Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 06:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика
по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями
здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального
педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными
возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42
Приложения .45
ВВЕДЕНИЕ
Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья -это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребенка с особыми потребностями, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, может повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Тема методика работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время очень актуальна, так как детская инвалидность является одной из социально-педагогических проблем нашего времени. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. В семье ребенок усваивает систему норм, правил и ценностей и знаний использует их на практике. Именно родители должны помочь своему ребенку в успешной социализации. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами
Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень необходима. Эта проблема является и психологической социально-педагогической.
В связи с этим проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы особенности методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья?
Объектом исследования является работа социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является методика работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.
3. Будет организован волонтерский отряд «Пилигрим».
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а так же в соответствии с предметом и объектом исследования определены задачи исследования:
1.Ознакомиться с государственной политикой по поддержке семей, воспитывающих детей ограниченными возможностями здоровья.
2.Выявить проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
3.Изучить методику и опыт работы социального педагога с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать проект по оказанию социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методологической основой работы является комплекс деятельностного и лично-ориентированного подходов.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: В.И.Селиверстов, О.В Солодянкина,. Е.И. Холостова, А.И.Антонов, Т.С. Зубкова, и другие.
Методы исследования:
-анализ литературы
-проектирование
-анкетирование
Практическая значимость: разработанный нами проект может быть использован в работе социальных педагогов и педагогического состава школ с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Экспериментальная база: клуб «Пилигрим» г.Коврова, Владимирской области.
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
М.В.Шакурова отмечает, что семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты [31.С.159].
Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. На них лежит огромная ответственность по воспитанию, обучению и развитию ребенка. У родителей детей-инвалидов груз ответственности еще больше, так как ребенок с ограниченными возможностями нуждается в большей поддержке, защите со стороны взрослых. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важно знать, какую поддержку может оказать государство в вопросах его воспитания, развития, обучения и реабилитации [26.с.3].
Понятие «инвалид» закрепляется в Статье 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [18].
Характер взаимодействия семей, воспитывающих детей с нарушением развития с обществом (государством) характеризуются различной степенью внимания к их проблемам и нуждам.
В настоящее время по статистическим данным 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % из них постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми не имеющими отклонений в развитии. Тем не менее, им также оказывается специализированная помощь.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативных* правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные цели [21 .с.50].
Вопросы правового регулирования семейных отношений в Российской Федерации в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных. Требуется активная социальная политика, направленная на укрепление семьи и защиту ее членов. С 1996 года действует Семейный кодекс. Кроме федерального, развивается также и региональное семейное законодательство [19].
В 1993 году была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, 14 мая 1996 года Президент РФ подписал Указ № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
Немаловажную роль в защите интересов как лиц с нарушениями в развитии, так и их семей играет законотворческий процесс принятия федерального закона «О специальном образовании» [17.С.66].
Особого внимания заслуживает Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии, которая выделяет основную идею работы с семьёй - достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешная их интеграция в общество. Таким образом, в связи с созданием нормативной базы, в том числе и на региональном уровне, изменяются новые возможности решения проблем семей, воспитывающих эту категорию детей.
Именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, а так же приобщение к культуре [12.с.30]. Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в:
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:
Права детей-инвалидов младшего возраста и их родителей: 1 .Реабилитация ребенка-инвалида. Право на реабилитацию как одно из главных прав и мер социальной защиты закреплено Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации — социальная адаптация инвалидов, достижение ими материальной независимости и их интеграция в общество.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 4 августа 2008 г. № 379н разработана форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. В ИПР ребенка-инвалида включены:
1) Мероприятия медицинской реабилитации, в том числе: реконструктивная терапия, санитарно-курортное лечение, протезирование и ортезирование.
2) Мероприятия психолого-
а) получение дошкольного воспитания
и обучения, Где указывается тип
дошкольного образовательного учреждения;
б) получение общего образования:
тип школьного образовательного
учреждения, форма
(очная, заочная, очно-заочная (вечерняя),
семейное
образование, самообразование, экстернат)
и условия (в
общеобразовательном учреждении, на дому,
в лечебном учреждении)
получения общего образования, а также
учебная нагрузка в день (в
часах) и объем изучаемого материала (указывается
в процентах от
объема учебной программы мы);