского развития.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛА С ДЕТЬМИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ п. ЯСНОГОРСКИЙ КЕМЕРОВСКОГО РАЙОНА)
2.1 Социально-культурная среда п. Ясногорский
Весной 1726 года в период царствования Екатерины I раскольник - старовер Мазуров со своими товарищами пришли в Сибирь и основались на месте будущей деревни. Рядом протекала речка, которую назвали Камышинка, в ней водилось много всякой рыбы. Вольготные луга, обилие ягод и грибов, густые заросли черёмухи, ивы, калины, калины, рябины. Сначала жили в шалашах, землянках и строили дома. Занимались хлебопашеством, ловили рыбу, гнали смолу, разводили крупный рогатый скот, лошадей, птицу и другую живность. С каждым годом жителей прибавлялось. В честь первого поселенца деревню назвали Мазурова.
Интересен факт, что в России бытовала легенда о том, что в Сибири на деревьях растут калачи. Так приукрашивалась молва о зауральских природных богатствах. Вот и ехали люди за счастливой долей. Чаще всего гнал господин голод. Но богатых в деревне было мало, большинство семей были бедные, перебивались с хлеба на квас. Появились кулаки и батраки.
В январе 1920 года в деревне была установлена советская власть. В конце мая 1924 г. проходили выборы депутатов в сельсовет, а уже 5 июня 1924 года состоялась первая сессия, на которой был избран председателем Иван Лукъянович Векшин. Партизан, доброволец Красной Армии.
И.Л. Векшин вступил 14.05.1925г. вступил в партию в Мазуровской партячейке. В 1928 году его избрали секретарем мазуровской партячейки. В 1929 году выла создана коммуна «Кузбасс». Весной 1932 году в Мазурове было создано три колхоза: «Кузбасс» «Донбасс» и им. Андреева. Летом 1950 году эти колхозы объединились в один. Дали ему название им. Андреева. В 1956 году колхоз назвали им. XX партсъезда и в этом же оду д. Мазурове стала центральной усадьбой совхоза «Горняк». В 1968 году совхоз «Горняк» разделен на два совхоза «Мазуровский» (пос. Пригородный) и совхоз «Горняк» (д. Мазурово).
На 1.01.1926 года в деревне имелось: сельсовет, 1 школа, школа для малограмотных, хозяйств 94, население - 432 человека, в том числе мужчин -213, женщин - 219 человек.
На 1 января 1969 года здесь было 326 хозяйств, 1061 человек.
В связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров о строительстве и расширении птицефабрик (03.09.1964 г.) в марте 1965 года Кемеровская птицефабрика была выделена в самостоятельное предприятие из совхоза «Мазуровский». В ходе перестройки Кемеровская птицефабрика стала акционерным обществом закрытого типа. Началась реконструкция корпусов. В 2002 году птицефабрику признали, нерентабельной ее акции были проданы областному тресту «Мелькорм».
В 2005 году после реконструкции открылась первая в Кузбассе птицефабрика по производству мяса индейки - ясногорский филиал компании «Сибирская губерния». На его территории работают уже 35 корпусов, еще 13 будут сданы в эксплуатацию декабре 2007 г. Всего на эти цели было направлено 1,35 млрд. руб.
К концу 2007 г. на птицефабрике планируют получить 20 тыс. т. мяса, а в 2008 г. - 40 тыс. т. Это будет одно из крупнейших предприятий России по производству мяса индейки. Оно сможет обеспечивать потребности Кемеровской, Томской, Новосибирской областей и Красноярского края.
«Ясногорский филиал» работает с индейками канадской породы, которые отличаются высокой продуктивностью. Среднесуточный привес у них в 2,5-3 раза больше, чем у бройлерных цыплят - у индейки привес 110-145 г, у бройлера - 50 г в сутки. Рассмотрим инфраструктуру п. Ясногорский.
В 1967 году в деревне был открыт детский комбинат «Незабудка» от Кемеровской птицефабрики. Детский сад рассчитан на 100 мест. В нем воспитывались дети от ясельной до подготовительной группы.
В настоящее
время детский комбинат «Незабудка»
передан Муниципальной
В 1975 году в поселке Ясногорском был построен, торговый центр. Он осуществлял торговлю промышленными и продовольственными товарами. В настоящее время торговый центр принадлежит предприятиям и частным лицам поселка. Так же на территории Ясногорского обслуживает население ряд торговых палаток и киосков.
В 1975 году была построена и открыта сельская амбулатория и прикреплена к Центрально больнице Кемеровского района. Она объединила: терапевтический, педиатрический, стоматологический, гинекологический кабинеты больных граждан. Так же были оборудованы пункт физиолечения и лаборатория для сдачи медицинских анализов.
Как самостоятельная территория Ясногорский сельсовет образовался Решением ОИК №21 от 01.02.1982 г., когда был зарегистрирован новый населенный пункт п.Ясногорский. Современная площадь территории составляет 1240,8 гектара с населением 4748 человек в 4 населенных пунктах: п.Ясногорском, разъезде Буреничево, д.Камышной, с.Мазурове.
На территории поселка Ясногорский действуют: 4 предприятия; 2 средние школы; 3 детских сада; 2 сельских дома культуры; детская музыкальная школа; киноустановка; сельская библиотека; врачебная амбулатория; 2 фельдшерских пункта; 7 предприятий торговли; спортивный зал.
2.2 Направления
культурно-досуговой
Организацией досуга населения в п.Ясногорский занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка.
Сельская библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли страны начинается перестройка работы библиотек на принципах централизации для «повышения их роли как важных идеологических и научно-информационных учреждений». Библиотеки района объединяются в Центральную библиотечную систему. Роль Центральной библиотеки стала выполнять библиотека п.Ясногорский.