Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 06:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42
Итак, не зависимо от того, какая схема поведения родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья была выявлена, социальный педагог должен уметь оказывать помощь родителям в преодолении первоначальной реакции подавленности и растерянности и, ко всему этому, занимать активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитие его личности.
Опираясь на опыт работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, следует сказать, что для успешной реабилитации таких детей необходимы благоприятные условий для того, чтобы дети смогли получить положительный эффект от реабилитационных услуг.
При организации совместного досуга детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей социальному педагогу очень важно добиться того, чтобы родители осознали всю необходимость проведения данных мероприятий и приняли активное участие в социализирующих мероприятиях.
Вывод по I главе
Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это семья с особым статусом. Именно в семье происходит процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, а так же приобщение к культуре.
Семьи, воспитывающие таких детей, а так же сами дети, имеют определенные права на предоставления им льгот, выплат и ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Знание социальным педагогом прав детей с ограниченными возможностями и их семей, знание льгот, выплат и пособий, оказываемых семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет оказать семьям своевременную социально-педагогическую помощь и консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Так же семьи имеют свои особенности и проблемы, которые определяются не только личностными особенностями всех её членов, но и характером взаимоотношений между ними. К основным проблемам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются: медицинские проблемы; экономические проблемы; проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком; социально-профессиональные проблемы семьи; психологические проблемы.
Социальный педагог, взаимодействуя с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, зная проблемы этих семей имеет возможность своевременно осведомить родителей информацией о заболевании ребенка, о способах получения материальной помощи от государства, о том, куда стоит обратиться за помощью, если необходима помощь в воспитании, обучении и уходе за больным ребенком, а так же оказание психологической помощи нуждающимся в ней взрослому или ребенку.
Независимо от того, какая схема поведения родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья была выявлена, социальный педагог должен уметь оказывать помощь родителям в преодолении первоначальной реакции подавленности и растерянности и, ко всему этому, занимать активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитие его личности.
Таким образом, работа социального педагога с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает создать благоприятные предпосылки для формирования у родителей в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать вопросы, возникающие в связи с воспитанием ребенка, а так же способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи.
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»
Сроки реализации проекта: 5 месяцев (1.09.2014-31.01.2015).
Краткая аннотация проекта: наш проект направлен на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию совместных досуговых мероприятий детей и их родителей.
В наше время проблема социализации детей с ограниченными возможностями является особенно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть дошкольников оказывается неспособной самостоятельно войти в сферу социальных отношений. Применительно к детям-инвалидам показатели социализации должны рассматриваться в аспектах самообслуживания ребенка, его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, а так же приспособление к условиям социальной среды путем принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Организация досуговых мероприятий, направленных на социализацию личности ребенка, может выступать в качестве помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а психолого-педагогическая поддержка придаст уверенности родителям в своих и силах своего ребенка.
В Ковровском районе Владимирской области на учете состоит 73 семьи, воспитывающих детей-инвалидов, всего в этих семьях 106 детей. Из 73 таких семей в 26 семьях с учетом состояния здоровья ребенка один из родителей вынужден осуществлять уход за ним, в связи с чем получает компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом.
Актуальность проекта состоит в том, что многие семьи, дети которых имеют какой-либо дефект, нуждаются в помощи как психологической, так и социально-педагогической.
Целью проекта является повышение социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Задачами проекта является: 1. Проведение анкетирования среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья о выявлении необходимой социально-педагогической помощи.
2.Введение новых досуговых мероприятий в деятельность клуба «Пилигрим», направленных на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
3 .Проведение совместных мероприятий для родителей и их детей. 4.Создание волонтерского отряда клуба «Пилигрим»;
5.Создание сайта клуба «Пилигрим».
Методы реализации проекта:
1.Арт-терапия (вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, способствующий гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания).
2.Музыкотерапия (совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым).
3.Драматические игры по сказкам с использованием методики Jeux Dramatiques (методика драматических игр радует и обогащают детей и взрослых, пробуждая их фантазию, активизируя выразительные способности, повышая самооценку, развивая чувство ответственности за происходящее, открывая доступ к миру чувств других людей и к своему собственному внутреннему миру).
4.Сюжетно-ролевые игры (совместная групповая игра, в которой ее участники воспроизводят сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок).
5.Физические упражнения (двигательные действия, направленные на
реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы
по его закономерностям).
6.Образовательная деятельность (деятельность, направленная на
культурное оформление и социализацию собственных склонностей,
способностей и интересов).
7.Волонтёрская деятельность (добровольная помощь людям, нуждающимся
в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на
альтруистических мотивах).
Проект осуществляется в четыре этапа:
1 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», он включает: 1.Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления необходимой им социально-педагогической помощи.
2.Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; 3.Разработка содержания проекта.
Для выявления необходимой социально-педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено анкетирование в общеобразовательной школе №2 г. Коврова. Мы разработали одну анкету (см. Приложение 2). Она представляет собой список вопросов, позволяющих выяснить у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья необходимую им социально-педагогическую помощь.
Мы провели анкетирование среди родителей. В анкетировании принимало 7 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья. В результате анкетирования мы получили следующую информацию:
Подробные результаты анкетирования представлены в Приложении 3.
2 этап проекта «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ», включает в себя:
3 этап «РЕАЛИЗАЦИЯ»
Введение новых досуговых мероприятий в деятельность клуба «Пилигрим»
С точки зрения А. С. Макаренко, в процессе совместной деятельности ребенок приобретает новых друзей, увлечения, любовь к труду и другое, что способствует успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А совместные занятия родителей и детей позволят проявить интерес родителей к совместным физкультурным и творческим занятиям с детьми и повысить педагогический уровень взрослых по вопросам физического и эстетического воспитания собственного ребенка, а так же такое времяпровождение будет способствовать эмоциональной разгрузке, что играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Направления досуговой деятельности:
Для детей:
Занятия развивающего характера через игру. 1 .Сюжетно-ролевые игры;
2.Игры-драматизации по сказкам с использованием методики Jeux Dramatiques.
Для родителей и детей:
1.Совместные занятия детей и родителей физическими упражнениями. Такие занятия родителям помогают сформировать практические умения в области физического воспитания и повысить уровень педагогической и психологической культуры. Для детей данные занятия помогут сформировать правильную осанку, закрепить и совершенствовать двигательные умения и навыки, развить мышечную силу, гибкость. А так же содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, и развитию ручной умелости и мелкой моторики.
Совместные занятия включают в себя: