Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

      Но непосредственные  организаторы и инициаторы предпринимательской  деятельности фактически отделены  от доходов предпринимательской  деятельности. Их заработная плата  по-прежнему начисляется в размерах  государственной тарифной сетки  занимаемой должности, иногда  с небольшой доплатой из небюджетных  средств.

      Усеченность  предпринимательской деятельности  в части использования заработанных  средств не способствует закреплению  кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия  работников культуры закрепляют  в целом низкий социальный  статус и престижность этой  профессии.

      Механизм  предпринимательской деятельности  в социокультурной сфере работает  не в полную силу, рыночные  отношения и предпринимательская  деятельность в этой сфере  исключают личную заинтересованность  работников в расширении латных  видов деятельности, получении большего  размера доходов.

Механизмы менеджмента в  социокультурной сфере оказываются  расчлененными на разрозненные фрагменты  планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной  оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного  работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений  и необходимых управленческих механизмов

 

    2. Социокультурный  менеджмент как компонент культурной  политики и как объект управления

 

      Оптимизация  управления социокультурной деятельностью  актуализируется тем, что в  новом государстве, каким является  сегодня Россия, еще только начинает  формироваться новое отношение  к социокультурной деятельности  и к культуре в целом, которое  определяется государственной политикой.

      Политика  как философская категория в  буквальном смысле (греч. Politike) слова  —  это искусство управления  государством. В сферу политики  входят вопросы государственного  устройства, определения форм, задач,  содержания деятельности государства,  управления страной, руководство  социально-политическими процессами. Политика выражает также отношения  между нациями и государствами.

      Политика  государства, как известно, распространяется  на все сферы жизни человека  в обществе, и, естественно, она  не может не охватывать такую  важнейшую сферу, как культура.

      Культура  и политика

      Роль государства  в развитии культуры во все  периоды истории была велика.

      Культура  всегда интересовала политику  и политиков, она являлась и  является мощным средством решения  политических вопросов. Не случайно  в период выборных кампаний  в местные, федеральные органы  власти, президента культура (содержание, формы, методы, авторитет деятелей  культуры) всегда использовалась  как инструмент придания авторитета, весомости и значимости тому, или иному кандидату.

      Разумеется, что развитие культуры, поддержание  духовного здоровья нации государство  (в большей или меньшей степени)  держит или старается держать  в своих руках, проводя государственную  культурную политику.

      Реализацию  культурной политики государство  осуществляет через систему социальных  институтов, воспроизводящих собственными  формами, методами и средствами  культурные, образовательные, творческие  и нравственные виды деятельности, соответствующие социально-ценностным  ориентирам государства.

      Культурная  политика может рассматриваться  как система отношений "культура  и общество", "культура и  власть", "культура и управление". Ретроспективный взгляд на развитие  отечественной культуры и государственности  показывает, что культурную политику  не следует относить лишь к  дооктябрьскому, послеоктябрьскому  (1917 г.), советскому и постсоветскому  периодам. Ее истоки, становление  институтов управления как проявление  культурной политики имеют более  глубокие исторические корни,  нежели принято считать.

      Анализ многих  историко-культурных материалов  показывает, что у истоков российской  культуры, которая рассматривалась  как "образование умственное  и нравственное", стояли духовные  организации в лице, прежде всего,  русской православной церкви, царский  двор и частные лица.

      Становление  и развитие государственных органов  сопровождалось созданием институтов  управления культурой и развитием  администрирования.

      Вопросами  культуры на местах непосредственно  занимались земские учреждения  — губернские, городские, уездные  управы, а также общественные  организации и частные лица.

      Учреждения  культуры на местах пользовались  полной самостоятельностью, в том  числе и в изыскании финансовых  средств, но, однако, центральные  ведомства утверждали уставы  учреждений культуры, а в ходе  их последующей деятельности  осуществляли над ними цензурный  контроль.

      Таким образом,  содержание деятельности уже  первых учреждений культуры в  России подпадало под государственный  контроль, государство проводило  через них свою культурную  политику.

      Хотя заботы  об устройстве, благосостоянии и  развитии местных учреждений  культуры и различных обществ  лежали целиком на них самих,  осуществление их права на  самоуправление сочеталось с  обязанностью отчитываться перед  государственными органами.

      Таким образом,  культурная политика государства  в XIX -начале XX веков была достаточно  определенной и целенаправленной. Несмотря на жесткую регламентацию  деятельности государственных и  общественных учреждений культуры, общественных движений и творческих  союзов в стране были сформированы  основные типы учреждений культуры, понятия культурной и творческой  деятельности, получившие развитие  в XX веке.

      Так, несмотря  на многочисленные трудности  и проблемы в развитии отечественной  культуры, благодаря культурной  политике российского государства  в стране еще в XIX веке была  создана разветвленная сеть учреждений  культуры. Они способствовали повышению  образованности и просвещению  народа, была создана развитая  сеть общественных движений в  поддержку культуры, создано огромное  количество шедевров культуры  и искусства, развивались литература, искусство, театр, библиотеки, клубы,  художественные и музыкальные  учебные заведения и т.д. Весь  этот духовный и материальный  потенциал культуры создан благодаря  культурной политике государства.

      Изменение  социально-политического устройства  российского общества, экономической,  хозяйственной политики государства  изменила и ориентиры культурной  политики.

      В советский  период стремясь достичь быстрых  и эффективных результатов в  преобразовании культуры, государственная  культурная политика проводилась  дифференцированно. Особое внимание  уделялось культуре села.

      Сегодня  известны негативные последствия  "культурной революции", раскулачивания  крестьянства, "перевоспитания" и  "перековки" российского мужика, борьбы с мелкособственнической  психологией, давления на традиционный  крестьянский уклад, образ жизни,  крестьянские духовные ценности, его религиозность.

      По существу, весь огромный механизм идеологического  и культурно-воспитательного воздействия  был направлен на формирование  исполнителя команд вышестоящих  инстанций. При этом забывалось, что перестройка сознания человека  —  это сложный, противоречивый  и длительный процесс.

      В послевоенный  период одной из основных задач  культурного строительства было  восстановление сети учреждений  культуры.

      На первое  место в деятельности клубных  учреждений ставилась пропаганда  политических и научных знаний, воспитание политической активности, политической грамотности, идеологической  устойчивости.

      Такая культурная  политика, направленная на формирование "нового человека", подчинила  себе не только содержание  деятельности культурно-просветительных  учреждений, но и средства массовой  информации, репертуар театров, идеологию  концертных программ, литературу  и искусство.

      К "заслугам" культурной политики этого периода  можно отнести заботу о "чистоте"  идеалов, сконцентрированных в  известных партийных постановлениях "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических  театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь"  и др.

      Характерной  чертой этих документов было  стремление навязать обществу  собственные представления и  взгляды на литературу и искусство.

      Культурная  политика начинает изменяться  с развенчанием культа личности  и появлением некоторых демократических  свобод. В культуре они означали  поворот от принципов принуждения  к убеждению, добровольности, сознательности.

      Цели и  задачи культурной политики сместились  в сторону мобилизации людей  на достижение более высоких  производственных показателей и  широкую пропаганду экономических  знаний.

      В результате  возросшего образовательного и  профессионального уровня людей  многие перестали быть просто  объектами в культурном процессе  и сами проявляли свои способности  в культуротворческой деятельности, что способствовало развитию  художественного, технического творчества.

      Основной  чертой культурной политики государства  в потреблении культурных и  духовных ценностей была их  доступность.

      Но, вместе  с тем, критерий равной доступности  работал в качестве такого  механизма в культуре, который  требовал ориентироваться на  аудиторию даже не среднего, а  низшего уровня.

      С одной  стороны, утверждался принцип  остаточного выделения средств  на культурное строительство,  что предопределяло систематическое  отставание культурного уровня  населения; с другой стороны,  требовалось, чтобы произведения  культуры и искусства соответствовали  этому уровню.

      Построенные  на формальных схемах, так называемые, "отраслевые" модели культурной  политики воспроизводили единообразие  функционирования культурных образцов  и разрабатывали технологии их  достижения.

      Однако не  следует категорично отрицать  достижения в развитии культуры  в советский период в области  просвещения, образования, науки,  искусства, народного творчества, хотя следует признать, что культурная  политика этого периода была  далека от оптимальной.

      Ориентиры  культурной политики

      Анализ культурной  политики в разные периоды  российской истории показывает, что  она представляется явлением  историческим.

      Но, кроме  того, что она претерпевает изменения  на временных исторических этапах, культурная политика, вместе с  тем, еще и вариативна, то есть  она строится с учетом исторических  традиций территорий, регионов.

      Культурная  политика всегда соприкасается  с конкретными типами культуры, которые не только сменяют  друг друга, но могут существовать  и синхронно в разных периодах, а также в качестве доминирующего  и побочного в рамках одной  социокультурной системы.

      Вопросам  культурной политики отечественные  и зарубежные исследователи уделяют  большое внимание, по-разному трактуя  ее смысл и содержание. Некоторые,  культурную политику государства  сводят, преимущественно, к финансированию  культуры, экономическому обеспечению  культуры, например, рассматривают  ее как комплексную правительственную  программу поддержки культуры  и искусства, гуманитарных наук  посредством распределения субсидий, как регулирование культурных  процессов посредством системы  налоговых льгот.

      Культурная  политика не является самостоятельной,  но в финансовом отношении  она полностью зависит от государства.

      Другие ученые  видят в культурной политике  процедурный орган по выработке  целей и построению механизма  их реализации. Следует обратить  внимание на документы, принятые  конгрессом ООН, в частности,  на программу этой организации  "Всемирное десятилетие культуры" (1987-1997 гг.), где зафиксированы следующие  положения, которые определяют  функции, права и ответственность  государств в области культурной  политики:

      —  никакие  международные и национальные  программы общественного развития  не ведут к успеху, если не  учитывают потребностей культурного  развития народов и не включают  в себя культурные аспекты;

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности