Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:38, контрольная работа
В России с начала 90-х гг прошлого века проходит реализация радикальной экономической реформы, цель которой — переход от командно-административной экономики к социально-ориентированной рыночной модели. Возрастают требования к процессу управления государством в условиях рыночной экономики, так и к управленцам.
Введение 3
1. Особенности управления рыночными системами 4
2. Основные сферы государственного регулирования 5
3. Методы воздействия на хозяйствующие субъекты 8
Заключение 14
Список литературы 15
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Ф. ГОРБАЧЕВА»
в г. Междуреченске
Кафедра экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология управления»
на тему «Особенности управления рыночными системами»
Выполнил:
Проверил:
преподаватель
В России с начала 90-х гг прошлого века проходит реализация радикальной экономической реформы, цель которой — переход от командно-административной экономики к социально-ориентированной рыночной модели. Возрастают требования к процессу управления государством в условиях рыночной экономики, так и к управленцам. Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, и каждой из его сфер, будь то экономическая, социальная, культурная, и.т.д.
В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с ролью государства в рыночной экономике: в чём заключается смысл государственного управления рыночной экономикой? Каковы особенности рыночной системы? Как соединяется механизм государственного регулирования с механизмом рынка? Государство всегда выполняло определённые экономические функции. Оно законодательно устанавливало «общие правила игры», то есть систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка.
В этих условиях задачей современного управленца является, прежде всего, четкое понимание рыночных механизмов, и умение грамотно ими управлять, не мешая их естественной реализации. Рыночная экономика даже в развитых странах является достаточно хрупкой системой (как показал мировой финансовый кризис 2012 г.), а на стадии зарождения и формирования государству важно придерживаться простого принципа «не навреди».
В данной контрольной работе рассматриваются особенности управления рыночными системами: основные сферы государственного регулирования и методы управления ими.
Социально-экономические
В отличие от этого в условиях рыночной экономики принятие управленческих решений, планирование экономической деятельности осуществляется многими хозяйствующими субъектами, то есть децентрализовано, а согласование и координация хозяйственной деятельности происходит через рыночные механизмы. Однако это отнюдь не исключает целесообразности, более того, — необходимости государственного регулирования экономики.
Идея необходимости
Опыт передовых развитых стран с рыночной (смешанной) экономикой (США, Германия и другие страны Европейского Союза — ЕС) показывает, что роль государства и его вмешательство в экономические процессы постоянно усиливаются, особенно в тех сферах, где рыночный механизм без создания определенных условий не может функционировать нормально. Не подтверждается и мнение о том, что механизм рыночного саморегулирования экономики должен приводить по мере его развития к свертыванию функций государства и сокращению численности сотрудников государственных органов управления.
В странах с рыночной экономикой (как индустриальноразвитых так и развивающихся) используются следующие основные формы государственного регулирования: государственное предпринимательство; косвенное регулирование, посредством бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и внешнеэкономической политики; государственное регулирование и прогнозирование. [4, с.86]
Опыт стран с развитой рыночной экономикой убеждает, что государственное регулирование особенно необходимо в тех сферах экономической деятельности, в которой рыночный механизм чаще всего дает сбои и не обеспечивает требуемой эффективности. Основные из этих сфер таковы:
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие функции:
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики, они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупные статьи расхода – оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи – сюда относят различные виды пособий: по безработице, на ребенка, по нетрудоспособности и т.д.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в распределении доходов (например, в США налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг). [2, с.98]
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов (например, в США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в следующих формах:
Законодательная форма означает, что
принимаются специальные
Примером законодательной
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки. государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они бы не могли покрывать по рыночным ценам.
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, в частности препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и т.д.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех отраслях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или в которых требуются значительные вложения.
Среди прямых регуляторов важнейшими являются госзаказы, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Главным из них остается госзаказ, хотя в последние годы произошли значительные изменения. Прежде всего, в направлении развития контрактных, конкурсных методов в оформлении заказов продукции и услуг для государственных нужд, в снижении общих объемов госзаказа.
Система регулирования деятельности предприятия со стороны центральных и региональных органов управления во многом зависит не только от экономической среды, в которой функционируют предприятия, а также от особенностей строения организационных структур управления непосредственно на предприятии. [3, с.59]
В процессе становления системы регулирования рыночных отношений возрастающее значение приобретают объединения граждан и становление института социального партнерства. Здесь существенная роль принадлежит профсоюзам, различным ассоциациям, обществам и другим групповым структурам в разных сферах общественно-экономической и политической деятельности.
Информация о работе Особенности управления рыночными системами