Организация социальной работы с лицами без определенного места жительства (опыт деятельности ЦСА «Люблино»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение и обобщение опыта организации социальной работы с лицами без определенного места жительства в Центре социальной адаптации «Люблино» города Москвы.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
§ проанализировать проблему бездомности в историческом аспекте;
§ рассмотреть причины бездомности и охарактеризовать основные группы лиц без определенного места жительства;
§ выявить факторы, влияющие на динамику бездомности в современных условиях

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к организации социальной работы с лицами без определенного места жительства……………………………………………6
1.1. Проблема бездомности в истории России………………………………..
1.2. Причины бездомности. Характеристика основных групп лиц без определенного места жительства………………………………………….
1.3. Динамика бездомности в современных условиях………………………..
1.4. Формы социальной работы с лицами без определенного места жительства в регионах………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава II. Анализ деятельности Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Люблино»………………………..
2.1. Организация социального обслуживания лиц без определенного места жительства в ЦСА «Люблино» …………………………………………..
2.2. Опыт работы по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в ЦСА «Люблино»…………………………………………….
2.3. Рекомендации для социальных работников, работающих с лицами без определенного места жительства………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………….. ……………….
Список используемой литературы ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

го го го.docx

— 85.71 Кб (Скачать файл)

В городе Москве создана одна из лучших в стране систем помощи бездомным. Действуют восемь учреждений первичного приема, а также сеть учреждений стационарного обслуживания, принимающих  преимущественно инвалидов и  престарелых из числа бывших жителей  Москвы, ряд столичных предприятий  по договору с Департаментом социальной защиты предоставляют им работу. В  местах потенциального скопления лиц  без определенного места жительства размещаются информационные объявления, из которых бездомные могут узнать о том, где они могут получить медицинскую и социальную помощь. Оказывается помощь в восстановлении утраченных документов и в предоставлении жилья москвичам, возвращающимся из мест заключения. В частности, за год  из 99 таких граждан, стоявших на очереди, жилье получили 86 человек. Существуют планы проведения регистрации бездомных  в столице на основе снятия биометрических данных - сканирования отпечатка пальца. Кроме того, иногородним, в отношении  которых есть подтвержденные данные о том, что им есть куда ехать, они будут приняты и размещены, предоставляются железнодорожные билеты.

Таким образом, в настоящий  момент Департамент социальной защиты выполняет функцию федерального координирующего органа органов  соцзащиты регионов. Руководители департамента обращают внимание на ошибочность постановки вопроса так, будто бы общество должно защищаться от бездомных. «Мы должны понять, что бездомные - это члены  нашего общества, - подчеркнул начальник  Департамента И.А Кларинский. - В своей практике я сталкивался с докторами наук и народными артистами. От бездомности нет страхового полиса, и поэтому стену, отгораживающую общество от бездомных, мы ставим против своих детей». В частности, группой риска по бездомности является такая внешне благополучная категория как жены военнослужащих, оказывающиеся на улице в случае развода с мужем, пользующимся служебной жилплощадью, а также жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), лишенные возможности вернуться на прежнее место жительства в случае условно-досрочного освобождения из мест заключения.

Все выше сказанное убеждает в необходимости активизации  комплексного подхода на основе более  тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему деятельности, направленной на улучшение положения  лиц без определенного места  жительства, укрепления правовой основы социальной безопасности граждан, особо  подверженных риску оказаться без  определенного места жительства, предоставления государственных гарантий получения медицинской, социально-психологической, социальной, юридической помощи и реализации других мер социальной защиты лиц без определенного места жительства; развития социальной инфраструктуры, создания материально-технических условий для решения конкретных проблем лиц без определенного места жительства, особенно в местах их наибольшей концентрации.

 

Выводы по первой главе

1. Анализ феномена бездомности в историческом аспекте показал, что проблема бездомности в России существовала всегда. До революции была создана достаточно эффективная структура помощи бездомным. В советский период бездомных "не стало". Существование без прописки и без официальной работы преследовалось в соответствии с принятым Уголовным кодексом, однако скрытая бездомность существовала. Структуры помощи бездомным, созданные до революции, были разрушены. В современных условиях, несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской-социальной помощи и трудоустройства этой категории граждан.

2. Среди причин, приводящих к бездомности можно выделить  как общие: война, голод, наводнения, землетрясения, кризисные процессы, так и частные: отсутствие достаточного количества жилищ, нехватка дешевого жилья, безработица, обусловливающая нехватку средств для оплаты жилья, малодоходность многих семей и отдельных граждан, социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков,  нездоровые отношения в семье,  положение лиц, вышедших из мест заключения),  возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

3. Динамику бездомности можно объяснить через многообразие взаимоусиливающих факторов, которые отделяют бомжей и бродяг от общества. Это, во-первых, крайне низкие возможности трудоустройства, негативный социальный статус. Кроме того, те способы адаптации, которые позволили им приспособиться к уличной жизни (ориентации на сегодняшний день, потребление алкоголя, негативизм), ограничивают диапазон шансов покинуть улицу.

4. Анализ существующих форм социальной работы с лицами без определенного места жительства убеждает в необходимости активизации комплексного подхода на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему деятельности, направленной на улучшение положения лиц данной категории; предоставления государственных гарантий получения медицинской, социально-психологической, социальной, юридической помощи и реализации других мер социальной защиты лиц без определенного места жительства; развития социальной инфраструктуры, создания материально-технических условий для решения конкретных проблем лиц без определенного места жительства, особенно в местах их наибольшей концентрации.

Глава II. Анализ деятельности Центра социальной адаптации для  лиц без определенного места  жительства и занятий «Люблино» 

 

2.1.Организация социального  обслуживания лиц без определенного  места жительства в ЦСА «Люблино» .

 

В сентябре 1996 года приказом комитета социальной защиты населения  г. Москвы № 213 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 мая 1996 года № 400 был организован Дом ночного  пребывания «Люблино», который в 2004 году стал называться Центром социальной адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий «Люблино» 

Под размещение центра было передано три жилых дома № 1 стр. 2, № 2 и № 4 по улице Иловайской, которые  в течение 1996 - 2002 года были реконструированы: дом № 1 стр. 2 – под отделение  ночного пребывания, дом № 2 –  под социальную гостиницу, дом № 4 – под предприятие трудовой адаптации.

В период реконструкции были восстановлены инженерские сети, построена газовая котельная, газопровод, теплосети, трансформаторная подстанция и проложен новый водопровод  до городских сетей водоснабжения.

Вокруг территории ЦСА  построен новый металлический забор  и единая проходная, выполнен большой  объем работ по благоустройству  и озеленению территории.

 

Функции Центра социальной адаптации  «Люблино».

В соответствии с утвержденным положением в ЦСА осуществляется работа по и трудовой адаптации лиц  без определенного места жительства, при этом используются следующие  формы социальной поддержки указанной  категории граждан:

§ Предоставление бесплатного ночлега и одноразового бесплатного питания.

§ Бесплатная санитарная обработка.

§ Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи.

§ Оказание гуманитарной помощи (одежда, обувь).

§ Регистрация по месту пребывания.

§ Обязательная паспортизация.

§ Гарантированное трудоустройство.

§ Проведение медико-социальной экспертизы.

§ Назначение и выплата пенсий.

§ Оформление в дома интернаты.

 

Динамика численности  проживающих в ЦСА «Люблино»

Численность за период с сентября 1996 года по ноябрь 2005 года занятых койко-мест составляет 82162.

Численность проживающих  за эти годы постоянно возрастала с 25-ти человек в 1996 году до 918 человек  в 2002 году и за весь период функционирования ЦСА «Люблино» составило 6793 человека. Кроме этого около 26 % от этого  количества обращались снова за помощью  повторно.

 

Возрастная категория  лиц проживающих в ЦСА «Люблино»

§ лица предпенсионного и пенсионного возраста (старше 50 лет) – 42 %

§ лица в возрасте от 18 до 50 лет, нуждающиеся в социальной опеке – 58 %.

§ имеют не совершеннолетних детей 4,1 %

Пол:

§ мужчин – 64 %

§ женщин – 36 %

 

Источниками средства существования  являются:

§ случайные и временные заработки – 49 %

§ стабильный заработок – 37 %

§ не имеют ни какого дохода (лица от 50 лет и старше, до поступления в ЦСА «Люблино» занимались  попрошайничеством) – 14%

 

Жилищные условия бездомных  до поступления в ЦСА «Люблино»

§ на вокзалах, на чердаках, в подвалах, на улице – 71 %

§ у знакомых и родственников – 22 %

§ аренда жилья – 7 %

Оценить заболеваемость среди  лиц без определенного места  жительства крайне сложно, т.к. до поступления  в ЦСА «Люблино» они были лишены возможности пользоваться медицинской  помощью.

 Из имеющего опыта  за период работы с сентября 1996 года по ноябрь 2005 года можно  привести следующие цифры, отражающие  условия жизни бездомных:

§ туберкулез – 29,3 %

§ инфекции верхних дыхательных путей и хронические неспецифические заболевания легких – 22,9 %

§ кожные паразитарные (педикулез, чесотка) и непаразитарные (дерматиты, экземы и др.) – 17,1 %

§ трофические язвы и гнойные раны – 14,6 %

§ травмы и ожоги – 8,1 %

§ кожные венерические заболевания – 8 %

Каждый третий из числа  проживающих в ЦСА «Люблино», обратившийся за медицинской помощью, страдает той или иной формой заболевания  сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).

Эффективность оказания медицинской  помощи лицам, проживающим в ЦСА  «Люблино» очень высока. За период с сентября 1996 года по ноябрь 2005 года смертность среди проживающих составила 1,4 % .

 

Основные виды помощи, оказываемые  лицам без определенного места  жительства в ЦСА «Люблино».

 

1. Оказание медицинской  помощи.

Проводилась целенаправленная работа по выявлению инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и гепатит. За период 1996 – 2005 гг. в стационары было направлено более 577 человек по поводу различных форм туберкулеза, 50 человек  с гепатитом, 69 человек с различными кожно-венерическими  заболеваниями. Всего к медикам ЦСА за указанный  период было более 6500 обращений проживающих, с жалобами на различные  хронические, простудные и др. заболевания, более 740 человек госпитализировано (диаграмма  № 1)

 

Динамика оказания медицинской  помощи лицам БОМЖ

 

 

1999 г. – 547 чел; 2001 г. – 968 чел;

1997 г. – 92 чел; 2002 г. -1193 чел;

1998 г. – 128 чел; 2003 г. -1834 чел;

1996 г. – 11 чел; 2004.г.- 2020 чел.

2000 г. – 922 чел; 2005.г.-2806 чел.

 

Кроме того, все проживающие  ежедневно проходят медосмотр на  предмет выявления педикулеза и  чесотки.

 На всех проживающих,  оформлены медицинские карты,  в том числе на тех, кто  зарегистрирован по месту пребывания  в ЦСА (без проживания). Таким  образом, все проживающие имеют  возможность получить квалифицированную  медицинскую помощь, как амбулаторно  (поликлиника № 185), так и в  стационаре (ГКБ № 68). Так как подавляющее большинство лиц, проживающих в ЦСА подвержены алкогольной зависимости была достигнута договоренность с ГНБ № 19 о создании на ее базе психотерапевтического отделения (отделение № 5). За последние два года более 60 человек прошил курс лечения, многие посещают группу Анонимных алкоголиков.

 

2. Оказание юридической  помощи.

За указанный период юридическая  помощь оказывалась всем нуждающимся  в ней и вновь поступившим  в ЦСА гражданам. В период 1996 – 2005 года это была в основном работа по подготовке документов для оформления паспортов гражданина РФ. Более 150 человек  получили паспорт (около 80 % через паспортную службу ОВД «Люблино» и около 20 % через Паспортные столы по прежнему месту жительства и Приемник –  распределитель «Курьяново»).

В настоящее время много  усилий потрачено на установление личности лицам, поступающим в ЦСА без  документов. Правоохранительными органами эта работа еще не завершена.

За последние 2,5 ода в  работе юридической службы ЦСА появилось  новое направление – установление подлинных фактов и обстоятельств  утраты жилья и структура, что  потребовало дополнительных усилий  по сбору  необходимых документов. Однако это позволило оказывать  лицам БОМЖ, которые полностью  бесправны и лишены какой-либо социально-правовой помощи, предсудебную и судебную поддержку. На сегодняшний день более 60 человек отстаивают свои права в различных судах г. Москвы, области и в других городах. Подготовлено более 90 исковых заявлений и жалоб. Направлено более 60 обращений в законодательные и исполнительные органы с целью решения конкретных  проблем нищих проживающих (включая обращения в Мэрию, Московскую Патриархию, Государственную Думу, Мосюрдуму).

Работа юридической службы ЦСА проводится в тесном контакте со СМИ благотворительными организациями, а так же Московской областной  коллегией адвокатов, ОРО 11 МУРа по раскрытию мошенничества с приватизацией  с приватизацией и продажей квартир, другими учреждениями и организациями, выражающими желание сотрудничать по проблеме защиты прав бездомных.

 

3. Оказание гуманитарной  помощи.

     С 1996 года до апреля 2005 года около  7000 человек, проживающих в стенах ДНП «Люблино» получили гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды и обуви: 2000 г. – 2108 человек  получили продукты питания,  641 человек одежду, 810 человек  - обувь; в 2001 году – 1038 человек получили продукты питания, 678 человек – вещевую помощь, 312 человек – обувь; в 2002 году – 1495 человек – продукты питания, 1187 человек получили одежду, 524 человек – обувь; за 2003 год – 1750 человек получили продукты питания, вещевую помощь получили 1416 человек, обувь 473 человека (диаграмма № 4), в 2004 году- 2010 человек получили продукты питания; вещевую помощь 1642 человека, обувь 750 человек; в 2005 году(первый квартал) – 1095 человек – продукты питания, 1117 человек получили одежду, 724 человек – обувь. [№ 10]

 

Трудовая адаптация проживающих  лиц БОМЖ.

 

За период 1996 – 2005 год трудоустроено  около 3500 человек (в том числе  трудоустроенных повторно):

Информация о работе Организация социальной работы с лицами без определенного места жительства (опыт деятельности ЦСА «Люблино»)