Перспективные направления деятельности по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковой части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации.

Файлы: 1 файл

диплом военнослужащие ИСПРАВЛЕННЫЙ 22 декабря.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Центральной фигурой в системе социальных структур армии и флота является военно-социальный работник. Особо важная роль принадлежит офицеру по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля) капитану 1 ранга.

По своему должностному предназначению он несет ответственность за состояние и организацию социальной работы в части (на корабле).

Важные задачи в военно-социальной сфере выполняют структуры и должностные лица, работающие с семьями военнослужащих. В решении военно-социальных задач немалая роль «принадлежит» общественным организациям, объединениям и иным, социально значимым институтам, создаваемым в Вооруженных Силах РФ. Видное место среди них занимают офицерские собрания, советы семей военнослужащих, профсоюзные организации.[59, С.13]

Офицерские собрания, советы семей военнослужащих, профессиональные союзы играют важную роль в социальной сфере войск. Реализуя свои социальные функции, они деятельно участвуют в решении социальных проблем военнослужащих и  членов их семей.

Органы военного управления, военно-социальные структуры и их должностные лица призваны налаживать и укреплять взаимодействие с территориальными, местными органами государственной власти и управления в социальной области.

К числу субъектов военно-социальной работы следует отнести также правоохранительные органы. Их роль в решении социальных проблем в Вооруженных Силах РФ исключительно велика. Основной функцией этих органов является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Таким образом, субъектами социальной работы в Вооруженных Силах РФ являются, прежде всего, командиры, штабы, воспитательные и иные органы военного управления. Особая роль принадлежит специально созданным военно-социальным структурам, призванным профессионально заниматься организацией и осуществлением социальной работы в армии и на флоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и цели профилактирующей социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

 

Социальная работа в Вооруженных Силах является особым видом деятельности и, как всякая другая деятельность, подчинена достижению определенных общественно-значимых целей. Правильное понимание этих целей имеет важное значение, поскольку они направляют деятельность социальных структур, координируют ход социальной работы, предопределяют ее содержание и способы, достижение поставленных целей.

Цели социальной работы многообразны. Они могут быть главными и второстепенными, конечными и промежуточными, перспективными и ближайшими. Содержание целей в каждом конкретном случае зависит от объективно существующих условий их реализации, наличествующих возможностей субъектов военно-социальной работы и применяемых средств для их достижения.

Главная цель военно-социальной работы состоит в том, чтобы создать социальные условия, в которых военнослужащие, могли бы эффективно решать возложенные на них обязанности. Под условиями понимается та материальная и духовная среда, обстановка, в которой протекают жизнь и деятельность военнослужащих. Создание таких условий предполагает решение целого ряда задач, важнейшими из которых являются:

  • своевременное и полное обеспечение военнослужащих положенными им по закону материальными благами, всеми видами довольствия;
  • четкая организация службы и быта всех категорий личного состава, предоставляющая необходимые возможности для профессиональной самореализации, повышения образовательного и культурного уровня, полноценного отдыха и нормальной семейной жизни;
  • строгое соблюдение в воинских коллективах принципа социальной справедливости, гарантированная защита каждого военнослужащего от грубости, произвола, унижения личного достоинства;
  • поддержание на должном уровне престижности воинского труда, всемерная защищенность его общественным мнением.

Эти и другие факторы в своей совокупности составляют комплекс важнейших условий, обеспечивающих достойную жизнь защитников Отечества, их благоприятное социальное самочувствие, высокую служебную активность. Наличие этих условий, с одной стороны, не ведет к порождению острых, социальных проблем в воинских коллективах, а с другой помогает военнослужащим самостоятельно справляться с возникающими трудностями социального характера.

Глубинная суть социальной работы заключается в удовлетворении социальных потребностей людей. Этот комплекс образуют, прежде всего, такие цели, как социальная защита, социальная помощь, социальная реабилитация и стабилизация. Сюда относятся также развитие в воинских коллективах духа гуманности, войскового товарищества, взаимного внимания и уважения, высокой требовательности, увеличение степени самостоятельности военнослужащих и членов их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, способности контролировать свою жизнь, более эффективно решать возникающие социальные проблемы, оказание материальной и иной помощи остро нуждающимся военнослужащим и их семьям и другие.[59, С.56]

Военно-социальная работа призвана не только удовлетворять потребности и интересы той или иной части военного социума, но и служить целям его упрочения и  развития.

Цели военно-социальной работы отражают ее конструктивный характер и многоплановое содержание. Они направлены на создание необходимых социальных условий для нормальной жизнедеятельности военнослужащих и  членов их семей, для решения трудных социальных задач, оказание помощи тем, кто не в состоянии сам справиться со своими трудностями.

Цели военно-социальной работы многогранны и многоплановы. Их практическая реализация является непременным условием создания в воинских коллективах стабильной социальной обстановки, эффективного выполнения каждым военнослужащим своего долга перед народом и Отечеством и, следовательно, представляет собой приоритетную сферу деятельности всех органов военного управления, структур военно-социальной работы, их должностных лиц.

Для реализации целей существуют методы, включающие систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Методы развиваются и совершенствуются вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника.

Можно выделить всеобщие (философские) общенаучные и частные методы.

Основой для классификации методов военно-социальной работы может служить мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности военнослужащего или воинского коллектива. Поскольку поведение военнослужащего, а тем более воинского коллектива под влиянием разнообразных мотивов, отличаются как направлениями, так и силой, следовательно, для достижения целей в социальной работе  необходимо одновременное использование различных по своей направленности способов воздействия командиров, офицеров воспитательных структур на личный состав.

Анализ практической деятельности командиров, органов воспитательной работы позволяет выделить также группы методов социальной  работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых командиры, офицеры воспитательных структур оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности военнослужащих.

Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и т.д.

Организационно-распорядительные методы ориентированы на такие мотивы поведения воинов, как осознанная необходимость воинской и общественной дисциплины, чувства долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия командиров и органов воспитательных структур.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку они опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно-правовые аспекты. Группа организационно-распорядительных методов, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными функционально-распорядительными методами являются регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, директивы, распоряжения, уставы, инструкции, штаты и т.д.).

Нормирование  это менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентировкой в деятельности командира, офицеров воспитательных структур (нормативы численности военнослужащих, временные нормативы и т.д.).

Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении социальной обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправильных действий военнослужащих, предостережении от возможных ошибок, советах по характеру действий и т.д.

В военно-социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи личному составу, направляемой на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам можно отнести подбор и расстановку кадров, контроль и проверку исполнения и т.д.

Широкое распространение в практике социальной работы в Вооруженных Силах получили психолого-педагогические методы.

 От командира, офицера воспитательных структур требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности воина.

А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности военнослужащего. Сюда относятся такие методы, как социологические исследования, наблюдения, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий службы и быта, расширение возможностей для привлечения творческого потенциала личности, исследование традиций социальной работы и др.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. С помощью убеждения достигается осмысление человеком научных знаний, социально-экономической ситуации и правовых норм. Воплощение методов социальной работы в практической деятельности командиров и органов воспитательных структур осуществляется по определенным направлениям.

В подразделении (командир подразделения, заместитель по воспитательной работе):

ежедневно:

  • изучение нужд, запросов военнослужащих, социально-правовых проблем в ходе боевой подготовки, несения караулов и внутренней службы;
  • контроль за доведением положенных норм довольствия (вещевого, продовольственного и др.);
  • индивидуальная работа с военнослужащими, нуждающимися в решении социальных проблем.

Еженедельно:

  • проведение информирования личного состава по доведению законов, нормативных актов Российской Федерации, определяющих права, льготы и обязанности военнослужащих, их социальную защиту;
  • организация и личное участие в проведении занятий в группах общественно-государственной подготовки по военно-социальным вопросам.   

 Ежемесячно:

  • обучение командиров (индивидуально-методические занятия), сержантского состава правовым основам служебной деятельности;
  • проведение вечеров вопросов и ответов по социально-бытовым проблемам;
  • обновление уголка правовых знаний, информации на стенде в комнате досуга личного состава.

В части (командир части, заместитель по воспитательной работе, офицер по социальной работе и профилактике правонарушений):

ежедневно:

  • подбор и доведение до личного состава принимаемых законов и других нормативно-правовых актов по военно-социальным вопросам (социальным вопросам);
  • изучение социальных нужд и запросов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, информирование о них командира полка (корабля 1 ранга), его заместителя по воспитательной работе;
  • индивидуальная работа с лицами, нуждающимися в решении возникших социальных проблем.

Еженедельно:

  • организация и проведение в одном из подразделений информирования личного состава по социальным проблемам, а также проведение мероприятий в часы воспитательной работы по разъяснению обязанностей, прав, льгот и ответственности военнослужащих;
  • проведение занятий в группе общественно-государственной, боевой подготовки по социальным и правовым вопросам;
  • изучение состояния военно-социальной работы в одном из подразделений, оказание практической помощи командиру в ее организации, профилактике и устранению причин правонарушений;
  • организация военно-социальной работы в одном из подразделений, обучение формам и методам этой работы офицеров подразделения;
  • оказание помощи командованию и штабу полка в подготовке приказов и распоряжений в области социальных проблем;
  • участие в подведении итогов воспитательной работы в одном из подразделений полка;
  • консультирование военных дознавателей части, инструктирование их в пределах компетенции о порядке действия.

Информация о работе Перспективные направления деятельности по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковой части