Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА ВОЗ.docx

— 4.55 Мб (Скачать файл)

Итак, не зависимо от того, какая схема поведения родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья была выявлена, социальный педагог должен уметь оказывать помощь родителям в преодолении первоначальной реакции подавленности и растерянности и, ко всему этому, занимать активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитие его личности.

Опираясь на опыт работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, следует сказать, что для успешной реабилитации таких детей необходимы благоприятные условий для того, чтобы дети смогли получить положительный эффект от реабилитационных услуг.

При организации совместного досуга детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей социальному педагогу очень важно добиться того, чтобы родители осознали всю необходимость проведения данных мероприятий и приняли активное участие в социализирующих мероприятиях.

 

Вывод по I главе

 

Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это семья с особым статусом. Именно в семье происходит процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, а так же приобщение к культуре.

Семьи, воспитывающие таких детей, а так же сами дети, имеют определенные права на предоставления им льгот, выплат и ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Знание социальным педагогом прав детей с ограниченными возможностями и их семей, знание льгот, выплат и пособий, оказываемых семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет оказать семьям своевременную социально-педагогическую помощь и консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Так же семьи имеют свои особенности и проблемы, которые определяются не только личностными особенностями всех её членов, но и характером взаимоотношений между ними. К основным проблемам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются: медицинские проблемы; экономические проблемы; проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком; социально-профессиональные проблемы семьи; психологические проблемы.

Социальный педагог, взаимодействуя с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, зная проблемы этих семей имеет возможность своевременно осведомить родителей информацией о заболевании ребенка, о способах получения материальной помощи от государства, о том, куда стоит обратиться за помощью, если необходима помощь в воспитании, обучении и уходе за больным ребенком, а так же оказание психологической помощи нуждающимся в ней взрослому или ребенку.

Независимо от того, какая схема поведения родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья была выявлена, социальный педагог должен уметь оказывать помощь родителям в преодолении первоначальной реакции подавленности и растерянности и, ко всему этому, занимать активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитие его личности.

Таким образом, работа социального педагога с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает создать благоприятные предпосылки для формирования у родителей в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать вопросы, возникающие в связи с воспитанием ребенка, а так же способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

 

2.1. Социально-педагогический  проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»

Сроки реализации проекта: 5 месяцев (1.09.2014-31.01.2015).

Краткая аннотация проекта: наш проект направлен на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию совместных досуговых мероприятий детей и их родителей.

В наше время проблема социализации детей с ограниченными возможностями является особенно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть дошкольников оказывается неспособной самостоятельно войти в сферу социальных отношений. Применительно к детям-инвалидам показатели социализации должны рассматриваться в аспектах самообслуживания ребенка, его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, а так же приспособление к условиям социальной среды путем принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Организация досуговых мероприятий, направленных на социализацию личности ребенка, может выступать в качестве помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а психолого-педагогическая поддержка придаст уверенности родителям в своих и силах своего ребенка.

В Ковровском районе Владимирской области на учете состоит 73 семьи, воспитывающих детей-инвалидов, всего в этих семьях 106 детей. Из 73 таких семей в 26 семьях с учетом состояния здоровья ребенка один из родителей вынужден осуществлять уход за ним, в связи с чем получает компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом.

Актуальность проекта состоит в том, что многие семьи, дети которых имеют какой-либо дефект, нуждаются в помощи как психологической, так и социально-педагогической.

Целью  проекта является  повышение  социального  статуса детей  с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Задачами проекта является: 1.   Проведение   анкетирования   среди  родителей  детей   с   ограниченными возможностями     здоровья      о     выявлении     необходимой     социально-педагогической помощи.

2.Введение новых досуговых мероприятий в деятельность клуба «Пилигрим», направленных на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

3 .Проведение совместных мероприятий для родителей и их детей. 4.Создание волонтерского отряда клуба «Пилигрим»;

5.Создание сайта клуба  «Пилигрим».

Методы реализации проекта:

1.Арт-терапия (вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, способствующий гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания).

2.Музыкотерапия (совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым).

3.Драматические игры по сказкам с использованием методики Jeux Dramatiques (методика драматических игр радует и обогащают детей и взрослых, пробуждая их фантазию, активизируя выразительные способности, повышая самооценку, развивая чувство ответственности за происходящее, открывая доступ к миру чувств других людей и к своему собственному внутреннему миру).

4.Сюжетно-ролевые игры (совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок).

5.Физические   упражнения    (двигательные   действия,   направленные   на

реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы

по его закономерностям).

6.Образовательная     деятельность     (деятельность,      направленная     на

культурное    оформление    и    социализацию    собственных    склонностей,

способностей и интересов).

7.Волонтёрская деятельность (добровольная помощь людям, нуждающимся

в    ней,    особая    форма    человеческой    деятельности,    основанная    на

альтруистических мотивах).

Проект осуществляется в четыре этапа:

  1. этап Подготовительный (1 сентября- 2014 - 15 сентября 2014 год)
  2. этап Организационный (16 сентября 2014 года - 30 сентября 2014 года)
  3. этап Реализация проекта (1 октября 2014 года - 29 января 2015 года)
  4. этап Итоговый (30 января 2015 года)

1 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», он включает: 1.Проведение   анкетирования   среди   родителей   с   целью      выявления необходимой им социально-педагогической помощи.

2.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; 3.Разработка содержания проекта.

Для выявления необходимой социально-педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено анкетирование в общеобразовательной школе №2 г. Коврова. Мы разработали одну анкету (см. Приложение 2). Она представляет собой список вопросов, позволяющих выяснить у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья необходимую им социально-педагогическую помощь.

Мы провели анкетирование среди родителей. В анкетировании принимало 7 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями

здоровья. В результате анкетирования мы получили следующую информацию:

  1. 36% семей пытаются находить общий язык со своими детьми, а это значит, что у родителей и детей есть трудности в общении между собой.
  2. 57,1%о семей не удовлетворены развитием своих детей, а это значит, что дети нуждаются в коррекционных и развивающих занятиях.
  3. 42,8% родителей хотели бы усовершенствовать своего ребенка.
  4. 25%о семей необходим досугово-реабилитационный клуб, чтобы дети и родители могли как можно больше общаться друг с другом, набираться опыта.

Подробные результаты анкетирования представлены в Приложении 3.                

 

2 этап  проекта «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ», включает  в себя:

  1. Разработку программы работы досугово-реабилитационного клуба «Пилигрим»;
  2. Создание волонтерского отряда клуба «Пилигрим». В клуб будут приглашены желающие младшего школьного и подросткового возраста для принятия участия в досуговых мероприятиях, в проведении коррекционно-развивающих игр с детьми и различных акциях. Проведение установочного собрания, объяснения целей деятельности клуба «Пилигрим» волонтерам. Проведение волонтерами акции «Письмо деду Морозу», организация волонтерами и педагогами дней, посвященных какому-либо событию («День добрых дел», «День зимних именинников» и другие);
  3. Создание сайта. Будет создан Интернет-сайт, на котором будут размещена информация о достижениях, планах, участниках клуба «Пилигрим», фотографии детей и их родителей и многое другое;
  4. Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в совместную деятельность, путем организации совместных мероприятий.

 

3 этап «РЕАЛИЗАЦИЯ»

Введение новых досуговых мероприятий в деятельность клуба «Пилигрим»

С точки зрения А. С. Макаренко, в процессе совместной деятельности ребенок приобретает новых друзей, увлечения, любовь к труду и другое, что способствует успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А совместные занятия родителей и детей позволят проявить интерес родителей к совместным физкультурным и творческим занятиям с детьми и повысить педагогический уровень взрослых по вопросам физического и эстетического воспитания собственного ребенка, а так же такое времяпровождение будет способствовать эмоциональной разгрузке, что играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Направления досуговой деятельности:

Для детей:

Занятия развивающего характера через игру. 1 .Сюжетно-ролевые игры;

2.Игры-драматизации    по    сказкам    с    использованием    методики    Jeux Dramatiques.

Для родителей и детей:

1.Совместные занятия детей и родителей физическими упражнениями. Такие занятия родителям помогают сформировать практические умения в области физического воспитания и повысить уровень педагогической и психологической культуры. Для детей данные занятия помогут сформировать правильную осанку, закрепить и совершенствовать двигательные умения и навыки, развить мышечную силу, гибкость. А так же содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, и развитию ручной умелости и мелкой моторики.

Совместные занятия включают в себя:

  1. Коррекционные и общеразвивающие упражнения (направленные на формировании правильной осанки. Упражнения этой серии направлены на коррекцию дефектов двигательного развития, на овладение моторикой пальцев рук, а также на тренировку правильного дыхания).
  2. Ритмические упражнения под музыку. (Упражнения, выполняемые в ритме музыки, направлены на развитие координации движений, на выработку осознанного их выполнения, на устранение судорожности движений, характерной для детей с ограниченными возможностями здоровья).
  3. Упражнения с элементами акробатики (элементарные «акробатические» упражнения имеют целью развитие ловкости ребенка, чувства равновесия, а также преодоление страха, возникающего от непривычности некоторых положений).
  4. Успокаивающие упражнения (в эту серию упражнений мы включаем движения, развивающие тонкую моторику пальцев рук, движения в замедленном темпе, а так же хлопки в ладоши. Главное место занимает здесь дыхательная гимнастика, дидактические игры, игры с речевым сопровождением, игры на внимание, на развитие сенсорного восприятия).

Информация о работе Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья