Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа
Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации.
Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации. На сегодняшний день, одними из многих нерешенных проблем военно-социальной сферы, остаются наркомания, пьянство и неуставные взаимоотношения.
Причиной социально - деструктивного поведения военнослужащих является сложное взаимодействие внешних условий и внутренних факторов, то есть среды и личности. При этом военнослужащий, поступая, так или иначе, вступает во взаимодействие с окружающими обстоятельствами, воспринимая, оценивая их и действуя в соответствии с собственной шкалой ценностей, уровнем воспитания, другими личностными особенностями. Нередко он попадает в трудную жизненную ситуацию, жесткую зависимость от обстоятельств, довлеющих над ним и в значительной степени предопределяющих линию поведения, в том числе криминального.
Социальная работа помогает военнослужащим преодолеть кризис и изменяет условия, затрудняющие их положения. Она направлена на создание благоприятных условий, когда любой военнослужащий с отклонениями и проблемами может нормально, сохранять чувство собственного достоинства, максимально проявляя свои возможности. Она не просто поддерживает и помогает, она увеличивает степень самостоятельности военнослужащего, его способности контролировать свою жизнь.
Большая роль в разрешении социально-бытовых проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала принадлежит офицеру по социальной работе и профилактике правонарушений. Должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений была введена впервые за всю историю российских Вооруженных Сил в 1995 году.
Анализ изученных источников и литературы в работах Медведевой Г.П.,1 Тетерского С.В.,2 Фирсова М.В.,3 . Холостовой Е.И.,4 Зайнышева И.Г.,5 Ханжина Е.В.,6 доступно отражена сущность Вооруженных Сил Российской Федерации, отчетливо проанализирована специфика и содержание социальной работы с военнослужащими, в общем, определены методы работы с военнослужащими. В целях глубокого и всестороннего изучения выбранной темы, анализа проблемы выбора путей её решения, в процессе работы было изучено значительное количество статей в периодической печати. Тема военной социальной работы, в настоящее время, недостаточно изучается и обсуждается в научных кругах, а проблема проведения социальной работы с военнослужащими по-прежнему остается актуальной и нельзя оставлять её без внимания.
Цель дипломной работы изучение теории и опыта профилактирующей социальной работы с военнослужащими и разработка социального проекта, направленного на предупреждение их социально-деструктивного поведения.
Для реализации цели исследования определены следующие задачи:
- изучить и обобщить особенности социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- изучить практику решения проблемы социально-деструктивного поведения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- проанализировать деятельность по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковых частях;
- спроектировать меры, направленные
на профилактику социально-
Объектом дипломной работы является социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Предметом дипломной работы выступает социально-деструктивное поведение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и срочную службу.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой является: Конституция РФ, Уголовно – исполнительный кодекс РФ, Уголовно – процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 27.05.1998 №76 «О статусе военнослужащих», Приказ МО РФ от 06.07.95 №170 «О проведении общественной государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Приказ МО РФ от 3.07.95 № 235 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации »; Приказ МО РФ от 3.10.2005 № 205 «О системе работы должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Приказ МО РФ от 20.11.2006 № 710 «О мерах по совершенствованию изучения личного состава и индивидуальной воспитательной работы в войсках, органах и организациях пограничной службы».
Эмпирическая основа: текущий архив военной части г. Дальнереченска, журналы «Ориентир», «Пограничник», «Военное обозрение», «Парад», «Боевая вахта», «Компас», «Дальневосточный пограничник», «Граница», «Боевое братство» за 2005 – 2008гг собственные исследования и наблюдения автора.
Хронологические рамки дипломной работы: 2000 – 2008 гг.
Гипотеза исследования заключается в том, что если организация социальной работы будет недооцениваться в планах профилактики социально-деструктивного поведения военнослужащих, не иметь должного финансового, кадрового и методического обеспечения, то эффективность воспитательных усилий заместителя командира по воспитательной работе может быть низкой, усилится напряженность среди военнослужащих, и как следствие, рост преступлений и правонарушений.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработан проект «Служба помощи военнослужащим», создающий возможность для оптимизации решения задач профилактики социально-деструктивного поведения военнослужащих. Данный проект будет способствовать совершенствованию социальной работы с военнослужащими и может подлежать внедрению в войсковые части Вооруженных Сил Российской Федерации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Социальная помощь военнослужащим в системе военно- социальной работы.
Социальная защита военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ является предметом постоянной заботы государства, его органов в центре и на местах. Она реализуется на основе законов, принимаемых Государственной Думой, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и других нормативных актов.
Большой важности задачи
в военно-социальной сфере
Однако главная роль в проведении в Вооруженных Силах РФ государственной социальной политики, организации и осуществлении военно-социальной работы принадлежит органам военного управления, представляющим собой организационно-штатные коллективы, отдельные должностные лица, наделенные правами и обязанностями по руководству войсками (силами).
