Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:15, реферат
Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Введение.…………………………………………………………………………. 3
1. Реформирование Российской системы пенсионного
Обеспечения. ……………………………………………………………………..5
2. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта ……8
3. Создание и размещение пенсионных резервов. …………………………15
Заключение. ………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………22
В концептуальном плане возможны два
различных подхода к
Первый основан на обязанности
каждого члена общества, наряду с
собственной ответственностью, участвовать
в основанном на принципах солидарности
коллективном страховании на случай
рисков, угрожающих человеку (безработицы,
старости, болезни, инвалидности). В
данном случае общество противостоит
рискам на основе законодательно оформленной
системы обязательного
Второй подход исходит из другой философии – только сам человек ответственен за формирование условий собственной жизни. Эта философия предполагает замену государственной пенсионной системы частными структурами обязательного накопления, построенными на принципе индивидуального финансирования пенсии самим работникам за счет процента заработной платы и инвестиционного дохода. Для ее обоснования приводятся следующие аргументы:
- пенсионная система, полностью
перешедшая на накопительную
основу, увеличивает совокупные
национальные накопления и
- воздействие конкуренции и
независимость от
- накопительная пенсионная
- система дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования накоплений.
Распределительная и накопительная системы имеют свои недостатки и преимущества, последние как той, так и другой не всегда бесспорны. Ни одну из систем нельзя однозначно признать эффективной в достижении основных целей пенсионной политики в современных условиях.
Выход был найден в диверсификации пенсионного обеспечения, в сочетании обеих моделей, в создании многоуровневой системы, включающей: 1) обязательную государственную систему с внутри- и межпоколенческим перераспределением. Ее цель – предотвращение и сокращение бедности среди пенсионеров; 2) обязательную накопительную систему, в которой пенсия зависит от средств, накопленных на индивидуальных счетах пенсионеров, и инвестиционных доходов. Она может быть централизованной и управляемой государством или представлять собой систему индивидуальных счетов, находящихся в частном управлении; 3) добровольное частное пенсионное страхование.
Многоуровневая система
Сегодня общепризнано, что многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. Именно этот путь выбрали многие страны при реформировании в 90-е годы своих пенсионных схем. ( Приложение 1).
К концу истекшего столетия лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную. В большинстве стран смешенные, многоуровневые системы включают и накопительные, и распределительные элементы. Ряд государств, совершенствуя свои распределительные схемы, ввели в них систему условно- накопительных счетов, обеспечив тем самым более тесную связь накопленных индивидам взносов и его пенсии в рамках старой системы.
В 90-е годы наиболее радикально реформировало
свои пенсионные системы большинства
стран латиноамериканского
Пенсионная система в Чили была
полностью основана на накоплении средств
на индивидуальных счетах работников
и капитализации взносов. Переход
к накопительной системе
Реформа активно развивалась, к 1992 г. Примерно 90-95% участников старой системы отказались от нее. Главным стимулом было повышение пенсии в среднем на 40-50% по сравнению со старой системой и сокращение размера страховых платежей с 19 до 10% (вместе со страхованием жизни и страхованием по инвалидности до 13%). Активы пенсионных фондов стали одним из стабильных источников накопления, способствовали развитию жилищного строительства и страхования, осуществлению ряда дорогостоящих проектов в сфере инфраструктуры.
Успехи чилийской пенсионной реформы во многом объяснялись не только удачными стратегическими решениями, но в решающей мере благоприятной для нее экономической и политической ситуацией в стране в 80-е годы. Государство накопило значительный профицит бюджета, благодаря экономическим реформам начался период стабильного роста. Жесткий авторитарный режим обеспечивал социально-политическую стабильность при обязательном участии всего работающего населения в новой системе (за исключением мелких предпринимателей, военнослужащих и др.) Параллельно с пенсионной реформой развивалась либерализация и формировался внутренний капитал. Это придало импульс развитию инфраструктуры финансовых рынков, способствовало появлению новых финансовых институтов и обусловило высокую доходность инвестиционных портфелей.
Одновременно выявились и
Учитывая вышеназванные
Латиноамериканские
Две общие черты латиноамериканских пенсионных преобразований
существенны для оценки российской пенсионной реформы . Одна – полное признание правительством пенсионных обязательств старой распределительной системы, государственные гарантии минимальной пенсии в случае банкротства частных пенсионных фондов, а также различные формы компенсаций работникам для смягчения трудностей и стимулирования перехода к новой системе. Например, в Чили правительство гарантирует выплату минимальной пенсии в размере примерно 20-25% средней заработной платы в стране, если накопленных средств недостаточно. В Уругвае стимулировался переход в накопительную схему среднедоходных слоев населения. Работники, разделившие свои взносы поровну между распределительной и накопительной схемами, получили от правительства субсидии (если их месячный доход был ниже 500 долл.). В Чили и Перу прямые компенсации имели форму единовременного повышения заработной платы, чтобы облегчить работнику последствия увеличения пенсионного взноса. В Боливии из средств, полученных от приватизации, создан специальный фонд, из которого каждый достигший к 1995 г. 21 года получит по достижении 65 лет специальную единовременную денежную сумму (свою долю приватизационных доходов).
Другая – усиление по мере распространения
реформ государственного регулирования
использования пенсионных средств.
Так, Аргентина и Мексика ввели
централизованный сбор пенсионных взносов.
В чилийской модели работодатели
аккумулируют взносы и переводят
их в выбранные работниками
Иной подход к реформированию пенсионных
систем демонстрируют развитые государства
европейского континента. Особенностями
данной группы стран являются, во-первых,
наличие сложившихся зрелых, охватывающих
все население, универсальных, распределительных
схем, дополняемых действующими, в
основном в частном секторе, добровольными
системами, основанными на коммерческом
страховании. Во-вторых, - необходимость
в силу специфики социально-
Теоретически существуют 4 пути предупреждения финансового кризиса крупных распределительных пенсионных схем:
- соответствие параметров таких
структурных характеристик
- системные реформы, в основном
путем развития накопительной
части (внутри или вне)
- более широкое финансовое
- макроэкономические
Большинство развитых государств в основном выбрало так называемый параметрический подход к пенсионным реформам , т.е. проведение корректирующих мер, которые меняют, иногда весьма существенно, характеристики действующей системы. Это не исключало,
естественно, использования и других подходов.
Рассмотрим более подробно шведский вариант пенсионной реформы , поскольку созданная в ходе российской реформы пенсионная схема по своей конструкции близка к реформируемой шведской. Шведский вариант лег в основу пенсионных реформ и в ряде других постсоциалистических стран.
Все виды пенсий в Швеции постепенно в течение 20 лет будут заменены единой системой пенсионного обеспечения по старости. Она организуется так, что становится самофинансируемой и нейтральной в смысле перераспределения доходов внутри и между поколениями, что является характерной чертой накопительных схем.
В новой системе пенсионные взносы
работников и работодателей, равные
18,5% фонда заработной платы, делятся
на две части: 16,5% используется для
финансирования выплачиваемых в
этом же году на распределительной
основе пенсий. Однако при этом вводится
персонифицированный учет взносов,
т.е. каждому застрахованному
Информация о работе Пенсионные реформы: отечественный опыт их проведения