Особенности управления рыночными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

В России с начала 90-х гг прошлого века проходит реализация радикальной экономической реформы, цель которой — переход от командно-административной экономики к социально-ориентированной рыночной модели. Возрастают требования к процессу управления государством в условиях рыночной экономики, так и к управленцам.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности управления рыночными системами 4
2. Основные сферы государственного регулирования 5
3. Методы воздействия на хозяйствующие субъекты 8
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контра.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Ф. ГОРБАЧЕВА»

в г. Междуреченске

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология управления»

на тему «Особенности управления рыночными системами»

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

преподаватель

 

 

Содержание

 

Введение

В России с начала 90-х гг прошлого века проходит реализация радикальной экономической реформы, цель которой — переход от командно-административной экономики к социально-ориентированной рыночной модели. Возрастают требования к процессу управления государством в условиях рыночной экономики, так и к управленцам. Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, и каждой из его сфер, будь то экономическая, социальная, культурная, и.т.д.

В связи с этим  возникает  ряд вопросов, связанных с ролью  государства в рыночной экономике: в чём заключается смысл государственного управления рыночной экономикой? Каковы особенности рыночной системы? Как соединяется механизм государственного регулирования с механизмом рынка? Государство всегда выполняло определённые экономические функции. Оно законодательно устанавливало «общие правила игры», то есть систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка.

В этих условиях задачей современного управленца является, прежде всего, четкое понимание рыночных механизмов, и  умение грамотно ими управлять, не мешая их естественной реализации. Рыночная экономика даже в развитых странах является достаточно хрупкой системой (как показал мировой финансовый кризис 2012 г.), а на стадии зарождения и формирования государству важно придерживаться простого принципа «не навреди».

В данной контрольной работе рассматриваются особенности управления рыночными системами: основные сферы государственного регулирования и методы управления ими.

    1. Особенности управления рыночными системами

Социально-экономические системы  отличаются друг от друга не тем, управляют  ли в них хозяйственной деятельностью или нет, а тем, как и каким образом осуществляется в них процесс управления. Координация и согласование целей, интересов и планов хозяйствующих субъектов может осуществляться централизованным путем, как это имело место в централизованно планируемой экономике СССР, где органы государственной власти разрабатывали не только стратегию экономического развития, но и генеральный детальный, притом строго контролируемый, план развития народного хозяйства, всех его отраслей.

В отличие от этого в условиях рыночной экономики принятие управленческих решений, планирование экономической деятельности осуществляется многими хозяйствующими субъектами, то есть децентрализовано, а согласование и координация хозяйственной деятельности происходит через рыночные механизмы. Однако это отнюдь не исключает целесообразности, более того, — необходимости государственного регулирования экономики.

Идея необходимости государственного регулирования была выдвинуты более 220 лет назад одним из классиков  политической экономии А. Смитом. Он считал, что основной увеличитель капиталистической рыночной экономики — эгоистические устремления предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность в соответствии с правилами конкуренции в сфере рыночной эффективности. Но такая ситуация, по его мнению, отнюдь не исключает регулирующей роли государства, особенно в обеспечении внутреннего порядка в стране, эффективного функционирования правовой системы, просвещения и здравоохранения, обороны страны. Он подчеркивал, что самой по себе «невидимой руки», т.е. рыночного механизма, недостаточно, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики. Поэтому «невидимая рука» рынка должна быть дополнена «видимой рукой» - государственным регулированием. Более чем два столетия успешного развития рыночных систем не только подтвердили правильность этой идеи, но доказали возрастающую значимость государственного регулирования экономики в рыночных системах в преддверии ХХ1 века.

Опыт передовых развитых стран  с рыночной (смешанной) экономикой (США, Германия и другие страны Европейского Союза — ЕС) показывает, что роль государства и его вмешательство в экономические процессы постоянно усиливаются, особенно в тех сферах, где рыночный механизм без создания определенных условий не может функционировать нормально. Не подтверждается и мнение о том, что механизм рыночного саморегулирования экономики должен приводить по мере его развития к свертыванию функций государства и сокращению численности сотрудников государственных органов управления.

В странах с рыночной экономикой (как индустриальноразвитых так и развивающихся) используются следующие основные формы государственного регулирования: государственное предпринимательство; косвенное регулирование, посредством бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и внешнеэкономической политики; государственное регулирование и прогнозирование. [4, с.86]

    1. Основные сферы государственного регулирования

Опыт стран с развитой рыночной экономикой убеждает, что государственное  регулирование особенно необходимо в тех сферах экономической деятельности, в которой рыночный механизм чаще всего дает сбои и не обеспечивает требуемой эффективности. Основные из этих сфер таковы:

  1. Поддержка конкуренции. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе. Накопление капитала ведет к его централизации. Несмотря на постоянное образование новых мелких и средних фирм, число крупных, определяющих ситуацию на рынках ведущих отраслей Экономики, постепенно сокращается, а их доля в выпуске продукции, занятости и инвестициях, возрастает. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства – конкуренция - подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой, скорее, тенденцию, развивающую медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции; контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ системы, т.е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах действуют законы по защите конкуренции от монополий: антитрестовский закон США, законы против ограничений конкуренции и против недобросовестной конкуренции в ФРГ.
  2. Обеспечение общеэкономической стабильности. Система рыночного хозяйства в силу специфики координации экономических решений и действий допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, сильные колебания конъюнктуры, возникновение отраслевых диспропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний. Рыночный механизм сам по себе с этой задачей не справляется. 
    Обеспечение общехозяйственной стабильности в целом означает, что государство несет ответственность за умеренный, но постоянный экономический рост, поддержание рациональной структуры народного хозяйства, устойчивость национальной валюты, нормальную занятость и внешнеэкономическое равновесие. Юридической основой государственной политики стабилизации в большинстве развитых стран с рыночной экономикой являются соответствующие законы, например, «Закон о стабильности и росте», принятый в ФРГ в 1967 г.
  3. Социальная обеспеченность. В современном обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, больных, детей, молодежи. Теоретически в условиях чистой рыночной экономики больные, старики, инвалиды, сироты могут вообще не получать никакого дохода, так как они ничего не могут предложить на рынке. Поэтому государство в целях обеспечения социального равновесия, а в конечном счете гарантирования социальной устойчивости общественно-экономического строя, обязано проводить политику перераспределения доходов. В большинстве стран под эту политику подведена юридическая база, составляющая в совокупности систему социального обеспечения.
  4. Обеспечение потребности в общественных благах. Существует целая категория благ, которые на первый взгляд являются свободно доступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для населения. Это — и внутренняя безопасность, функционирование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, учеба в школах и высших учебных заведениях, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям (не во всех странах). Совокупность всех этих необходимых для нормального жизнеобеспечения благ называется общественными благами. Они представляют собой в основном услуги, оказываемые государством в лице центральных и местных властей всем жителям страны и финансируемые за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды и прочих принудительных сборов. (Государство является собственником отдельных предприятий, предлагающих на рынке свои товары и услуги. Эти товары и услуги к общественными благам не относятся.)
  5. Обеспечение хозяйствующих субъектов информационными ресурсами. Для улучшения функционирования рыночной системы государство должно обеспечивать ее достоверной, оперативной и общедоступной информацией. Дело в том, что в современной технонасыщенной хозяйственной, образовательной и иной деятельности возможность регулирования рыночных систем в очень большой, притом возрастающей, степени связана с использованием различных видов информационных продуктов, участвующих в рыночных процессах, в том числе в формировании рынков информационных услуг для решения проблемных ситуаций и снижения риска рыночного обмена. В условиях функционирования рыночной системы лицо, группа лиц или специальный орган, принимающие управленческое решение, разрешает возникающие проблемные ситуации, выступающие в виде комплекса альтернатив, используя для этого систему данных, информацию и знания. Все это в сложном взаимодействии создает информационные ресурсы для решения конкретной проблемной ситуации. [2, с.73-75]
    1. Методы воздействия на хозяйствующие субъекты

Роль государства в рыночной экономике проявляется через  следующие функции:

  1. Создание правовой основы для принятия управленческих решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественной продукции (например «закон о защите потребителя»). Для контроля за состоянием законов создаются специальные органы (налоговая служба).
  2. Стабилизация экономики. Правительство используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы.
  3. Социально- ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, транспорта, благоустройства городов, определяет расходы на оборону, внешнюю политику, формирует программы развития образования. здравоохранения.
  4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум з/платы, пенсии по старости, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д. [1, с.112]

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через:

  • свои расходы;
  • налогообложение;
  • регулирование;
  • государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики, они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупные статьи расхода – оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи – сюда относят различные виды пособий: по безработице, на ребенка, по нетрудоспособности и т.д.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в распределении доходов (например, в США налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг). [2, с.98]

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов (например, в США существует более 100 федеральных агентств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в следующих формах:

  • законодательной;
  • налоговой;
  • кредитной;
  • субвенционной.

Законодательная форма означает, что  принимаются специальные законодательные  акты обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Примером законодательной формы  государственного регулирования является антимонопольное законодательство (например, в США оно осуществляется с 1980 года с момента принятия «Закона Шермана» - он предполагает уголовную и гражданскую ответственность: штраф до 100 тыс. долларов с должностного лица и тюремное заключение до 3-х лет). [5, с.117]

Налоговая и кредитная формы  регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки. государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они бы не могли покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, в частности  препятствуют адекватному распределению  экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и т.д.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех отраслях, в  которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или в  которых требуются значительные вложения.

Среди прямых регуляторов важнейшими являются госзаказы, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Главным из них остается госзаказ, хотя в последние годы произошли значительные изменения. Прежде всего, в направлении развития контрактных, конкурсных методов в оформлении заказов продукции и услуг для государственных нужд, в снижении общих объемов госзаказа.

Система регулирования деятельности предприятия со стороны центральных  и региональных органов управления во многом зависит не только от экономической  среды, в которой функционируют предприятия, а также от особенностей строения организационных структур управления непосредственно на предприятии. [3, с.59]

В процессе становления системы  регулирования рыночных отношений  возрастающее значение приобретают  объединения граждан и становление института социального партнерства. Здесь существенная роль принадлежит профсоюзам, различным ассоциациям, обществам и другим групповым структурам в разных сферах общественно-экономической и политической деятельности.

Информация о работе Особенности управления рыночными системами