В управлении военно-социальной сферой главенствующее место занимает Министерство обороны Российской Федерации. Оно несет полную ответственность за все стороны жизни и деятельности армии и флота, обеспечивает правильное применение действующего законодательства в частях, учреждениях, учебных заведениях Вооруженных Сил. В приказах и директивах Министра обороны определяются основные задачи и направления развития социальной сферы Вооруженных Сил, организации и совершенствования военно-социальной деятельности.
Важнейшие функции в системе военно-социальной работы выполняют командиры (начальники) всех степеней. В соответствии с Уставом внутренней службы они обязаны проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, принимать меры к обеспечению их социальной защиты. Командиры (начальники) организуют материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обеспечивают полноту доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, принимают меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, постоянно заботятся об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдая при этом принципы социальной справедливости, создают условия для различных видов творчества личного состава, его культурного роста и отдыха. Командиры (начальники) направляют деятельность органов воспитательной работы, штабов и служб на решение социальных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
Непосредственными руководителями и организаторами военно-социальной работы являются органы воспитательной работы Вооруженных Сил. Их общая обязанность состоит в том, чтобы активно участвовать в реализации мер по социальной защите военнослужащих и членов их семей. В то же время каждый из этих органов имеет свое определенное предназначение в социальной сфере, вытекающее из характера социальных задач, решаемых на том или ином уровне военной организации.[22, С.34]
Главное управление воспитательной работы осуществляет руководство военно-социальной деятельностью. Оно организует изучение, анализ и прогнозирование социальных процессов в войсках (силах), общественного мнения и настроений, морально-психологического состояния личного состава.
Управление воспитательной работы военного округа (группы войск, флота) участвует совместно с подразделениями юридической службы в изучении социальных процессов в воинских и трудовых коллективах, осуществляет меры в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, совместно с командирами, штабами и во взаимодействии с органами государственной власти в центре и на местах.
Отделение воспитательной работы соединения несет ответственность за социально-психологическую работу непосредственно в частях и подразделениях, за деятельность должностных лиц по изучению настроений, нужд, запросов личного состава, своевременному принятию совместно с командирами, штабами и во взаимодействии с органами власти на местах необходимых мер.[22, С.40]
Конкретные функциональные обязанности в области военно-социальной работы возложены на заместителя командира части по воспитательной работе. Он организует и проводит работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих и членов их семей. Свои функции, обязанности по организации и проведению военно-социальной работы воспитательные органы осуществляют в тесном взаимодействии с соответствующими штабами, совместно с ними решают многие проблемы социального характера. В поле их взаимодействия находятся такие важные вопросы, как доведение до личного состава приказов, директив, распоряжений и указаний вышестоящего командования, касающихся социальной сферы, планирования военно-социальной работы, согласование деятельности начальников родов войск и служб в военно-социальной области. Своеобразие социальной работы в армии и на флоте состоит в том, что в них нет специальных социальных служб, которые могли бы на местах осуществлять деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых и иных услуг военнослужащим, их семьям. Удовлетворение их насущных социальных потребностей во многом достигается с помощью служб тыла продовольственной, финансовой, вещевого снабжения, медицинского обеспечения.
Каждая из них включена в общую систему военно-социальной работы, своими силами и средствами вносит вклад в решение социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Видное место в военно-социальной работе занимают военные комиссариаты.
Условно можно выделить два их уровня: государственный и войсковой.
На государственном уровне определяющая роль принадлежит военно-социальным структурам, функционирующим в составе Главного управления воспитательной работы.
В штате этого органа имеется управление социально-психологической работы и воинской дисциплины, а в нем отдел военно-социальной работы. Отдел участвует в разработке законодательных и иных правовых актов органов государственной власти и управления, приказов и директив Министра обороны РФ по вопросам социальной защиты личного состава, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Он оказывает практическую помощь командованию, воспитательным органам в организации и проведении военно-социальной работы, внедряет в войсковую и флотскую практику передовой опыт решения военно-социальных проблем, выполняет ряд других задач социального характера.
Для практической реализации этих задач в отделе имеются соответствующие группы, каждой из которых определено свое направление профессиональной деятельности.
Некоторые военно-социальные подразделения имеются в других управленческих органах Министерства обороны РФ. Так, в Главном управлении кадров и военного образования имеется отдел, занимающийся вопросами организации и комплектования учебных центров по переподготовке военнослужащих, в Главном управлении военного бюджета и финансирования есть управление социального обеспечения.
Деятельность этих военно-социальных структур осуществляется в русле задач и функций тех управлений, в состав которых они входят.
На войсковом уровне функционируют профессиональные социальные структуры, находящиеся организационно в составе органов воспитательной работы.
В направлении воспитательной работы вида Вооруженных Сил имеется группа социально-психологической работы и профилактики правонарушений. В управлении воспитательной работы военного округа (группы войск, флота) есть отдел аналогичного названия, в составе которого группа социально-психологической работы. В структуре отдела воспитательной работы объединения также создана группа социально-психологической работы и профилактики правонарушений. В каждой из вышеназванных групп есть старший офицер по социально-психологической работе. В отделении воспитательной работы соединения имеется помощник начальника отделения по социальной работе, а в бригаде и полку офицер по социальной работе и профилактике правонарушений.