— невозможны
какие-либо единообразные, унифицированные
мировые модели культурного развития,
ибо они игнорируют культурную
самобытность народов, угрожают
их национально-культурной идентичности
и по этой причине деформируются
или осознанно отвергаются ими;
— сохранение
и использование культурного
наследия, создание условий для
приобщения всех граждан к
культурным ценностям или иной
культурной деятельности и условий
для свободной деятельности "творческих
работников" является такой же
областью ответственности любого
государства, как и обеспечение
достойных условий жизни, здравоохранение,
сохранение природной среды, национальная
безопасность.
Культурную
политику следует понимать как
деятельность, в ходе которой
обеспечивается: прогнозирование и
проектирование основных тенденций
культурных процессов в обществе,
создаются политические и экономические
условия для формирования и
развития саморегулирующихся и
саморазвивающихся культурных институтов
на основе творческой потребности
общественных организации и отдельных
личностей, государственных гарантий
защиты культуры от негативных
воздействий стихии рыночных
отношений, внедрение новых научных
технологий в культурную деятельность,
создание системы гарантий участия
всего населения в культурных
процессах.
Важной стороной
культурной политики является
система механизмов воплощения
и реализации ее целей и
задач. Центральной проблемой
здесь является принцип централизованного
управления культурой, когда преимущественно
ведомства, госаппарат выступают
в качестве субъекта культурной
политики. Неистребимый "отраслевой"
принцип подходов к развитию
культуры разрушает основы культуры.
В современной
модели культурной политики культура
представлена лишь через те
феномены, которые в сугубо административной
логике отнесены именно к культуре.
Если культура
отнесена к "отрасли" культура,
а образование - к "отрасли"
образование, то, следовательно,
образование не есть культура,
поскольку относится к другому
министерству.
По своей
сути существующая модель культурной
политики является нормативной,
она рассматривает культуру как
конечное, завершенное целое, как
культуру для достижения внешних
показательных целей.
В ней
культура представлена суммой
обособленных строго по предметному
признаку целостностей: искусство,
филармония, клуб, библиотека, литература,
парк, народное творчество, фольклор,
самодеятельность и т.д.
Следуя этому,
напрашивается логически естественное
желание бесконечно множить соответствующие
административные подразделения
управления. Что, кстати, и происходит,
как на уровне смежных министерств,
так и в самом Министерстве
культуры в лице его главков
и отделов.
В силу
этого бюрократическая модель
управления культурой представлена
организующими и контролирующими
функционерами, представляющими
культуру через функционирование
учреждений культуры.
На самом
деле речь должна идти не
о прямом управлении творческими,
духовными процессами творцов,
деятелей культуры, создающих творения,
культурные образцы и культурные
ценности, и процессами освоения
их личностью.
Можно говорить
о тонкой специфической области
поддержки и создания необходимых
условий для духовной, творческой
деятельности, и об управлении
социально-культурной деятельностью,
где транслируются, тиражируются,
реставрируются, развиваются духовные
и материальные основания культуры,
иными словами, управление распространяется
на сектор социокультурного процесса,
который включает в себя производство
и потребление.
Таким образом,
исторический опыт развития отечественной
культуры учит, что основу культурной
политики составляют следующие
доминанты: культурная политика
как выражение социально-политической
системы любого общества, существует
как системный атрибут общегосударственной
политики; степень либерализма или
авторитарности культурной политики
подчинена уровню развития демократических
принципов и свобод в обществе;
культурная политика имеет отработанные
типовые механизмы реализации
своих культурных приоритетов
и ценностей.
Социально-ценностные
ориентиры культурной политики
государства формируются нормами,
ценностями и идеалами конкретного
общества; сущность культурной политики
государства заключается не столько
в финансировании учреждений
культуры, укреплении материальной
базы объектов культуры, сколько
в социальных ценностных ориентирах,
готовности предоставить возможности
для культурного саморазвития
личности, развития общественных
движений и формирований в
сфере культуры.
3. Виды социокультурного
менеджмента и профессиональная
компетентность менеджера.
В структуру
социально-культурной сферы включаются
субъекты культуры, обеспечивающие
массовую культурную деятельность:
клубы, развлекательные учреждения,
детские учреждения, СМИ, кино, видео,
прокат, музеи, библиотеки, парки,
учебные заведения и субъекты
искусства: концертные залы, театры,
цирк, галереи и выставочные залы,
киностудии, народные художественные
промыслы и ремесла, художественные
коллективы, учебные заведения.
В социально-культурной
сфере, таким образом, функционируют:
– искусство
и профессиональное художественное
творчество и образование;
– культурная
деятельность населения, массовое
народное творчество, просвещение
и самодеятельность;
– материальное
производство средств культуры
и искусства.
Вполне очевидно,
что каждая из этих подотраслей
поддается своей дальнейшей градации
и выделению более узких и
конкретных типов организаций
и видов деятельности.
Профессиональное
назначение менеджера социально
– культурной деятельности заключается
в осуществлении следующих функционально-должностных
видов деятельности: менеджера отделов
и комитетов культуры, менеджера-администратора
всех уровней, менеджера клубных
учреждений, парков культуры и
отдыха, кинотеатров, центров досуга,
народного творчества, туристических
и молодёжных Центров, центров
социальной реабилитации, центров
физической культуры и спорта,
ночных клубов, казино, государственных,
коммерческих, частных и других
учреждений социокультурного типа.
Менеджер
социально-культурной деятельности
обладает высоким уровнем профессионализма
в области современного социокультурного
менеджмента, маркетинга, а также
имеет высокий уровень общей
культуры и эрудиции.
В основе
профессиональной подготовки менеджеров
социально-культурной деятельности
лежит изучение таких дисциплин,
как: менеджмент, маркетинг, экономика,
финансовая и хозяйственная деятельность,
предпринимательство, социально-культурные
технологии, мировая культура, культурное
наследие, литература, история искусств,
педагогика, психология, имиджелогия,
этикет, реклама, иностранные языки.
В этих
условиях совершенно объективно
возникает потребность в подготовке
не только таких специалистов
управления, как менеджеры социально-культурной
деятельности, но и арт-менеджеров,
менеджеров выставок и презентаций.
Подчеркнем, что речь идет не
о новых специальностях, а об
углубленной специализации в
указанных видах деятельности
уже выпускаемых кадров.
Арт –
менеджмент.
Деятельность
художника в искусстве раскрывается
в процессах непосредственного
взаимодействия со зрителем, слушателем,
потребителем.
Для того
чтобы заключить контракты на
гастроли, разовые выступления, обеспечить
рекламу, помещение, связи с
руководителями города и прессой
профессионального коллектива или
отдельного исполнителя, необходим
такой менеджер, который не только
разбирается в различных жанрах
искусства и творчества, но главное
умеет реализовать их в обществе,
довести до зрителя. Для того
чтобы, например, осуществить постановку
пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру
необходимо найти перевод пьесы,
арендовать сцену, составить расписание
репетиций, скомплектовать труппу,
составить и подписать контракт
с режиссером, нанять художника-постановщика,
организовать театральную технику,
определить смету расходов, организовать
рекламу, найти спонсоров, распространить
билеты, организовать премьеру, сформировать
бюджет.
Функции
менеджера, таким образом, обретают
следующую схему координации
по видам деятельности:
1. Художественный
аспект: а) перевод, б) выбор
режиссера, в) выбор актеров,
г) выбор художника-постановщика,
д) приобретение костюмов, установка
театральной техники, е) организация
премьеры.
2. Организационный
аспект: а) аренда помещения, б)
расписание репетиций, в) организационная
работа по распространению билетов
3. Маркетинг:
а) организация рекламы, б) продажа
билетов.
4. Финансовый
аспект: а) определение сметы расходов,
б) формирование бюджета, в)
поиск спонсоров.
Многоаспектный
характер деятельности в данном
случае указывает на необходимость
использования не одного, а целой
группы арт-менеджеров в каждом
из четырех видов деятельности,
наделенных соответствующими полномочиями
и мерой ответственности. В
целом же арт-менеджмент всей
антрепризы должен состоять из
следующих частей: администрация,
служба по обеспечению маркетинга
и финансирования, персонал и
обслуга, организация творческого
процесса.
Координация
деятельности всего коллектива
арт-менеджеров определяется такими
факторами, как компетентность, высокий
художественный уровень, осознанность
миссии организации, умелое разделение
труда и ответственности, отсутствие
мелочной опеки, правильный выбор
приоритетов и умение учитывать
возникающие проблемы.
Таким образом,
профессиональное назначение арт-менеджера
заключается в следующих видах
деятельности:
— менеджера
(администратора, антрепренера, продюсера,
импресарио, промоутера, руководителя)
театров, театральных студий, концертных
залов и концертных организаций,
кинотеатров, кино и фотостудий,
студий видео-и аудиозаписи, проката
музыкальных инструментов и сценических
костюмов, местных, региональных
и центральных каналов телевидения,
организаций книжной торговли
и издательств, спортивных и
игровых комплексов, городских парков,
молодежных развлекательных комплексов,
клубных учреждений и, наконец,
комитетов по культуре и искусству
регионов, отделов культуры городов
и районов страны;
— менеджера
профессиональных и самодеятельных
творческих коллективов и отдельных
исполнителей, ансамблей и концертных
групп, включая театральные, студийные,
оркестровые и певческие, эстрадные
и цирковые коллективы, солистов
и исполнителей различных жанров;
временных и постоянных групп,
реализующих проекты праздничных
массовых культурных программ, фестивалей,
конкурсов, смотров, целевые проекты
социокультурного развития.
Характер
деятельности арт-менеджера предопределяет
глубокое усвоение им фундаментальных
знаний истории и теории отечественной
и зарубежной культуры, творческого
наследия выдающихся мастеров
эстрадного, театрального, музыкального,
изобразительного искусства, классиков
киноискусства, народного творчества,
познание теории и практики
артистического менеджмента в
сфере шоу-бизнеса в стране
и за рубежом.
Менеджмент
выставок и презентаций
Деловая
активность, развитие маркетинговых
технологий в сфере культуры,
революция в информации и информационных
технологиях, обострение конкурентной
борьбы ускорили научный поиск,
разработку и широкое внедрение
в практику выставочной деятельности
и презентаций, деловых встреч
и приемов.
Сегодня
можно говорить о выставках
и презентациях как о маркетинге
идей и продуктов (художественных,
научных, социальных, политических)
субъектов культуры, общественных
организаций, художников и исполнителей,
регионов, городов, мест, объектов, программ
и т.д.
Выставки
и презентации обрели характер
социально-культурной деятельности,
теории и практики функционирования
культуры и искусства общества
со зрелой рыночной экономикой.
Менеджер
выставок и презентаций получает
специализацию по организации
и проведению международных, общероссийских,
республиканских, краевых, областных,
городских выставок; организации
выставок-продаж, аукционов произведений
искусства, декоративно-прикладного
творчества, моделей одежды, печатной
книжной и журнальной продукции.
Такой специалист
обеспечит проведение презентаций,
пресс-конференций, культурных программ,
фестивалей, конкурсов, тематических
искусствоведческих, музейных, театральных
смотров и показов.
Специалист
в этой области владеет технологиями
менеджерской и маркетинговой
деятельности, навыками работы по
созданию экспозиционных проектов,
организации экспозиции, монтажа,
разработки маршрутов движения
посетителей на выставке, работы
с дизайнерами и художниками,
подготовки каталогов, работы
с прессой, организации рекламы,
учета запросов посетителей, административной
и финансовой работы, оценки результатов
выставки и др.
Дифференциация
социально-ролевых видов деятельности
в социокультурной сфере становится
неким инвариантом, присущим целой
группе людей, которые выполняют
качественно однородные или близкие
по содержанию функции.