Термин «технология»
появился совсем недавно, но
уже прочно вошел как в педагогический
лексикон, так и в терминологию
социально-культурной сферы.
Существуют
разные трактовки определения
«технология» и, несмотря на
большие разночтения в понимании
и употреблении этого термина,
есть ряд объединяющих позиций,
характерных для этого понятия.
Так, в толковом словаре В.
Даля мы читаем: «технология» - это
совокупность приемов, применяющихся
в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах
ЮНЕСКО указывается, что педагогическая
технология - это системный метод
создания, применения и определения
всего процесса преподавания
и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов,
и их взаимодействия, ставящих
своей задачей оптимизацию форм
образования.
В учебном
пособии «Основы социально-культурной
деятельности» Т.Г. Киселева и
Ю.Д. Красильников отмечают, что
технология - это механизм реализации
теории в практику социально-педагогической
деятельности.
По нашему
мнению, технология - это средства, формы
и методы социально-культурной
деятельности, которые используются
в учебном прогрессе, и с
помощью которых достигаются
планируемые результаты обучения
и воспитания.
Классификация
технологий.
Следует
отметить, что существуют технологии,
применяемые в сфере образования,
культуры, промышленного производства
и т.д.
В зависимости
от того, на каком уровне разрабатываются
и внедряются технологии, можно
говорить о:
• крупномасштабных
технологиях на уровне страны,
республики, региона;
• макротехнологиях
в отдельных городах, трудовых
объединениях, социальных и общественных
институтах и т.д.;
• микротехнологиях,
которые направлены на определенные
общественные процессы и рассчитаны
на небольшие группы людей.
В настоящее
время появилось большое разнообразие
исследований, в которых рассматриваются
педагогические технологии. Среди
них можно назвать работы В.П.
Беспалько, П.Р. Атутова, М.В.
Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова,
Г.К. Селевко, В. В. Юдина и
ряд других.
Рассматривая
современные образовательные технологии,
Г.К. Селевко дает им следующую
классификацию:
1) по
уровню применения;
2) по
философской основе;
3) по
ведущему фактору психического
развития;
4) по
ориентации на личностные структуры;
5) по
характеру содержания и структуры;
6) по
типу организации и управления
познавательной деятельностью Безусловно,
может быть и другой подход
к выделению основных педагогических
технологий. Возможна классификация
технологий по основным видам
деятельности людей, сферам общественной
жизни и многие другие, но, как
справедливо отмечает А.Д. Жарков,
главное, чтобы «педагогическая
технология была направлена на
повышение прикладного, организационно-методического
потенциала педагогики, а ее четкая
прикладная направленность привлекала
к ней внимание педагогов во
всем мире».
Если говорить
о «педагогической технологии»,
то она может существовать
в трех уровнях:
1) научном,
когда разрабатываются цели, задачи,
содержание и методы обучения,
проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном,
где происходит описание целей,
задач, методов, средств, форм
и содержания процесса для
! получения заранее планируемых
результатов обучения; '
3) процессуально-действенном
- в основу которого положено
осуществление технологического
процесса с применением различных
методов и средств обучения.
Существуют
определенные различия в технологиях,
применяемых в учебном процессе
и технологиях, разрабатываемых
в . сфере культуры и досуга.
Учитывая
то, что социально-культурная сфера
представлена 'большим количеством
разнопрофильных социальных институтов,
которые имеют свои определенные
функции и формы работы, то
и технологии, применяемые в различных
учреждениях, используют множество
методов, с помощью которых
не только формируется, но и
активно осваивается культурно-досуговая
среда.
В целом
технологии, применяемые в сфере
культуры и досуга, можно разделить
на основные группы: общие, функциональные
и дифференцированные (по Т.Г.
Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие
технологии ориентируют на наиболее
характерные процессы, происходящие
в культурно-досуговой деятельности
(например: процесс внедрения хозрасчетных
механизмов в практику учреждений
культуры и досуга);
2) функциональные
(отраслевые) технологии в своей
основе содержат различные направления
культурно-досуговой деятельности,
т.е. совокупность методов и
средств для реализации определенного
содержания сферы культуры и
досуга (примером служит технология
информационно-познавательной и
просветительной деятельности, технология
самодеятельного творчества и
ряд других);
3) дифференцированные
технологии представляют собой
методики, направленные на работу
с отдельными категориями населения
и различными возрастными группами.
Говоря о
структуре технологии, следует отметить,
что составными ее элементами
должны служить:
• концептуапьность,
т.е. опора на определенную
научную концепцию, включающую
философское, психологическое и
социально-педагогическое обоснование
достижения поставленных целей;
• системность,
которая заключается в логике
и целостности процесса, взаимосвязи
всех ее частей;
• управляемость,
предполагающая компетентный анализ
конкретной ситуации; разработку
и реализацию проектов и программ;
диагностику на определенных
этапах развития процесса и
способность варьировать средствами
и методами для достижения
результатов;
эффективность
современных технологий должна
заключаться в конечных результатах
и оптимальных затратах на
их разработку и внедрение;
• и еще
важный элемент технологии - это
воспроизводимость разработанной
технологии в других однотипных
учреждениях и другими субъектами.
Таким образом,
технологии могут существовать
в сферах общественной жизни
людей, но в их основе лежит
содержательная техника реализации
теории в практику,
.
3. Понятие
отраслевых и дифференцированных
технологий социально-культурной
деятельности.
Глобальные
социокультурные изменения в
современном мире, наполненном противоречиями
и напряженностью, все острее
поднимают вопрос о месте и
значении образования и культуры
в жизни общества.
Но, тем не
менее, процессы демократизации
и духовно-нравственного обновления
общества заставляют по-новому
подойти к проблеме развития
социально-культурной сферы и
организации досуга людей всех
возрастов.
Сегодня
основное внимание в учреждениях
культуры и досуга уделяется
оптимизации социально-педагогической
и психологической помощи различным
группам населения и созданию
условий для их общения по
интересам, а это требует внедрения
новых технологий социально-культурной
деятельности.
В связи с этим рассмотрим
основные группы социально-культурных
технологий и дадим краткую характеристику
современных технологий, которые
создаются и активно внедряются
на базе образовательных учреждений
и социально-культурных институтов
Можно говорить
об обучающих и воспитательных
технологиях, которые существуют
как в сфере образования, так
и в сфере культурно-досуговой
деятельности.
Как отмечают
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников,
«формируются или проектируются
технологии, как правило, ситуативно,
в зависимости от ряда факторов,
в частности наличия и состава
существующих центров просвещения,
культуры, искусства, спорта на
данной территории, характера общественных,
досуговых инициатив населения
и условий для их практической
реализации, социально-демографических
«этнических и других ситуаций
в регионе» и далее «...известен,
например, сложный процесс разработки
и внедрения социальной технологии
использования хозрасчетных механизмов
в культурно-досуговых центрах.
Конкретным результатом реализации
этой технологии стало создание
разнообразных предпринимательских,
коммерческих структур, территориальных
фондов культуры и искусства
на уровне республик, области,
края, района, города».
Примером
внедрения педагогических технологий
в процесс образования, может
служить гуманно-личностная технология.
Целевые
ориентации этой технологии заключаются
в том, чтобы способствовать
становлению, развитию и воспитанию
в ребенке человека путем раскрытия
его личностных качеств и познавательных
способностей. Принцип активности
ребенка в процессе обучения
и организации свободного времени
был и остается одним из
самых основных. Поэтому существует
довольно большое количество
педагогических технологий на
основе активизации и интенсификации
деятельности детей, подростков
и молодежи.
К таким
технологиям можно отнести игровые
технологии, проблемное обучение, коммуникативные
технологии, систему В.Ф. Шаталова,
Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А.
Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В.
Маховой, Б.П. Никитина и другие.
Функциональные
технологии подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной
и просветительной деятельности;
• технологию организации
самодеятельного творчества и любительских
объединений;
• технологию организации
отдыха и развлечения.
1. Итак, современная
информационно-просветительная деятельность
призвана просвещать, информировать,
разъяснять, реализовывать на практике
насущные интересы людей.
Технология
организации самодеятельного творчества
и любительских объединений представляет
собой совокупность методов и
методик, обеспечивающих целенаправленную
регуляцию художественно-творческой,
художественно-педагогической, художественно-коммуникативной
и художественно-организационной
деятельности участников коллектива.
Эта деятельность направлена, прежде
всего, на самосовершенствование
личности и создание условий
для самоорганизационных процессов
в группах и коллективах любительской
направленности.
Рассматривая
вопрос о развитии самодеятельного
творчества, нельзя не говорить
о возрождении общей культуры
народа, сохранении и восстановлении
утерянных традиций, которые обеспечивают
каждому краю свою самобытность
и неповторимость.
2. Самодеятельное
творчество привлекает многих
людей различного возраста своей
нерегламентированностью, свободой
и добровольностью выбора его
видов и форм.
Исследования
самодеятельного творчества и
любительских объединений, проводимые
в последнее время в различных
регионах России, показали необходимость
осуществления организационной
перестройки системы руководства
в развитии самодеятельных масс
- главный момент возрождения
художественно-бытовых традиций. Важным
при этом является перенесение
акцентов с организационных и
сугубо контролируемых функций
на функции содействия и сотрудничества
с любительским объединением
и клубом по интересам, а
также выявления «неорганизованных
любителей». Другим существенным
элементом перестройки организации
самодеятельного досуга может
явиться активное и комплексное
использование всех типов любительских
объединений за счет различных
средств организации.
3. Технология
рекреативно-оздоровительной деятельности
ориентирована на оздоровление
образа жизни людей и организацию
игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной
деятельности.
В настоящее
время основное внимание работники
учреждений социально-культурной
сферы уделяют активному использованию
новейших достижений педагогики,
биологии, физиологии, психологии и
медицины, создают разнообразные
культурно-досуговые программы и
внедряют такие формы работы,
которые способствуют:
восстановлению
эмоционального равновесия людей;
• возможности участия
населения в возрождении народных
праздников и гуляний;
• акцентируют внимание на
свободном творческом поиске в кружках
и студиях, любительских объединениях
и клубах по интересам, мастерских и
творческих лабораториях.
Дифференцированные технологии
К числу дифференцированных
технологий можно отнести:
1) методику организации
досуга детей и подростков;
2) методику молодежного
досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации
досуга лиц среднего и пожилого
возраста
5)методику организации
СКД с женщинами;
6) методику работы с
мигрантами, беженцами
7)СКД с военнослужащими,
социально не защищёнными категориями
населения и т. д.