Типы менеджеров
Творческие
группы (сектора) становятся мини-коллективами
и выполняют менеджерские функции
по отношению ко всем участникам
творческого процесса подготовки
и осуществления культурных проектов
и программ, включая реальных
и потенциальных посетителей
учреждения культуры, аудиторию.
Разумеется,
уровень профессионализма, профессиональная
управленческая культура, профессиональная
компетентность менеджеров социально-культурной
деятельности далеко не однозначны,
и могут быть условно разделены
на четыре типа:
Первый тип.
Менеджер социально-культурной деятельности
обладает высоким профессиональным
уровнем и оптимально мотивирован
к работе в своей сфере. Его
профессиональные качества, целеустремленность
в работе гарантируют высокую
эффективность деятельности
Второй тип.
Менеджер положительно мотивирован
к работе в социокультурной
сфере, но имеет низкий профессиональный
уровень. Его положительная мотивация,
стремление "выложиться" на работе
приносит мало пользы, а иногда
может "наломать дров" из-за
своего низкого профессионализма.
Третий тип.
Менеджер с низким профессиональным
уровнем и недостаточной мотивацией
в работе социокультурных учреждений.
Такой тип относится к балласту
управленческой системы, который
тормозит развитие, отрицательно
воздействует на коллег и структуры
управления.
Четвертый
тип. Менеджер обладает высоким
профессиональным уровнем, но
слабо или вообще не имеет
мотивации к работе в учреждениях
социокультурной сферы. Он пассивен,
безразличен к целям и задачам
учреждения культуры, качеству и
эффективности работы и всегда
может уйти с работы на более выгодное
для него место Его высокий профессионализм
и низкая мотивация в работе отрицательно
сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают"
коллектив и тем самым наносят вред общему
делу.
Профессиональная
компетентность социокультурного
менеджера
Менеджер
социально-культурной деятельности,
как и любой другой специалист,
может считаться профессионально
компетентным, если имеет достаточно
высокий уровень образования,
владеет необходимыми навыками,
умениями, имеет профессионально-деловой
опыт, обладает организаторскими
способностями.
Кроме общих
требований менеджеры социокультурной
сферы должны отвечать и целому
ряду специфических требований,
обусловленных особенностями самой
социокультурной деятельности и
ее конкретных субъектов:
1. Социокультурная
среда, формирующаяся в обществе,
постепенно трансформируется из
среды только потребления в
среду причастности, вовлеченности
и развития человека, что обуславливает
необходимость становления и
развития особого типа управления
–- сопричастного менеджмента.
2. Управление
в социокультурной сфере выражается
в конкретной организации и
регулировании деятельности коллективов,
которые в свою очередь обеспечивают
воспроизводство социальной и
культурной жизни людей; в разработке
стратегических и текущих целей
и задач социокультурного развития
соответствующего региона.
Профессиональная
компетентность сопричастного менеджера
определяется ориентацией его
на культуровоспроизводящую и
культуротворческую деятельность
с людьми, его способностями к
публичной деятельности, импровизации
и творческому самовыражению.
3. Социокультурный
менеджмент и производственный
процесс в этой сфере — это
не манипулирование индифферентной
массой людей, а гармоничная
деятельность, в основе которой
находятся духовные начала, личность,
человеческий ресурс, но не ресурс,
определяемый набором индивидов,
а представляющий собой совокупность
организационных отношений, очерченных
определенной социокультурной деятельностью.
4. Исходя
из того, что социокультурная
сфера приобрела сегодня характер
как некоммерческой, так и коммерческой
деятельности, менеджер социально-культурной
деятельности обязан быть экономически
и юридически грамотным специалистом,
а его деятельность соизмеряться
с закономерностями культурно-исторических
и современных процессов, человеческого
опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку
в социокультурной сфере ключевыми
фигурами производственного процесса
являются в основном люди творческого
труда, процесс регулирования
и координации их деятельности
должен опираться на мотивационные
и стимулирующие факторы.
6. Отсутствие
жесткого контроля сверху, невмешательство
и свобода деятельности предполагают
иные стандарты качества, которые
в отечественных условиях не
всегда могут быть на уровне
мировых, но обязательно должны
соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный
тип менеджмента предусматривает
в этих условиях максимально
возможное делегирование полномочий
развитие горизонтальных коммуникаций
без посредничества администрации,
свободу циркуляции культурной,
творческой, художественной, социальной
информации.
Расширение
информационного поля деятельности
социокультурной организации усиливает
ее сопричастность к общему
делу, повышая уровень мотиваций,
способствует становлению творческой
атмосферы в коллективах учреждений
культуры.
Показатели
профессиональной компетенции
Профессиональную
компетентность социально-культурной
деятельности следует рассматривать,
прежде всего, как качественный
показатель профессиональной деятельности,
основанный на умениях и навыках.
Профессиональная
компетентность такого менеджера
– это качественный уровень
профессиональной деятельности, ориентированной
на социально значимый, культурно-творческий
конечный результат (цель) и оптимальный
процесс его достижения.
Профессиональная
компетентность менеджера социокультурной
деятельности проявляется в двух
ипостасях: объективная сторона
– в умении управлять коллективом
учреждения культуры в целом
и его отдельными сотрудниками;
субъективная - в профессионализме
самого менеджера, который реализуется
в самой его деятельности, в
его личностном отношении к
этой деятельности.
Умение управлять
коллективом учреждения культуры
и профессионализм самого менеджера
(личностная форма), как два (объективное
и субъективное) начала, взаимно
обогащая друг друга, формируют
профессионализм как часть профессиональной
компетентности социокультурного
менеджера.
Профессионализация
менеджера социально-культурной
деятельности — это постоянное
его самоизменение в соответствии
с изменяющимися целями, задачами
социокультурной деятельности, которые,
в свою очередь, служат формирующим
и развивающим средством по
отношению к менеджеру.
Следовательно,
в процессе деятельности менеджера
развиваются его необходимые
профессиональные качества, но достигается
это при условии полноценной,
продуктивной, творческой деятельности.
Компетентность
представляет собой не только
результат и оценочный показатель
деятельности менеджера, но и
уровень его мышления, стиль деятельности.
Компетентность
и профессионализм всегда дополняют
и обогащают друг друга, но
нередко эти качества не соединяются
в одном субъекте.
Взаимосвязь
знаний и деятельности
Профессиональная
компетентность по своей сути
тесно соприкасается с таким
понятием, как "знание": доскональное
знание своего дела, существа
выполняемой работы, сложных связей,
явлений и процессов, возможных
способов и средств достижения
намеченных целей.
Классифицируя
указанные виды знаний, нетрудно
установить, что профессиональную
компетентность менеджера определяют:
– методологические
знания (знание общих принципов
познания явлений и процессов);
–теоретические
знания (знание конкретных моделей
и конструкций профессионального
управления и его возможных
трансформаций);
– технологические
знания (знание способов, методов,
средств и форм построения
управленческих действий).
Единство
методологических, теоретических и
технологических знаний в совокупности
с практическим опытом рождают
и накапливают умения и навыки,
профессиональный опыт как основу
профессионального мастерства.
Таким образом,
профессиональное мастерство менеджера
рождается в процессе реальной
социокультурной деятельности. Деятельность
становится основным компонентом
профессионального мастерства, а
оно определяет профессиональную
компетентность менеджера.
В свою
очередь, профессиональная компетентность
выступает в качестве основного
атрибута профессиональной культуры
как концептуальной основы профессиональной
управленческой деятельности (схема
4).
[pic]
Профессиональная
управленческая культура менеджера
социально-культурной деятельности
формируется на основе вариативного
сочетания двух видов знания:
- операционального
знания, которое обращено на выполнение
конкретных действий и определяет
профессиональный кругозор менеджера;
- метазнания,
связанного с механизмами и
инструментами управленческой деятельности,
ее структурой, быстрой профессиональной
адаптацией, продуктивностью реализации
способностей.
Особым признаком
профессиональной управленческой
культуры выступает категория
творческой деятельности, тесным
образом связанная с природными
основами социально-культурной сферы,
где первичными качествами менеджмента
и менеджера выступают оригинальность,
гибкость, нестандартность мышления,
способность генерировать идеи,
просчитывать адекватные пути
их реализации и предвидеть
возможные результаты.
Профессиональное
мышление менеджера
Профессиональное
лицо менеджера культуры и
искусства определяется также
нравственными и этическими нормами.
В среде
культуры и искусства нравственно-этические
нормы менеджера обязаны быть
исключительно чисты, ибо его
деятельность соприкасается с
чрезвычайно сложной, утонченной
и ранимой человеческой натурой,
присущей творческой личности.
Этика отношений
менеджер - менеджер
По неписаным
правилам менеджер обязан уважать
и соблюдать неприкосновенность
артистов другого менеджера, другими
словами, соблюдать нейтралитет
в отношении того исполнителя,
которого не уполномочен представлять.
Менеджеры
должны быть осмотрительны, разумны,
справедливы и дипломатичны, когда
возникает соблазн обсудить предполагаемые
недостатки коллег с артистами,
представителями и другими менеджерами.
Смешивание личных и профессиональных
отношений - один из главных
признаков низкого профессионализма.
Менеджер
не может представлять артиста
другого менеджера, даже если
такая ситуация возникает по
инициативе исполнителя, без откровенного
объяснения с его менеджером.
Главная
черта профессионала-менеджера состоит
в том, что он является педагогом
и обязан сам обучать персонал
основным элементам своей профессии.
Как правило, многие лучшие
ученики неизбежно уходят в
собственный бизнес, основывая свою
организацию, или работают в
конкурирующих организациях. Этот
не должно являться причиной
для взаимных обвинений.
Одним из
главных препятствий, тормозящих
переход к демократическому рынку,
является широко распространенный
синдром личности, который представляет
собой продукт авторитарного
правления, оставившего глубокий
след на мотивациях и социальных
установках значительной части
населения.
Основная
проблема, которая решается сегодня
в России, связана с тем, что
повседневные действия людей
обусловлены привычками и правилами,
которые в процессе социального
опыта нескольких десятилетий
превратились в нормы, радикально
отличающиеся от тех, которые
составляют сущность новых социальных
структур.
4. Социокультурная
деятельность как самоуправляемый
процесс.
Как и
культура, социокультурная деятельность
является саморазвивающейся системой.
Степень
развития социокультурной системы
зависит от двух важнейших
факторов: (оптимального по содержанию
и интенсивности) управления и
регулирования со стороны внешних
субъектов; уровня развитости
субъект – объектных отношений
внутри самой системы и её
институтов.
Субъектом
культурной политики, как отмечалось,
являются органы управления (федеральные,
региональные, районные) учреждения
культуры, кадры — менеджеры,
специалисты культуры, работающие
в социокультурных органах и
учреждениях всех уровней.