Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

      Типы менеджеров

      Творческие  группы (сектора) становятся мини-коллективами  и выполняют менеджерские функции  по отношению ко всем участникам  творческого процесса подготовки  и осуществления культурных проектов  и программ, включая реальных  и потенциальных посетителей  учреждения культуры, аудиторию.

      Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная  управленческая культура, профессиональная  компетентность менеджеров социально-культурной  деятельности далеко не однозначны, и могут быть условно разделены  на четыре типа:

      Первый тип.  Менеджер социально-культурной деятельности  обладает высоким профессиональным  уровнем и оптимально мотивирован  к работе в своей сфере. Его  профессиональные качества, целеустремленность  в работе гарантируют высокую  эффективность деятельности

      Второй тип.  Менеджер положительно мотивирован  к работе в социокультурной  сфере, но имеет низкий профессиональный  уровень. Его положительная мотивация,  стремление "выложиться" на работе  приносит мало пользы, а иногда  может "наломать дров" из-за  своего низкого профессионализма.

      Третий тип.  Менеджер с низким профессиональным  уровнем и недостаточной мотивацией  в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту  управленческой системы, который  тормозит развитие, отрицательно  воздействует на коллег и структуры  управления.

      Четвертый  тип. Менеджер обладает высоким  профессиональным уровнем, но  слабо или вообще не имеет  мотивации к работе в учреждениях  социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам  учреждения культуры, качеству и  эффективности работы и всегда  может уйти с работы на более выгодное для него место Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

 

 

      Профессиональная  компетентность социокультурного  менеджера

 

 

      Менеджер  социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально  компетентным, если имеет достаточно  высокий уровень образования,  владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой  опыт, обладает организаторскими  способностями.

      Кроме общих  требований менеджеры социокультурной  сферы должны отвечать и целому  ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой  социокультурной деятельности и  ее конкретных субъектов:

      1. Социокультурная  среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из  среды только потребления в  среду причастности, вовлеченности  и развития человека, что обуславливает  необходимость становления и  развития особого типа управления  –- сопричастного менеджмента.

      2. Управление  в социокультурной сфере выражается  в конкретной организации и  регулировании деятельности коллективов,  которые в свою очередь обеспечивают  воспроизводство социальной и  культурной жизни людей; в разработке  стратегических и текущих целей  и задач социокультурного развития  соответствующего региона.

      Профессиональная  компетентность сопричастного менеджера  определяется ориентацией его  на культуровоспроизводящую и  культуротворческую деятельность  с людьми, его способностями к  публичной деятельности, импровизации  и творческому самовыражению.

      3. Социокультурный  менеджмент и производственный  процесс в этой сфере — это  не манипулирование индифферентной  массой людей, а гармоничная  деятельность, в основе которой  находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов,  а представляющий собой совокупность  организационных отношений, очерченных  определенной социокультурной деятельностью.

      4. Исходя  из того, что социокультурная  сфера приобрела сегодня характер  как некоммерческой, так и коммерческой  деятельности, менеджер социально-культурной  деятельности обязан быть экономически  и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться  с закономерностями культурно-исторических  и современных процессов, человеческого  опыта общения и взаимодействия.

      5. Поскольку  в социокультурной сфере ключевыми  фигурами производственного процесса  являются в основном люди творческого  труда, процесс регулирования  и координации их деятельности  должен опираться на мотивационные  и стимулирующие факторы.

      6. Отсутствие  жесткого контроля сверху, невмешательство  и свобода деятельности предполагают  иные стандарты качества, которые  в отечественных условиях не  всегда могут быть на уровне  мировых, но обязательно должны  соответствовать запросам потребителей.

      Сопричастный  тип менеджмента предусматривает  в этих условиях максимально  возможное делегирование полномочий  развитие горизонтальных коммуникаций  без посредничества администрации,  свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной  информации.

      Расширение  информационного поля деятельности  социокультурной организации усиливает  ее сопричастность к общему  делу, повышая уровень мотиваций,  способствует становлению творческой  атмосферы в коллективах учреждений  культуры.

      Показатели  профессиональной компетенции

      Профессиональную  компетентность социально-культурной  деятельности следует рассматривать,  прежде всего,  как качественный  показатель  профессиональной деятельности, основанный на умениях и навыках.

      Профессиональная  компетентность такого менеджера  – это качественный уровень  профессиональной деятельности, ориентированной  на социально значимый, культурно-творческий  конечный результат (цель) и оптимальный  процесс его достижения.

      Профессиональная  компетентность менеджера социокультурной  деятельности проявляется в двух  ипостасях: объективная сторона  – в умении управлять коллективом  учреждения культуры в целом  и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме  самого менеджера, который реализуется  в самой его деятельности, в  его личностном отношении к  этой деятельности.

      Умение управлять  коллективом учреждения культуры  и профессионализм самого менеджера  (личностная форма), как два (объективное  и субъективное) начала, взаимно  обогащая друг друга, формируют  профессионализм как часть профессиональной  компетентности социокультурного  менеджера.

      Профессионализация  менеджера социально-культурной  деятельности — это постоянное  его самоизменение в соответствии  с изменяющимися целями, задачами  социокультурной деятельности, которые,  в свою очередь, служат формирующим  и развивающим средством по  отношению к менеджеру.

      Следовательно,  в процессе деятельности менеджера  развиваются его необходимые  профессиональные качества, но достигается  это при условии полноценной,  продуктивной, творческой деятельности.

      Компетентность  представляет собой не только  результат и оценочный показатель  деятельности менеджера, но и  уровень его мышления, стиль деятельности.

      Компетентность  и профессионализм всегда дополняют  и обогащают друг друга, но  нередко эти качества не соединяются  в одном субъекте.

      Взаимосвязь  знаний и деятельности

      Профессиональная  компетентность по своей сути  тесно соприкасается с таким  понятием, как "знание": доскональное  знание своего дела, существа  выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных  способов и средств достижения  намеченных целей.

      Классифицируя  указанные виды знаний, нетрудно  установить, что профессиональную  компетентность менеджера определяют:

      – методологические  знания (знание общих принципов  познания явлений и процессов);

      –теоретические  знания (знание конкретных моделей  и конструкций профессионального  управления и его возможных  трансформаций);

      – технологические  знания (знание способов, методов,  средств и форм построения  управленческих действий).

      Единство  методологических, теоретических и  технологических знаний в совокупности  с практическим опытом рождают  и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу  профессионального мастерства.

      Таким образом,  профессиональное мастерство менеджера  рождается в процессе реальной  социокультурной деятельности. Деятельность  становится основным компонентом  профессионального мастерства, а  оно определяет профессиональную  компетентность менеджера.

      В свою  очередь, профессиональная компетентность  выступает в качестве основного  атрибута профессиональной культуры  как концептуальной основы профессиональной  управленческой деятельности (схема  4).

 

 

[pic]

 

      Профессиональная  управленческая культура менеджера  социально-культурной деятельности  формируется на основе вариативного  сочетания двух видов знания:

       - операционального  знания, которое обращено на выполнение  конкретных действий и определяет  профессиональный кругозор менеджера;

       - метазнания, связанного с механизмами и  инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной  адаптацией, продуктивностью реализации  способностей.

      Особым признаком  профессиональной управленческой  культуры выступает категория  творческой деятельности, тесным  образом связанная с природными  основами социально-культурной сферы,  где первичными качествами менеджмента  и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути  их реализации и предвидеть  возможные результаты.

      Профессиональное  мышление менеджера

      Профессиональное  лицо менеджера культуры и  искусства определяется также  нравственными и этическими нормами.

      В среде  культуры и искусства нравственно-этические  нормы менеджера обязаны быть  исключительно чисты, ибо его  деятельность соприкасается с  чрезвычайно сложной, утонченной  и ранимой человеческой натурой,  присущей творческой личности.

      Этика отношений  менеджер - менеджер

      По неписаным  правилам менеджер обязан уважать  и соблюдать неприкосновенность  артистов другого менеджера, другими  словами, соблюдать нейтралитет  в отношении того исполнителя,  которого не уполномочен представлять.

      Менеджеры  должны быть осмотрительны, разумны,  справедливы и дипломатичны, когда  возникает соблазн обсудить предполагаемые  недостатки коллег с артистами,  представителями и другими менеджерами.  Смешивание личных и профессиональных  отношений - один из главных  признаков низкого профессионализма.

      Менеджер  не может представлять артиста  другого менеджера, даже если  такая ситуация возникает по  инициативе исполнителя, без откровенного  объяснения с его менеджером.

      Главная  черта профессионала-менеджера состоит  в том, что он является педагогом  и обязан сам обучать персонал  основным элементам своей профессии.  Как правило, многие лучшие  ученики неизбежно уходят в  собственный бизнес, основывая свою  организацию, или работают в  конкурирующих организациях. Этот  не должно являться причиной  для взаимных обвинений.

      Одним из  главных препятствий, тормозящих  переход к демократическому рынку,  является широко распространенный  синдром личности, который представляет  собой продукт авторитарного  правления, оставившего глубокий  след на мотивациях и социальных  установках значительной части  населения.

 

      Основная  проблема, которая решается сегодня  в России, связана с тем, что  повседневные действия людей  обусловлены привычками и правилами,  которые в процессе социального  опыта нескольких десятилетий  превратились в нормы, радикально  отличающиеся от тех, которые  составляют сущность новых социальных  структур.

 

 

 

 

 

 

 

    4. Социокультурная  деятельность как самоуправляемый  процесс.

 

 

 

 

      Как и  культура, социокультурная деятельность  является саморазвивающейся системой.

      Степень  развития социокультурной системы  зависит от двух важнейших  факторов: (оптимального по содержанию  и интенсивности) управления и  регулирования со стороны внешних  субъектов; уровня развитости  субъект – объектных отношений  внутри самой системы и её  институтов.

      Субъектом  культурной политики, как отмечалось, являются органы управления (федеральные,  региональные, районные) учреждения  культуры, кадры —  менеджеры,  специалисты культуры, работающие  в социокультурных органах и  учреждениях всех уровней.

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности