Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

      Термин «технология»  появился совсем недавно, но  уже прочно вошел как в педагогический  лексикон, так и в терминологию  социально-культурной сферы.

      Существуют  разные трактовки определения  «технология» и, несмотря на  большие разночтения в понимании  и употреблении этого термина,  есть ряд объединяющих позиций,  характерных для этого понятия.  Так, в толковом словаре В.  Даля мы читаем: «технология» - это  совокупность приемов, применяющихся  в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

      В материалах  ЮНЕСКО указывается, что педагогическая  технология - это системный метод  создания, применения и определения  всего процесса преподавания  и усвоения знаний с учетом  технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих  своей задачей оптимизацию форм  образования.

      В учебном  пособии «Основы социально-культурной  деятельности» Т.Г. Киселева и  Ю.Д. Красильников отмечают, что  технология - это механизм реализации  теории в практику социально-педагогической  деятельности.

      По нашему  мнению, технология - это средства, формы  и методы социально-культурной  деятельности, которые используются  в учебном прогрессе, и с  помощью которых достигаются  планируемые результаты обучения  и воспитания.

      Классификация  технологий.

      Следует  отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования,  культуры, промышленного производства  и т.д.

      В зависимости  от того, на каком уровне разрабатываются  и внедряются технологии, можно  говорить о:

      • крупномасштабных  технологиях на уровне страны, республики,  региона;

      • макротехнологиях  в отдельных городах, трудовых  объединениях, социальных и общественных  институтах и т.д.;

      • микротехнологиях, которые направлены на определенные  общественные процессы и рассчитаны  на небольшие группы людей.

      В настоящее  время появилось большое разнообразие  исследований, в которых рассматриваются  педагогические технологии. Среди  них можно назвать работы В.П.  Беспалько, П.Р. Атутова, М.В.  Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и  ряд других.

      Рассматривая  современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую  классификацию:

      1)   по  уровню применения;

      2)   по  философской основе;

      3)   по  ведущему фактору психического  развития;

      4)   по  ориентации на личностные структуры;

      5)   по  характеру содержания и структуры;

      6)   по  типу организации и управления  познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход  к выделению основных педагогических  технологий. Возможна классификация  технологий по основным видам  деятельности людей, сферам общественной  жизни и многие другие, но, как  справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая  технология была направлена на  повышение прикладного, организационно-методического  потенциала педагогики, а ее четкая  прикладная направленность привлекала  к ней внимание педагогов во  всем мире».

      Если говорить  о «педагогической технологии»,  то она может существовать  в трех уровнях:

      1) научном,  когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

      2) процессуально-описательном, где происходит описание целей,  задач, методов, средств, форм  и содержания процесса для  ! получения заранее планируемых  результатов обучения; '

      3) процессуально-действенном  - в основу которого положено  осуществление технологического  процесса с применением различных  методов и средств обучения.

      Существуют  определенные различия в технологиях,  применяемых в учебном процессе  и технологиях, разрабатываемых  в   . сфере культуры и досуга.

      Учитывая  то, что социально-культурная сфера  представлена 'большим количеством  разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные  функции и формы работы, то  и технологии, применяемые в различных  учреждениях, используют множество  методов, с помощью которых  не только формируется, но и  активно осваивается культурно-досуговая  среда.

      В целом  технологии, применяемые в сфере  культуры и досуга, можно разделить  на основные группы: общие, функциональные  и дифференцированные (по Т.Г.  Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

      1) общие  технологии ориентируют на наиболее  характерные процессы, происходящие  в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных  механизмов в практику учреждений  культуры и досуга);

      2) функциональные (отраслевые) технологии в своей  основе содержат различные направления  культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и  средств для реализации определенного  содержания сферы культуры и  досуга (примером служит технология  информационно-познавательной и  просветительной деятельности, технология  самодеятельного творчества и  ряд других);

      3) дифференцированные  технологии представляют собой  методики, направленные на работу  с отдельными категориями населения  и различными возрастными группами.

      Говоря о  структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами  должны служить:

      • концептуапьность, т.е. опора на определенную  научную концепцию, включающую  философское, психологическое и  социально-педагогическое обоснование  достижения поставленных целей;

      • системность,  которая заключается в логике  и целостности процесса, взаимосвязи  всех ее частей;

      • управляемость,  предполагающая компетентный анализ  конкретной ситуации; разработку  и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных  этапах развития процесса и  способность варьировать средствами  и методами для достижения  результатов;

       эффективность  современных технологий должна  заключаться в конечных результатах  и оптимальных затратах на  их разработку и внедрение;

      • и еще  важный элемент технологии - это  воспроизводимость разработанной  технологии в других однотипных  учреждениях и другими субъектами.

      Таким образом,  технологии могут существовать  в сферах общественной жизни  людей, но в их основе лежит  содержательная техника реализации  теории в практику,

      .

 

 

 

 

       3. Понятие  отраслевых и дифференцированных  технологий социально-культурной  деятельности.

      Глобальные  социокультурные изменения в  современном мире, наполненном противоречиями  и напряженностью, все острее  поднимают вопрос о месте и  значении образования и культуры  в жизни общества.

      Но, тем не  менее, процессы демократизации  и духовно-нравственного обновления  общества заставляют по-новому  подойти к проблеме развития  социально-культурной сферы и  организации досуга людей всех  возрастов.

      Сегодня  основное внимание в учреждениях  культуры и досуга уделяется  оптимизации социально-педагогической  и психологической помощи различным  группам населения и созданию  условий для их общения по  интересам, а это требует внедрения  новых технологий социально-культурной  деятельности.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые  создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов

      Можно говорить  об обучающих и воспитательных  технологиях, которые существуют  как в сфере образования, так  и в сфере культурно-досуговой  деятельности.

      Как отмечают  Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются  технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава  существующих центров просвещения,  культуры, искусства, спорта на  данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения  и условий для их практической  реализации, социально-демографических  «этнических и других ситуаций  в регионе»  и далее «...известен, например, сложный процесс разработки  и внедрения социальной технологии  использования хозрасчетных механизмов  в культурно-досуговых центрах.  Конкретным результатом реализации  этой технологии стало создание  разнообразных предпринимательских,  коммерческих структур, территориальных  фондов культуры и искусства  на уровне республик, области,  края, района, города».

      Примером  внедрения педагогических технологий  в процесс образования,  может  служить  гуманно-личностная технология.

      Целевые  ориентации этой технологии заключаются  в том, чтобы способствовать  становлению, развитию и воспитанию  в ребенке человека путем раскрытия  его личностных качеств и познавательных  способностей. Принцип активности  ребенка в процессе обучения  и организации свободного времени  был и остается одним из  самых основных. Поэтому существует  довольно большое количество  педагогических технологий на  основе активизации и интенсификации  деятельности детей, подростков  и молодежи.

      К таким  технологиям можно отнести игровые  технологии, проблемное обучение, коммуникативные  технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А.  Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В.  Маховой, Б.П. Никитина и другие.

      Функциональные  технологии подразделяются на:

• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;

• технологию организации  самодеятельного творчества и любительских объединений;

•    технологию организации  отдыха и развлечения.

      1. Итак, современная  информационно-просветительная деятельность  призвана просвещать, информировать,  разъяснять, реализовывать на практике  насущные интересы людей.

      Технология  организации самодеятельного творчества  и любительских объединений представляет  собой совокупность методов и  методик, обеспечивающих целенаправленную  регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной  и художественно-организационной  деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде  всего, на самосовершенствование  личности и создание условий  для самоорганизационных процессов  в группах и коллективах любительской  направленности.

      Рассматривая  вопрос о развитии самодеятельного  творчества, нельзя не говорить  о возрождении общей культуры  народа, сохранении и восстановлении  утерянных традиций, которые обеспечивают  каждому краю свою самобытность  и неповторимость.

      2. Самодеятельное  творчество привлекает многих  людей различного возраста своей  нерегламентированностью, свободой  и добровольностью выбора его  видов и форм.

      Исследования  самодеятельного творчества и  любительских объединений, проводимые  в последнее время в различных  регионах России, показали необходимость  осуществления организационной  перестройки системы руководства  в развитии самодеятельных масс - главный момент возрождения  художественно-бытовых традиций. Важным  при этом является перенесение  акцентов с организационных и  сугубо контролируемых функций  на функции содействия и сотрудничества  с любительским объединением  и клубом по интересам, а  также выявления «неорганизованных  любителей». Другим существенным  элементом перестройки организации  самодеятельного досуга может  явиться активное и комплексное  использование всех типов любительских  объединений за счет различных  средств организации.

      3. Технология  рекреативно-оздоровительной деятельности  ориентирована на оздоровление  образа жизни людей и организацию  игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной  деятельности.

      В настоящее  время основное внимание работники  учреждений социально-культурной  сферы уделяют активному использованию  новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и  медицины, создают разнообразные  культурно-досуговые программы и  внедряют такие формы работы, которые способствуют:

       восстановлению  эмоционального равновесия людей;

• возможности участия  населения в возрождении народных праздников и гуляний;

• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках  и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и  творческих лабораториях.

Дифференцированные технологии

К числу дифференцированных технологий  можно отнести:

1) методику организации  досуга детей и подростков;

2) методику молодежного  досуга;

3) методику семейного досуга;

4) методику организации  досуга лиц среднего и пожилого  возраста

5)методику организации  СКД с женщинами;

6) методику работы с  мигрантами, беженцами

7)СКД с военнослужащими,  социально не защищёнными категориями  населения и т. д.

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности