Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей методики эффективной работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья и создание социально-педагогического проекта.
Гипотеза. Методика социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет наиболее эффективна, если:
1. Будут проводиться социализирующие мероприятия, обеспечивающие активность детей с ОВЗ (участие детей в конкурсах, сказках, фестивалях; участие в праздничных программах и мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам)
2. Будут использоваться методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями: арт-терапия, музыкотерапия, сюжетно-ролевые игры, драматические игры и другие.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с семьями, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Государственная политика по поддержке семей, воспитывающих детей
ограниченными возможностями здоровья 5
1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья 13
1.3.Методика и опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 20
Вывод по I главе .24
Глава II. Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
2. 1. Социально-педагогический проект «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»……………...27
Заключение 40
Список литературы .42

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА ВОЗ.docx

— 4.55 Мб (Скачать файл)

в) получение профессионального образования, где даются рекомендации 
по профессии, типу образовательного учреждения и форме получения 
образования;

г) рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах 
труда;

д) проведение психолого-педагогической коррекции.

3)Мероприятия социальной реабилитации:

а) социально-средовая реабилитация;

б) социально-педагогическая реабилитация;

в) социально-психологическая реабилитация

г) социокультурная реабилитация

д) социально-бытовая адаптация

е) физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт

4)Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP). 2.Право на образование. Право на образование — это Конституционное право каждого ребенка, независимо от социального положения и состояния здоровья. Ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе дошкольные, бесплатно. Родителям, осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, выплачивается компенсация, размер которой устанавливается региональным законодательством.

3. Государственные социальные услуги и социальная помощь.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О    государственной    социальной    помощи»    государство    гарантирует предоставление социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемой социальной помощи включаются:

  1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а 
также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

4.    Бесплатное социальное обслуживание.

В соответствии со ст.  16 ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской    Федерации»    детям-инвалидам    предоставляется    бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах,     определенных    государственными     стандартами    

социального обслуживания. Государственные стандарты социального обслуживания, их объем устанавливаются и финансируются самостоятельно каждым регионом.

5.Пособия для ребенка-инвалида  и его семьи.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Ребенку-инвалиду выплачиваются:

  1. пенсия в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»;
  2. ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Семье, воспитывающей ребенка - инвалида, предоставляются:

  1. единовременная денежная выплата при рождении ребенка — ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  2. ежемесячное пособие по уходу за ребенком — ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  3. ежемесячная денежная компенсация для обеспечения полноценным питанием — Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1005, размер пособия устанавливается субъектом РФ;
  4. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, размер которых установлен Указом Президента РФ от 13.05.2008 г. № 774.

6.Права и льготы, предоставляемые  семье ребенка-инвалида:

  1. Право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом (ст. 262 Трудового кодекса РФ).
  2. Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (ст. 263 Трудового кодекса).
  3. Право на досрочное назначение трудовой пенсии.
  4. Право на включение в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет.
  5. Право на неполное рабочее время.
  6. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускается только с их письменного согласия (ст. 259 ТК РФ).
  7. Льготы на оплату жилья.
  8. Право на получение земельных участков.
  9. Налоговые льготы — удвоенный стандартный налоговый вычет для родителей-детей инвалидов [15.с.9].

Для быстрого нахождения необходимой льготы смотри табличный вариант указанной выше информации (Приложение 1) [15.с.9].

Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. №351-Ф3 от 09.12.2010). Данный закон определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ [24].

Законодательством Российской Федерации предусмотрена социальная реабилитация для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как

реабилитация детей с ОВЗ способствует наиболее полному восстановлению здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни [28.С.28].

Реабилитация детей с ОВЗ представляет собой комплексную систему 
государственных, медицинских, психологических, социально-

экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Социальная реабилитация детей с ОВЗ основана на понимании того, что трудности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, в первую очередь связаны с недостаточностью или отсутствием условий для его нормальной, полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом ответственность за создание условий, обеспечивающих равные права и равные возможности, начинают брать на себя общество и государство.

В социальной реабилитации нуждается не только ребёнок с ОВЗ, но и члены его семьи. Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. При оказании своевременной помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни [30.С.37].

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с социальным педагогом расширяет представление о собственной компетентности,    придает    уверенность    в    своих    силах,    способствует

пониманию   своих   возможностей   и   возможностей   ребенка,   активному участию в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, знание социальным педагогом прав детей с ограниченными возможностями и их семей, знание льгот, выплат и пособий, оказываемых семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет оказать семьям своевременную социально-педагогическую помощь и информирование родителей по интересующим вопросам.

 

 

1.2.Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными

возможностями здоровья

 

Семья, по мнению А. И. Антонова, - это основанная на единой деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество [2.С.30].

Одной из важнейших потребностей человека в семье, является потребность в общении. Там, где растет ребенок с отклонениями в развитии, потребность в общении начинает формироваться и реализовываться позже, чем у здоровых сверстников [15.с.24].

Семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, может испытывать сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить самостоятельно [23.С.32].

Общеизвестно, что при общении с людьми, имеющими нарушения развития, окружающие испытывают страх, неловкость и жалость. Семья, имеющая ребенка-инвалида, старается максимально ограничить контакты с окружающими. Родители, решившие оставить и воспитать ребенка с нарушениями в развитии в семье, иногда встречают непонимание врачей, педагогов, недоумение со стороны знакомых и родственников.

Е.И.  Холостова выделяет несколько  схем  поведения родителей  на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

1. Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно оценивают    его    и    проявляют    по    отношению    к   ребенку    настоящую

преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

  1. Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
  2. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

 

  1. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
  2. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку [29.С.58].

К основным периодам жизненного цикла семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, учёные относят следующие:

  1. В рождение ребёнка: получение неожиданной информации о выявлении патологии, стресс и разочарование, эмоциональное принятие ситуации и постепенное привыкание к проблеме, поиск вариантов минимизации возможных последствий:
  2. Дошкольный возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами разного профиля, принятие решения об организации лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребёнка в условиях преимущественно семейной жизнедеятельности;
  3. Школьный возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами разного профиля, принятие решения о форме школьного обучения, включая обучение на дому, решение проблемы максимального привлечения социальных институтов к обучению и воспитанию ребёнка; гармонизация семейно-соседских и детско-родительских отношений;
  4. Подростковый возраст ребёнка: взаимодействие со специалистами разного профиля, осознание и привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, планирование его будущей занятости с учётом профиля его заболевания, решение проблемы изоляции от детских и молодёжных общественных организаций, занимающихся оказанием индивидуальной помощи подросткам с ограниченными возможностями по месту жительства;
  5. Период «выпуска»: взаимодействие со специалистами разного профиля, признание и привыкание к семейной ответственности в связи с возможными возрастными осложнениями прогрессирующего заболевания ребёнка, принятие решения о целесообразности места его проживания при сохранении регулярных контактов с семьёй;
  6. Постродительский период: взаимодействие со специалистами разного профиля по новому месту проживания ребёнка, перестройка родительских взаимоотношений, оказание личностной помощи ребёнку в адаптации его к новой жизненной ситуации.

Информация о работе Организация проектной деятельности по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья