Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

      — невозможны  какие-либо единообразные, унифицированные  мировые модели культурного развития, ибо они игнорируют культурную  самобытность народов, угрожают  их национально-культурной идентичности  и по этой причине деформируются  или осознанно отвергаются ими;

      — сохранение  и использование культурного  наследия, создание условий для  приобщения всех граждан к  культурным ценностям или иной  культурной деятельности и условий  для свободной деятельности "творческих  работников" является такой же  областью ответственности любого  государства, как и обеспечение  достойных условий жизни, здравоохранение,  сохранение природной среды, национальная  безопасность.

      Культурную  политику следует понимать как  деятельность, в ходе которой  обеспечивается: прогнозирование и  проектирование основных тенденций  культурных процессов в обществе, создаются политические и экономические  условия для формирования и  развития саморегулирующихся и  саморазвивающихся культурных институтов  на основе творческой потребности  общественных организации и отдельных  личностей, государственных гарантий  защиты культуры от негативных  воздействий стихии рыночных  отношений, внедрение новых научных  технологий в культурную деятельность, создание системы гарантий участия  всего населения в культурных  процессах.

      Важной стороной  культурной политики является  система механизмов воплощения  и реализации ее целей и  задач. Центральной проблемой  здесь является принцип централизованного  управления культурой, когда преимущественно  ведомства, госаппарат выступают  в качестве субъекта культурной  политики. Неистребимый "отраслевой" принцип подходов к развитию  культуры разрушает основы культуры.

      В современной  модели культурной политики культура  представлена лишь через те  феномены, которые в сугубо административной  логике отнесены именно к культуре.

      Если культура  отнесена к "отрасли" культура, а образование - к "отрасли"  образование, то, следовательно,  образование не есть культура, поскольку относится к другому  министерству.

      По своей  сути существующая модель культурной  политики является нормативной,  она рассматривает культуру как  конечное, завершенное целое, как  культуру для достижения внешних  показательных целей.

      В ней  культура представлена суммой  обособленных строго по предметному  признаку целостностей: искусство,  филармония, клуб, библиотека, литература, парк, народное творчество, фольклор, самодеятельность и т.д.

      Следуя этому,  напрашивается логически естественное  желание бесконечно множить соответствующие  административные подразделения  управления. Что, кстати, и происходит, как на уровне смежных министерств,  так и в самом Министерстве  культуры в лице его главков  и отделов.

      В силу  этого бюрократическая модель  управления культурой представлена  организующими и контролирующими  функционерами, представляющими  культуру через функционирование  учреждений культуры.

      На самом  деле речь должна идти не  о прямом управлении творческими,  духовными процессами творцов,  деятелей культуры, создающих творения, культурные образцы и культурные  ценности, и процессами освоения  их личностью.

      Можно говорить  о тонкой специфической области  поддержки и создания необходимых  условий для духовной, творческой  деятельности, и об управлении  социально-культурной деятельностью,  где транслируются, тиражируются, реставрируются, развиваются духовные  и материальные основания культуры, иными словами, управление распространяется  на сектор социокультурного процесса, который включает в себя производство  и потребление.

      Таким образом,  исторический опыт развития отечественной  культуры учит, что основу культурной  политики составляют следующие  доминанты: культурная политика  как выражение социально-политической  системы любого общества, существует  как системный атрибут общегосударственной  политики; степень либерализма или  авторитарности культурной политики  подчинена уровню развития демократических  принципов и свобод в обществе; культурная политика имеет отработанные  типовые механизмы реализации  своих культурных приоритетов  и ценностей.

      Социально-ценностные  ориентиры культурной политики  государства формируются нормами,  ценностями и идеалами конкретного  общества; сущность культурной политики  государства заключается не столько  в финансировании учреждений  культуры, укреплении материальной  базы объектов культуры, сколько  в социальных ценностных ориентирах, готовности предоставить возможности  для культурного саморазвития  личности, развития общественных  движений и формирований в  сфере культуры.

 

 

 

 

    3. Виды социокультурного  менеджмента и профессиональная  компетентность менеджера.

 

      В структуру  социально-культурной сферы включаются  субъекты культуры, обеспечивающие  массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео,  прокат, музеи, библиотеки, парки,  учебные заведения и субъекты  искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные  промыслы и ремесла, художественные  коллективы, учебные заведения.

      В социально-культурной  сфере, таким образом, функционируют:

      – искусство  и профессиональное художественное  творчество и образование;

      – культурная  деятельность населения, массовое  народное творчество, просвещение  и самодеятельность;

      – материальное  производство средств культуры  и искусства.

      Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей  поддается своей дальнейшей градации  и выделению более узких и  конкретных типов организаций  и видов деятельности.

      Профессиональное  назначение менеджера социально  – культурной деятельности заключается  в осуществлении следующих функционально-должностных  видов деятельности: менеджера отделов  и комитетов культуры, менеджера-администратора  всех уровней, менеджера клубных  учреждений, парков культуры и  отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических  и молодёжных Центров, центров  социальной реабилитации, центров  физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных,  коммерческих, частных и других  учреждений социокультурного типа.

      Менеджер  социально-культурной деятельности  обладает высоким уровнем профессионализма  в области современного социокультурного  менеджмента, маркетинга, а также  имеет высокий уровень общей  культуры и эрудиции.

      В основе  профессиональной подготовки менеджеров  социально-культурной деятельности  лежит изучение таких дисциплин,  как: менеджмент, маркетинг, экономика,  финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные  технологии, мировая культура, культурное  наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия,  этикет, реклама, иностранные языки.

      В этих  условиях совершенно объективно  возникает потребность в подготовке  не только таких специалистов  управления, как менеджеры социально-культурной  деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций.  Подчеркнем, что речь идет не  о новых специальностях, а об  углубленной специализации в  указанных видах деятельности  уже выпускаемых кадров.

      Арт –  менеджмент.

      Деятельность  художника в искусстве раскрывается  в процессах непосредственного  взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

      Для того  чтобы заключить контракты на  гастроли, разовые выступления, обеспечить  рекламу, помещение, связи с  руководителями города и прессой  профессионального коллектива или  отдельного исполнителя, необходим  такой менеджер, который не только  разбирается в различных жанрах  искусства и творчества, но главное  умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того  чтобы, например, осуществить постановку  пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру  необходимо найти перевод пьесы,  арендовать сцену, составить расписание  репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт  с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику,  определить смету расходов, организовать  рекламу, найти спонсоров, распространить  билеты, организовать премьеру, сформировать  бюджет.

      Функции  менеджера, таким образом, обретают  следующую схему координации  по видам деятельности:

      1. Художественный  аспект: а) перевод, б) выбор  режиссера, в) выбор актеров,  г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка  театральной техники, е) организация  премьеры.

      2. Организационный  аспект: а) аренда помещения, б)  расписание репетиций, в) организационная  работа по распространению билетов

      3. Маркетинг:  а) организация рекламы, б) продажа  билетов.

      4. Финансовый  аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в)  поиск спонсоров.

      Многоаспектный  характер деятельности в данном  случае указывает на необходимость  использования не одного, а целой  группы арт-менеджеров в каждом  из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями  и мерой ответственности. В  целом же арт-менеджмент всей  антрепризы должен состоять из  следующих частей: администрация,  служба по обеспечению маркетинга  и финансирования, персонал и  обслуга, организация творческого  процесса.

      Координация  деятельности всего коллектива  арт-менеджеров определяется такими  факторами, как компетентность, высокий  художественный уровень, осознанность  миссии организации, умелое разделение  труда и ответственности, отсутствие  мелочной опеки, правильный выбор  приоритетов и умение учитывать  возникающие проблемы.

      Таким образом,  профессиональное назначение арт-менеджера  заключается в следующих видах  деятельности:

      — менеджера  (администратора, антрепренера, продюсера,  импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных  залов и концертных организаций,  кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката  музыкальных инструментов и сценических  костюмов, местных, региональных  и центральных каналов телевидения,  организаций книжной торговли  и издательств, спортивных и  игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец,  комитетов по культуре и искусству  регионов, отделов культуры городов  и районов страны;

      — менеджера  профессиональных и самодеятельных  творческих коллективов и отдельных  исполнителей, ансамблей и концертных  групп, включая театральные, студийные,  оркестровые и певческие, эстрадные  и цирковые коллективы, солистов  и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп,  реализующих проекты праздничных  массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты  социокультурного развития.

      Характер  деятельности арт-менеджера предопределяет  глубокое усвоение им фундаментальных  знаний истории и теории отечественной  и зарубежной культуры, творческого  наследия выдающихся мастеров  эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков  киноискусства, народного творчества, познание теории и практики  артистического менеджмента в  сфере шоу-бизнеса в стране  и за рубежом.

      Менеджмент  выставок и презентаций

      Деловая  активность, развитие маркетинговых  технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных  технологиях, обострение конкурентной  борьбы ускорили научный поиск,  разработку и широкое внедрение  в практику выставочной деятельности  и презентаций, деловых встреч  и приемов.

      Сегодня  можно говорить о выставках  и презентациях как о маркетинге  идей и продуктов (художественных, научных, социальных, политических) субъектов культуры, общественных  организаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ  и т.д.

      Выставки  и презентации обрели характер  социально-культурной деятельности, теории и практики функционирования  культуры и искусства общества  со зрелой рыночной экономикой.

      Менеджер  выставок и презентаций получает  специализацию по организации  и проведению международных, общероссийских, республиканских, краевых, областных,  городских выставок; организации  выставок-продаж, аукционов произведений  искусства, декоративно-прикладного  творчества, моделей одежды, печатной  книжной и журнальной продукции.

      Такой специалист  обеспечит проведение презентаций,  пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкурсов, тематических  искусствоведческих, музейных, театральных  смотров и показов.

      Специалист  в этой области владеет технологиями  менеджерской и маркетинговой  деятельности, навыками работы по  созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа,  разработки маршрутов движения  посетителей на выставке, работы  с дизайнерами и художниками,  подготовки каталогов, работы  с прессой, организации рекламы,  учета запросов посетителей, административной  и финансовой работы, оценки результатов  выставки и др.

      Дифференциация  социально-ролевых видов деятельности  в социокультурной сфере становится  неким инвариантом, присущим целой  группе людей, которые выполняют  качественно однородные или близкие  по содержанию функции.

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности