Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА ВОЗ.docx

— 4.55 Мб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей 
ограниченными возможностями здоровья 5

1.2.Проблемы      семей,      воспитывающих      детей      с      ограниченными

возможностями

здоровья 13

1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей 
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20

Вывод по I главе .24

Глава  II.   Организация   проектной   деятельности   по   работе   с   семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27

Заключение 40

Список литературы .42

Приложения .45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья -это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребенка с особыми потребностями, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, может повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Тема методика работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время очень актуальна, так как детская инвалидность является одной из социально-педагогических проблем нашего времени. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. В семье ребенок усваивает систему норм, правил и ценностей и знаний использует их на практике. Именно родители должны помочь своему ребенку в успешной социализации. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами

Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень необходима. Эта проблема является и психологической социально-педагогической.

В связи с этим проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы особенности методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья?

Объектом исследования является работа социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования является методика работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.

Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:

1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)

2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.

3. Будет организован волонтерский отряд «Пилигрим».

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а так же в соответствии с предметом и объектом исследования определены задачи исследования:

1.Ознакомиться с государственной политикой по поддержке семей, воспитывающих детей ограниченными возможностями здоровья.

2.Выявить проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

3.Изучить методику и опыт работы социального педагога с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Разработать проект по оказанию социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методологической основой работы является комплекс деятельностного и лично-ориентированного подходов.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: В.И.Селиверстов, О.В Солодянкина,. Е.И. Холостова, А.И.Антонов, Т.С. Зубкова, и другие.

Методы исследования:

-анализ литературы

-проектирование

-анкетирование

Практическая значимость: разработанный нами проект может быть использован в работе социальных педагогов и педагогического состава школ с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Экспериментальная база: клуб «Пилигрим» г.Коврова, Владимирской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

М.В.Шакурова отмечает, что семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты [31.С.159].

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. На них лежит огромная ответственность по воспитанию, обучению и развитию ребенка. У родителей детей-инвалидов груз ответственности еще больше, так как ребенок с ограниченными возможностями нуждается в большей поддержке, защите со стороны взрослых. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важно знать, какую поддержку может оказать государство в вопросах его воспитания, развития, обучения и реабилитации [26.с.3].

Понятие «инвалид» закрепляется в Статье 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [18].

Характер взаимодействия семей, воспитывающих детей с нарушением развития с обществом (государством) характеризуются различной степенью внимания к их проблемам и нуждам.

В настоящее время по статистическим данным 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % из них постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми не имеющими отклонений в развитии. Тем не менее, им также оказывается специализированная помощь.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативных* правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные цели [21 .с.50].

Вопросы правового регулирования семейных отношений в Российской Федерации в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных. Требуется активная социальная политика, направленная на укрепление семьи и защиту ее членов. С 1996 года действует Семейный кодекс. Кроме федерального, развивается также и региональное семейное законодательство [19].

В 1993 году была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, 14 мая 1996 года Президент РФ подписал Указ № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

Немаловажную роль в защите интересов как лиц с нарушениями в развитии, так и их семей играет законотворческий процесс принятия федерального закона «О специальном образовании» [17.С.66].

Особого внимания заслуживает Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии, которая выделяет основную идею работы с семьёй - достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешная их интеграция в общество. Таким образом, в связи с созданием нормативной базы, в том числе и на региональном уровне, изменяются новые возможности решения проблем семей, воспитывающих эту категорию детей.

Именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, а так же приобщение к культуре [12.с.30]. Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в:

  1. Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) [22.С.151];
  2. Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года) [8.С.109];
  3. Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года) [16.С.355];
  4. Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года) [13];
  5. Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года) [9];
  6. Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года) [5.С.10];
  7. Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96) [25.С.94].

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:

  1. Семейном кодексе Российской Федерации;
  2. Трудовом кодексе Российской Федерации;
  3. Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  4. Законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ";
  5. Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 17 декабря 2009 г.);
  6. Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 -ФЗ) и других.

Права детей-инвалидов младшего возраста и их родителей: 1 .Реабилитация ребенка-инвалида. Право на реабилитацию как одно из главных прав и мер социальной защиты закреплено Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации — социальная адаптация инвалидов, достижение ими материальной независимости и их интеграция в общество.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 4 августа 2008 г. № 379н разработана форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. В ИПР ребенка-инвалида включены:

1) Мероприятия медицинской реабилитации, в том числе: реконструктивная терапия, санитарно-курортное лечение, протезирование и ортезирование.

2) Мероприятия психолого-педагогической  реабилитации:

а) получение дошкольного воспитания и обучения, Где указывается тип 
дошкольного образовательного учреждения;

б) получение общего образования: тип школьного образовательного 
учреждения, форма (очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное 
образование, самообразование, экстернат) и условия (в 
общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном учреждении) 
получения общего образования, а также учебная нагрузка в день (в 
часах) и объем изучаемого материала (указывается в процентах от 
объема учебной программы мы);

Информация о работе Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья