Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

До настоящего времени  в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность  работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как  строить работу с детьми дошкольного  возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.

Каждая такая категория  требует хорошего знания её  психологических  особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.

Поэтому предполагается предварительная  подготовка и изучение их досуговых  интересов и ожиданий в социально  – культурной сфере, прежде чем вести  речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.

В последние годы в учреждениях  культуры появились специалисты  нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация  «социальный педагог»,  ведутся  узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов  в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять  спектр дифференцированных технологий в СКД.

В дифференцированных технологиях  основное внимание уделяется учёту  возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике  их интересов и увлечений.

Принимается во внимание также  вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.

Учитывая тот факт, что  происходит дифференциация населения  по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования,  можно предположить, что процесс образования новых  типов учреждений культуры будет  набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании  данного вида технологий.

 

 

       4. Средства, формы и методы  социально-культурной  деятельности как основные составляющие  технологического процесса.

      Рассматривая  технологию социально-культурной  деятельности, нельзя не остановиться  на основных методах, формах  и средствах, которые используются  в практике работы учреждений  культуры и досуга. Попытка проанализировать  сущность терминов, так или иначе  связанных с технологией социально-культурной  деятельности, позволила сформулировать  обозначаемые этими терминами  понятия.

средства социально-культурной деятельности

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов»  идейно-эмоционального воздействия, которые  используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

      В арсенале  работников социально-культурных  институтов имеются разнообразные  средства и способы воздействия  на человека. Как специалист широкого  профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные  интересы и потребности людей  различных профессий и возрастов,  а, во-вторых, разрабатывать инновационные  технологии, которые будут способствовать  более содержательному и развивающему  досугу населения. «Принципиальная  особенность такого специалиста  в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права,  теории управления и ряда других  общественно-значимых и весьма  престижных сегодня наук выступает  не как самоцель, а как существенное  средство реализации ведущей  метафизики социально-культурной  деятельности - приобщение человека  к достижениям мировой и отечественной  культуры, всемирное развитие его  творческого потенциала».

      К числу  основных средств социально-культурной  деятельности относятся: живое  слово, печать, радио, телевидение,  наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература  и художественная самодеятельность.

       Следует  отметить что все средства  между собой тесно   взаимосвязаны  и их выбирают с учетом определенного  объекта воздействия, т.е. дошкольники,  подростки, молодежь, студенты, пенсионеры  и т.д. К тому же, выбор средств  зависит от тематической направленности  мероприятия, проводимого организаторами  досуга (вечер вопросов и ответов,  «круглый стол», диспут, ток-шоу,  конкурсы, аукционы, конференции, брифинги  и т.д.).

      Для успешного  применения средств социально-культурной  деятельности в практике организатора  досуга исследователи советуют  соблюдать ряд требований и  правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия  должны соответствовать художественно-постановочным  задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или  иные средства воспитатель должен в  совершенстве владеть методикой  их применения, знать их слабые и  сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под  рукой и в полной исправности»

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы СКД делятся на  массовую, групповую и индивидуальную.

И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к  их подготовке и проведению:

-аудитория от 100 чел и  до неск тысяч

- актуальность и значимость  тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных  представлений и т.д.)

-сложность их подготовки

- сценарно – режиссёрская  разработка

- меры безопасности при  проведении ит.д.

Групповая форма работы

Количество ауд от 5 7 чел  и до 50

Особенности: камерность, возможность  обратной связи, личностного общения

Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.

Индивидуальная форма  работы.

Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства  и мысли.

Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие

Условие успеха: интерес и  желание помочь, любовь к людям

    Можете привести  пример  из своей практики, что  вам больше всего удаётся из  форм работы, кажется наиболее  интересным.

 

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Во взаимодействии  с такими понятиями, как средства  и формы, большое значение имеет  рассмотрение понятия «методы  социально-культурной деятельности».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или  практического осуществления чего-либо».

      Методы социально-культурной  деятельности применяются в работе  учреждений культуры и досуга  с целью эффективного использования  популярных у населения форм  и средств организации свободного  времени. Существует большое разнообразие  в подходе к классификации  педагогических методов. Для социально-культурной  деятельности представляет интерес  классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы     учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или  самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения  к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или  заключение, рассчитанное на некритическое  его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному  или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и  его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного  поведения и культурно-досуговой  деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами  и т.п.), материальное поощрение, (награждение  памятными подарками, сувенирами, призами  и т.п.), общественное порицание.

      Приведенная  классификация методов довольно  условна. В социально-культурных  институтах рассмотренные методы  чаще всего используются не  изолированно, а в тесном контакте  между собой и варьируются  в зависимости от основных  целей и задач, поставленных  перед организаторами досуга  и контингента посетителей.

      Таким образом,  анализ основных подходов к  изучению методов социально-культурной  деятельности позволил сформулировать  следующее  определение.

       Методами  социально-культурной деятельности  являются пути и способы воздействия  на аудиторию, при которых наиболее  полно достигаются намеченные  результаты.

      Изучение  форм, средств и методов социально-культурной  деятельности позволило нам прийти  к следующим выводам.

1.Современная технология  социально-культурной деятельности  характеризуется большим разнообразием  средств, форм и  методов  организации досуга.

2. Приоритет учреждений  культуры и досуга сегодня  направлен на развитие региональной  культурной политики и целенаправленную  поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации  обладают огромным педагогическим  и культурологическим потенциалом,  будучи воплощенными конкретными  методами и содержательными формами  социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

 

 

 

 

 

 

    5. ТЕХНОЛОГИИ

    ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  И ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  в социально – культурной сфере

    1.. Цели и задачи  информационно-просветительской работы.

    2.. Формы и методы  информационно-просветительской деятельности.

    3. Традиционные  методики информационно-просветительской  деятельности.

    4. Современные  информационно-просветительские технологии.

 

 

    Задачи и основные  направления информационно-просветительной  деятельности

 

 

    В современном  обществе все больше внимания  уделяется информационным процессам  и технологиям. Сегодня «информация» - один из основных способов  отражения внешнего мира с  помощью различных сигналов и  знаков. В системах различной  природы действия с информацией:  обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь,  вызывают к жизни такие понятия,  как «информационное пространство»,  «информационная культура», «информационная  этика. Можно сказать, что   сформировалась наука «информология»  — наука о процессах и задачах  передачи, распределения, обработки  и преобразования информации( в  конце 50-х годов XX века.)

    В настоящее  время мы живем в информационном  обществе, признаками которого являются:

    • возрастание  значения информации как стратегического  ресурса развития;

    • разнообразие  релаксаторских технологий (релаксация - расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);

    • увеличение  информационной емкости всех  сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;

    •    широкое  использование информационных технологий.

    Люди нуждаются  в оперативном информировании  о текущих событиях в контексте  реформ и должны иметь возможность  участия в обсуждении проблем  и оценках, в формировании обоснованного  общественного мнения, особенно  на местном уровне. В связи  с этим расширяются диапазон  информационного процесса, номенклатура  информационных услуг, появляются  экспресс-университеты, статистические  службы, каникулярные школы, консультационно-справочные  бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи  с руководителями акционерных  компаний и представителями мэрии,  районной, областной администрации,  организуются деловые и творческие  отчеты, конференции, дискуссии,  создаются и дискуссионные клубы.

    Основные направления  информационно-просветительной деятельности.

    Содержание социально-культурной  деятельности является и формой  интеграции основных направлений  информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как  на содержание социально-культурной  деятельности, так и на направления  информационно-просветительной деятельности  оказывают влияние социокультурная  ситуация в обществе и происходящие  процессы.

    Политическое просвещение  является одним из основных  и приоритетных в деятельности  учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное  привлечение населения страны  к государственной и общественной  жизни страны; на раскрытие общих  закономерностей внешней и внутренней  политики государства.

    Основными задачами  историко-кулыпурного направления  является привлечение населения  для участия в охране и освоении  историко-культурной и экологической  среды своего региона, а также  сохранение исторической памяти  народа и воспитание молодежи  на основе контакта с историей  и культурой.

    Экономическое  просвещение ставит своей задачей  развитие у населения гибкого  экономического мышления в сфере  производственных и внепроизводственных  отношений.

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности