Организация социальной работы с лицами без определенного места жительства (опыт деятельности ЦСА «Люблино»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение и обобщение опыта организации социальной работы с лицами без определенного места жительства в Центре социальной адаптации «Люблино» города Москвы.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
§ проанализировать проблему бездомности в историческом аспекте;
§ рассмотреть причины бездомности и охарактеризовать основные группы лиц без определенного места жительства;
§ выявить факторы, влияющие на динамику бездомности в современных условиях

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к организации социальной работы с лицами без определенного места жительства……………………………………………6
1.1. Проблема бездомности в истории России………………………………..
1.2. Причины бездомности. Характеристика основных групп лиц без определенного места жительства………………………………………….
1.3. Динамика бездомности в современных условиях………………………..
1.4. Формы социальной работы с лицами без определенного места жительства в регионах………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава II. Анализ деятельности Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Люблино»………………………..
2.1. Организация социального обслуживания лиц без определенного места жительства в ЦСА «Люблино» …………………………………………..
2.2. Опыт работы по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в ЦСА «Люблино»…………………………………………….
2.3. Рекомендации для социальных работников, работающих с лицами без определенного места жительства………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………….. ……………….
Список используемой литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

го го го.docx

— 85.71 Кб (Скачать файл)

Бродяжничество можно  охарактеризовать как отклоняющееся  поведение. Общество как система  объективно заинтересовано в том, чтобы  каждый человек выполнял общественно  значимые функции, т.е. способствовал  социальному прогрессу. Существование  на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.

Еще одна группа, которая  пополняет армию бездомных - это  деклассированные люди - "бомжи", алкоголики, умственно неполноценные  люди и т.д. Само слово "бомж" вначале  существовало как аббревиатура "без  определенного места жительства". Бомж - лицо без определенного места  жительства, которое пополняется  бродягами, у нас до недавнего  времени преследовались законом. Значительную долю бездомных представляют так  называемые "бомжи", т.е. лица без  определенного места жительства. В последние годы их число в  России резко увеличилось. Главное  место их  пребывания - вокзалы, чердаки  и подвалы. Оказавшись без крыши  или в силу вынужденных обстоятельств, или в силу личных склонностей, пристрастий  бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу. При этом надо иметь в виду, что  и само общество нередко толкает  их к этому. Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает  часть таких людей к преступлению (случайные заработки и попрошайничество - невыход из положения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах. Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них само "сдавались". И с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили - из УК изъята статья 209-я - за бродяжничество. Но ни в одном обществе не решена проблема бродяжничества. Исследования разных стран свидетельствуют, что и при сравнительно высоком уровне жизни имеется определенный слой граждан, бегущих от трудностей жизни, от самих себя. Но дело в том, что в нашей стране этот процесс принял уродливые формы, где практически любой человек может попасть в экстремальные условия. Факторов, когда человек становится бомжем, много. Например, прописка. Административное регулирование места жительства существует только в нашей стране. По причине судимости нельзя прописаться домой. 30.000 освобожденных, по данным МВД, не смогли вернуться домой. Освободившиеся скапливаются на вокзалах, т.е. мы сами, не оказывая им поддержки, провоцируем рецидивную преступность. На вокзалах же скапливаются студенты, отчисленные и выписанные из общежитий; подростки, которые проходят здесь школу жизни. В бомжи попадают и родители, лишенные родительских прав. Манипуляции с приватизированными квартирами приводят к тому, что обманутые владельцы остаются без жилья, без документов.

Таким образом, сейчас люди нуждаются  в законах, которые могли бы обеспечить им защиту на любом повороте судьбы. Иначе, как 80 лет назад, мировое сообщество вынуждено будет опять решать судьбу беженцев из России.

Не имеют жилья беженцы  и вынужденные мигранты; фактически бездомными являются все проживающие  в общежитиях; люди, уехавшие на заработки  и не сумевшие там определиться, - словом, все, кто по разным причинам имеет временное жилье. То есть следует  различать бездомность и бродяжничество.

С другой стороны, многие опустившиеся люди, которые живут попрошайничеством и случайными заработками, имеют жилье и прописку. В специальной литературе и в жизни их определяют как "лица без определенных занятий" (БОЗ). Иногда употребляется слово "бич". Считается, что оно пришло в разговорный язык из сталинских лагерей как аббревиатура "бывший интеллигентный человек". Многие зэки из числа интеллигентов не выдерживали нечеловеческих условий ГУЛАГа и быстро опускались

В нашей стране можно выделить группы лиц, занимающихся попрошайничеством: бродяги, для которых оно является одним из источников существования; престарелые и инвалиды, которым  не хватает пенсии на лекарства, оплату жилья, тех, кто берётся их обслуживать  и т.д.; профессиональные нищие, дли  которых это довольно доходный бизнес. Действительно нуждающиеся и поэтому вынужденные попрошайничать люди, как правило, просят милостыню там, где много не подадут (продуктовые магазины, окраины, остановки транспорта). Наконец, четвертая

группа - это те, кто, таким  образом, попросту подрабатывает. Многие бомжи находят средства к существованию  на городских свалках, чтобы потом  их продать или обменять на спиртное. Места обитания бомжей - подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные  дома, бомбоубежища. Летом - лесопарковые зоны, кладбища. Безусловно, бродяжничество наносит обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено  с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, преступностью. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит и морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ними сталкивается.

Таким образом, можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. К  числу объективных причин следует  также отнести и стихийные  бедствия, ухудшение экологической  ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества. Субъективные причины обусловлены  психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией.

В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие  группы бомжей:

1. Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;

2. Граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;

3. Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);

4. Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;

5. Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;

6. Люди с отклонениями в психике.

7. Выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

8. "Уличные дети", т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Положение детей-бездомных является особенно тягостным. В частности, детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями - алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи, бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Для таких детей создаются приюты, ночлежки, реабилитационные центры.

 

1.3. Динамика бездомности  в современных условиях.

Феномен бездомности имеет  свои стадии, закономерности, результатом  которых является увеличивающийся  отрыв человека от общества, имеющий  как объективный (ухудшение возможностей трудоустройства, разрыв всех связей с  родственниками и друзьями и т.д.), так и субъективный, ментальный характер. В этом смысле можно утверждать, что бездомность - это определенная позиция «на дне» общества, чей  характерный признак - резкое сокращение возможностей мобильности.

Надо отметить, что само по себе отсутствие постоянного места  жительства не влечет за собой обязательно  негативного характера социального  статуса. Пример - цыгане, не имеющие  постоянного жилья. Их статус складывается не столько через маргинальное положение  по отношению к "обществу-хозяину", сколько на основе членства в собственном  сообществе. Отсутствие дома и семейных связей также не определяет само по себе статуса уличных бездомных. Солдаты или монахи живут вне  дома и семьи и,  тем не менее, не являются «неприкасаемыми», отверженными. Представляется, что отсутствие жилья  становится решающим фактором в идентификации  лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы индивиду социально приемлемую роль (будь то роль в системе общественной занятости, семье, общине). Иногда она может  быть скорее воображаемой, чем реальной (как в случае с беженцами, ощущающими себя частью этнической или национально-государственной  общности, даже если в данный момент они утратили все семейные, дружеские и прочие связи с общиной). Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

В латиноамериканских странах  на городских окраинах существуют трущобы, населенные недавними мигрантами из сельской местности. Этнические, расовые  гетто есть и в странах "первого  мира". Их жители тоже занимают маргинальное положение по отношению к обществу, они зачастую фактически лишены многих гражданских прав и зарабатывают себе на жизнь от случая к случаю. Тем не менее, благодаря относительной  стабильности места проживания, позволяющей, в частности, сохранять и поддерживать родственные связи, они включены в сеть позитивных отношений друг с другом, помогающим удержаться на плаву не только экономически, но и  ментально .

Положение уличных бездомных  другое. Все время находясь в публичном пространстве, человек оказывается «один на один» с отношением к себе окружающих. А оно имеет в значительной мере враждебный характер.

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в июле 2003 года, отвечая  на вопрос «Как Вы считаете, что за люди чаще всего пополняют ряды бездомных?», 71,7% ответили, что это «алкоголики  и тунеядцы»; 41,8% - «люди, освобожденные  из мест лишения свободы»; 35,7% - «это те, кто был обманут в результате преступных махинаций с жильем»; 49,2% - «беженцы»; 28,3% - «люди, которым просто не повезло в жизни»; 1,8% - «люди, которым нравится романтика, путешествия». Затруднились ответить 6,4%. Опрошенные могли дать несколько ответов на вопрос. Последующий факторный анализ данных показал, что лишь ответы «люди, которым просто не повезло в жизни» (то есть позиция безусловного оправдания бездомных) и «люди, которым нравится романтика, путешествия» (то есть бродяжничество как личный выбор) образуют отдельные факторы. А все остальные ответы образовали один фактор, значит в сознании значительной части респондентов нет преимущественных негативных индивидуальных или безличных «социальных» атрибуций причин бездомности. Отвечая на вопрос о мерах, которые следует применять к бездомным, 17,8% ответили, что «их надо привлекать к уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество», 20,8% - что «их надо отсылать в те места, откуда они родом». Часть респондентов выбрала меры благотворительности: ответ «для них надо открывать специальные ночлежки» выбрали 33,9% респондентов, «надо оказывать им помощь деньгами, продовольствием и одеждой» - 12,6%. 57,9% ответили, что «надо предложить им возможность получить работу и жилье в той местности, где они сейчас пребывают». Исследование выявило один важный, на наш взгляд, фактор - выбор мер, которые надо применять к бездомным, коррелирует с частотой встреч с последними. Чем чаще люди встречаются с бродягами и бомжами, тем чаще они выступают за репрессивные меры и тем реже - за помощь. Наиболее разительно отличаются мнения по поводу самой репрессивной меры в шкале - утверждения, что «их надо привлекать к уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество». С ним согласились 8% из тех, кто видит бездомных редко, и 25% из тех, кто видит их часто. И в повседневном столкновении бездомных с окружающей публикой происходит присвоение первым негативного статуса. Это проявляется как через прямое словесное осуждение, подразумевающее моральную ответственность бездомных за их образ жизни, так и очевидное незамечание. Когда люди отворачиваются и делают вид, что не видят бездомного, копающегося в мусоре, собирающего бутылки или просто лежащего на тротуаре, такое отсутствие внимания еще сильнее подчеркивает изгойство «бомжа». Восприятие отношения окружающих меняется в зависимости от стажа пребывания на улице. Если вначале оно переживается как дикое, несправедливое, то постепенно человек начинает привыкать к нему и мысленно еще больше отдаляется от людей. В ходе взаимодействия с окружающими бездомные постепенно интернализируют свой статус. Вместе с тем практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность.  Изменения социального статуса, принятие идентификации в качестве бомжа сопровождаются процессами, связанными с изменениями в жизненных ориентациях стратегиях. Они, на наш взгляд, имеют двойную природу: с одной стороны, помогают человеку выжить на обочине социальной структуры, с другой, окончательно перекрывают возможность покинуть дно.

Бездомность, ее динамику и, на определенной стадии, необратимость  невозможно понять без рассмотрения той роли, которую играет потребление  алкоголя в образе жизни бродяг. По данным петербургских социологов, 34% бездомных пьют практически каждую неделю, а 17% - почти каждый день. При  этом пьющие употребляют в основном: водку и крепкие напитки - 46%, спиртосодержащие жидкости - 21%, вино - 19%, пиво -13%, «что придется, все подряд» - 25% [1, 26].

Опросы показывают, что  потребление алкоголя во многих случаях  началось задолго до бездомности  и для значительного числа  респондентов является одним из важнейших  обстоятельств, приведших их на улицу. В нашей выборке больше половины указали на значительное потребление  алкоголя до того, как они стали  бомжами. Однако в бездомной жизни  потребление алкоголя приобретает  иное функциональное значение. Прежде выпивка была лишь одним из необходимых  элементов досуга. Ряд респондентов подчеркивали изменение функций  алкоголя в их жизни до и после  бездомности. Анализ интервью показывает многофункциональность алкоголя. Он выполняет важную психологическую (компенсаторную) функцию, обеспечивая  временный уход из реальности: «человек пьет, когда он хочет уйти с этого  мира, не в смысле физически, а умственно». Для подавляющего большинства опрошенных алкоголь стал способом временно забыть о реалиях жизни, справиться с тревогой, с холодом и физической болью. Помимо того, что потребление алкоголя дает возможность отключиться от реальности, оно стимулирует людей к активности – алкоголикам необходимо трудиться, чтобы заработать денег на бутылку, - и поддерживает привычки, создает повседневный ритм жизни. Как отмечает французский культуролог Патрик Габорио, для бродяг потребление спиртного важно с точки зрения «культурной преемственности». Оно является одной из немногих «моделей поведения», принятых в «большом обществе» и доступных для бездомных [4;18]. Это вполне распространенная социальная практика, имеющая свои нормы и общественные функции, она способствует тому, что лишенный крова символически «включается» в общество, хотя на практике это может быть лишь общество себе подобных. Кроме того, бутылка - элемент культуры рабочего класса, и для многих бездомных, вышедших из рабочих, она символизирует то, что человек поддерживает тот же образ жизни.

С одной стороны, алкоголь создает контекст общения для  людей, находящихся в сходном  положении, но не объединенных совместной деятельностью. С другой, он связан с принятыми в широком социуме  ритуалами общения и частично снимает, в момент потребления, элемент  статусной неполноценности. Потребление  алкоголя, в то же время, та ось, вокруг которой бездомный строит контакты с внешним миром. Бутылка является зачастую единственным обменным ресурсом в трансакциях с «домашними»  алкоголиками, прежними друзьями. Приходя  к ним домой, они, в качестве основного вклада, приносят, как правило, бутылку. Другого ресурса, позволяющего наладить контакт с окружающими, у них нет. «Соседи» по дому (если бездомный живет в подвале или на чердаке) могут приходить к ним выпить. Продавщицы на вокзале могут потребовать угостить их «стаканчиком». Бездомные в таких случаях не отказывают, надеясь на то, что в дальнейшем те могут оказаться им полезными, пусть в минимальной степени. Можно сказать, что бутылка для бездомного - это медиум включения в общество. Но включения эпизодического, зачастую символического. Однако она же и одно из основных препятствий к настоящему включению, реинтеграции бездомного в систему общественных связей. Алкоголь вовлекает бездомного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием участия в группе, не объединенной другими целями, и зачастую вовлечения в социальные связи с окружающим миром. Но при этом материальные ресурсы бездомного истощаются, физическое и психическое состояние деградирует. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям индивида в психологической защите со стороны группы. Однако, поскольку бездомные находятся в публичном пространстве, последствием употребления алкоголя становится еще большая уязвимость перед общественным осуждением. Даже если бродяга и решил начать новую жизнь, предпринимает усилия по устройству на работу, потребление алкоголя сводит эти усилия на нет. Хотя практически все опрошенные осуждают алкоголизм, высказывания бездомных с большим стажем характерны тем, что они гораздо чаще отмечали позитивные функции спиртного. Респонденты косвенно признают: бездомность в состоянии алкогольного опьянения предпочтительнее бездомности в трезвом виде.

Информация о работе Организация социальной работы с лицами без определенного места жительства (опыт деятельности ЦСА «Люблино»)