Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:34, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение и обобщение опыта организации социальной работы с лицами без определенного места жительства в Центре социальной адаптации «Люблино» города Москвы.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
§ проанализировать проблему бездомности в историческом аспекте;
§ рассмотреть причины бездомности и охарактеризовать основные группы лиц без определенного места жительства;
§ выявить факторы, влияющие на динамику бездомности в современных условиях
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к организации социальной работы с лицами без определенного места жительства……………………………………………6
1.1. Проблема бездомности в истории России………………………………..
1.2. Причины бездомности. Характеристика основных групп лиц без определенного места жительства………………………………………….
1.3. Динамика бездомности в современных условиях………………………..
1.4. Формы социальной работы с лицами без определенного места жительства в регионах………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава II. Анализ деятельности Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Люблино»………………………..
2.1. Организация социального обслуживания лиц без определенного места жительства в ЦСА «Люблино» …………………………………………..
2.2. Опыт работы по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в ЦСА «Люблино»…………………………………………….
2.3. Рекомендации для социальных работников, работающих с лицами без определенного места жительства………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………….. ……………….
Список используемой литературы ……………………………………………….
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество как система объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.
Еще одна группа, которая
пополняет армию бездомных - это
деклассированные люди - "бомжи",
алкоголики, умственно неполноценные
люди и т.д. Само слово "бомж" вначале
существовало как аббревиатура "без
определенного места
Таким образом, сейчас люди нуждаются в законах, которые могли бы обеспечить им защиту на любом повороте судьбы. Иначе, как 80 лет назад, мировое сообщество вынуждено будет опять решать судьбу беженцев из России.
Не имеют жилья беженцы
и вынужденные мигранты; фактически
бездомными являются все проживающие
в общежитиях; люди, уехавшие на заработки
и не сумевшие там определиться,
- словом, все, кто по разным причинам
имеет временное жилье. То есть следует
различать бездомность и
С другой стороны, многие опустившиеся
люди, которые живут
В нашей стране можно выделить группы лиц, занимающихся попрошайничеством: бродяги, для которых оно является одним из источников существования; престарелые и инвалиды, которым не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, тех, кто берётся их обслуживать и т.д.; профессиональные нищие, дли которых это довольно доходный бизнес. Действительно нуждающиеся и поэтому вынужденные попрошайничать люди, как правило, просят милостыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, остановки транспорта). Наконец, четвертая
группа - это те, кто, таким образом, попросту подрабатывает. Многие бомжи находят средства к существованию на городских свалках, чтобы потом их продать или обменять на спиртное. Места обитания бомжей - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища. Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.
Таким образом, можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества. Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией.
В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:
1. Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
2. Граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;
3. Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);
4. Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;
5. Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
6. Люди с отклонениями в психике.
7. Выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.
8. "Уличные дети", т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Положение детей-бездомных является особенно тягостным. В частности, детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями - алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи, бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Для таких детей создаются приюты, ночлежки, реабилитационные центры.
1.3. Динамика бездомности в современных условиях.
Феномен бездомности имеет свои стадии, закономерности, результатом которых является увеличивающийся отрыв человека от общества, имеющий как объективный (ухудшение возможностей трудоустройства, разрыв всех связей с родственниками и друзьями и т.д.), так и субъективный, ментальный характер. В этом смысле можно утверждать, что бездомность - это определенная позиция «на дне» общества, чей характерный признак - резкое сокращение возможностей мобильности.
Надо отметить, что само
по себе отсутствие постоянного места
жительства не влечет за собой обязательно
негативного характера
В латиноамериканских странах на городских окраинах существуют трущобы, населенные недавними мигрантами из сельской местности. Этнические, расовые гетто есть и в странах "первого мира". Их жители тоже занимают маргинальное положение по отношению к обществу, они зачастую фактически лишены многих гражданских прав и зарабатывают себе на жизнь от случая к случаю. Тем не менее, благодаря относительной стабильности места проживания, позволяющей, в частности, сохранять и поддерживать родственные связи, они включены в сеть позитивных отношений друг с другом, помогающим удержаться на плаву не только экономически, но и ментально .
Положение уличных бездомных другое. Все время находясь в публичном пространстве, человек оказывается «один на один» с отношением к себе окружающих. А оно имеет в значительной мере враждебный характер.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в июле 2003 года, отвечая на вопрос «Как Вы считаете, что за люди чаще всего пополняют ряды бездомных?», 71,7% ответили, что это «алкоголики и тунеядцы»; 41,8% - «люди, освобожденные из мест лишения свободы»; 35,7% - «это те, кто был обманут в результате преступных махинаций с жильем»; 49,2% - «беженцы»; 28,3% - «люди, которым просто не повезло в жизни»; 1,8% - «люди, которым нравится романтика, путешествия». Затруднились ответить 6,4%. Опрошенные могли дать несколько ответов на вопрос. Последующий факторный анализ данных показал, что лишь ответы «люди, которым просто не повезло в жизни» (то есть позиция безусловного оправдания бездомных) и «люди, которым нравится романтика, путешествия» (то есть бродяжничество как личный выбор) образуют отдельные факторы. А все остальные ответы образовали один фактор, значит в сознании значительной части респондентов нет преимущественных негативных индивидуальных или безличных «социальных» атрибуций причин бездомности. Отвечая на вопрос о мерах, которые следует применять к бездомным, 17,8% ответили, что «их надо привлекать к уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество», 20,8% - что «их надо отсылать в те места, откуда они родом». Часть респондентов выбрала меры благотворительности: ответ «для них надо открывать специальные ночлежки» выбрали 33,9% респондентов, «надо оказывать им помощь деньгами, продовольствием и одеждой» - 12,6%. 57,9% ответили, что «надо предложить им возможность получить работу и жилье в той местности, где они сейчас пребывают». Исследование выявило один важный, на наш взгляд, фактор - выбор мер, которые надо применять к бездомным, коррелирует с частотой встреч с последними. Чем чаще люди встречаются с бродягами и бомжами, тем чаще они выступают за репрессивные меры и тем реже - за помощь. Наиболее разительно отличаются мнения по поводу самой репрессивной меры в шкале - утверждения, что «их надо привлекать к уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество». С ним согласились 8% из тех, кто видит бездомных редко, и 25% из тех, кто видит их часто. И в повседневном столкновении бездомных с окружающей публикой происходит присвоение первым негативного статуса. Это проявляется как через прямое словесное осуждение, подразумевающее моральную ответственность бездомных за их образ жизни, так и очевидное незамечание. Когда люди отворачиваются и делают вид, что не видят бездомного, копающегося в мусоре, собирающего бутылки или просто лежащего на тротуаре, такое отсутствие внимания еще сильнее подчеркивает изгойство «бомжа». Восприятие отношения окружающих меняется в зависимости от стажа пребывания на улице. Если вначале оно переживается как дикое, несправедливое, то постепенно человек начинает привыкать к нему и мысленно еще больше отдаляется от людей. В ходе взаимодействия с окружающими бездомные постепенно интернализируют свой статус. Вместе с тем практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность. Изменения социального статуса, принятие идентификации в качестве бомжа сопровождаются процессами, связанными с изменениями в жизненных ориентациях стратегиях. Они, на наш взгляд, имеют двойную природу: с одной стороны, помогают человеку выжить на обочине социальной структуры, с другой, окончательно перекрывают возможность покинуть дно.
Бездомность, ее динамику и, на определенной стадии, необратимость невозможно понять без рассмотрения той роли, которую играет потребление алкоголя в образе жизни бродяг. По данным петербургских социологов, 34% бездомных пьют практически каждую неделю, а 17% - почти каждый день. При этом пьющие употребляют в основном: водку и крепкие напитки - 46%, спиртосодержащие жидкости - 21%, вино - 19%, пиво -13%, «что придется, все подряд» - 25% [1, 26].
Опросы показывают, что
потребление алкоголя во многих случаях
началось задолго до бездомности
и для значительного числа
респондентов является одним из важнейших
обстоятельств, приведших их на улицу.
В нашей выборке больше половины
указали на значительное потребление
алкоголя до того, как они стали
бомжами. Однако в бездомной жизни
потребление алкоголя приобретает
иное функциональное значение. Прежде
выпивка была лишь одним из необходимых
элементов досуга. Ряд респондентов
подчеркивали изменение функций
алкоголя в их жизни до и после
бездомности. Анализ интервью показывает
многофункциональность
С одной стороны, алкоголь создает контекст общения для людей, находящихся в сходном положении, но не объединенных совместной деятельностью. С другой, он связан с принятыми в широком социуме ритуалами общения и частично снимает, в момент потребления, элемент статусной неполноценности. Потребление алкоголя, в то же время, та ось, вокруг которой бездомный строит контакты с внешним миром. Бутылка является зачастую единственным обменным ресурсом в трансакциях с «домашними» алкоголиками, прежними друзьями. Приходя к ним домой, они, в качестве основного вклада, приносят, как правило, бутылку. Другого ресурса, позволяющего наладить контакт с окружающими, у них нет. «Соседи» по дому (если бездомный живет в подвале или на чердаке) могут приходить к ним выпить. Продавщицы на вокзале могут потребовать угостить их «стаканчиком». Бездомные в таких случаях не отказывают, надеясь на то, что в дальнейшем те могут оказаться им полезными, пусть в минимальной степени. Можно сказать, что бутылка для бездомного - это медиум включения в общество. Но включения эпизодического, зачастую символического. Однако она же и одно из основных препятствий к настоящему включению, реинтеграции бездомного в систему общественных связей. Алкоголь вовлекает бездомного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием участия в группе, не объединенной другими целями, и зачастую вовлечения в социальные связи с окружающим миром. Но при этом материальные ресурсы бездомного истощаются, физическое и психическое состояние деградирует. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям индивида в психологической защите со стороны группы. Однако, поскольку бездомные находятся в публичном пространстве, последствием употребления алкоголя становится еще большая уязвимость перед общественным осуждением. Даже если бродяга и решил начать новую жизнь, предпринимает усилия по устройству на работу, потребление алкоголя сводит эти усилия на нет. Хотя практически все опрошенные осуждают алкоголизм, высказывания бездомных с большим стажем характерны тем, что они гораздо чаще отмечали позитивные функции спиртного. Респонденты косвенно признают: бездомность в состоянии алкогольного опьянения предпочтительнее бездомности в трезвом виде.