Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа
Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации.
- овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
- постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности;
- анализировать случаи «ухода в себя» или неадекватного поведения военнослужащих;
- наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;
- проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих.
В социальной защищенности нуждаются, прежде всего, военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.
Таким образом, следует отметить, что процессы, происходящие в войсках, требуют глубокого и всестороннего анализа, прогнозирования тенденций их развития. В настоящее время возникла необходимость в проведении работы в воинских коллективах в целях изжития фактов проявления социально-деструктивного поведения военнослужащих.
2.2. Нормативно-правовые основы профилактики
социально- деструктивного поведения военнослужащих
Руководящими документами в области профилактики социально-деструктивного поведения военнослужащих являются следующие:
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 13. 10. 1993 № 0100 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации»: определяет меры по предупреждению нарушений прав военнослужащих, нарушений воинской дисциплины, разработке планов работы с военнослужащими нарушающими порядок прохождения военной службы;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 05. 04.1997 № 440 «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих»: определяющий меры по организации работы по разъяснению военнослужащими особой опасности пьянства для безопасности и боевой готовности, его вреда личному здоровью и благополучию семей, разработку и внедрение системы совместной работы должностных лиц, органов воспитательной работы, учреждений культуры, медицинских служб, с привлечением органов военной прокуратуры и судов по разъяснению военнослужащим вреда пьянства и алкоголизма;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 03.11. 1998 № 166 «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации»: определяющий основные направления в деятельности каждого командира по предупреждению преступлений и происшествий, при разработке комплексных планов по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск, в которых предусмотрено взаимодействие штаба, органов воспитательной работы, медицинской службы, юридической службы;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 08.05. 1998 № 370 «О состоянии гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах Российской Федерации и мерах по дальнейшему совершенствованию их организации»: раскрывает состояние гарнизонной службы предназначенной для охраны и обороны гарнизонных объектов, поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах и в других общественных местах гарнизона, а также для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей, караульной службы предназначенной для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне, разработка мер по совершенствованию и организации несения гарнизонной и караульной служб;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 02.04.1999 № 017 «О фактах сокрытия преступлений, связанных с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и мерах по их недопущению»: регламентирует меру ответственности за сокрытие фактов проявления неуставных взаимоотношений, а также разработка и внедрение системы по недопущению нарушений воинской дисциплины;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 06.09 1999 № 262 «О гибели военнослужащих в результате нарушений уставных правил взаимоотношений и мерах по их предупреждению»: раскрывает состояние проблемы гибели военнослужащих, причины, определяет порядок и меры по их предупреждению;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 09.11.1999 № 345 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»: определяет меры материальной ответственности военнослужащих в случаях хищения государственного имущества, а также нанесения материального ущерба;
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 25.10.2000 № 105 «Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей, по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования»: определяет распорядок работы выездных заседаний военных судов их права и обязанности;
Директива Министра Обороны Российской Федерации от 17.06. 1999 № Д-019 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с уклонениями от военной службы в армии и на флоте»: определяет дополнительные меры борьбы с уклонениями от военной службы совместно с представителями органов внутренних дел, военных комиссариатов и сотрудников военных прокуратур;
Директива Министра Обороны Российской Федерации от 12.03. 1994 № Д-50 «О совершенствовании деятельности органов военного управления по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации»: раскрывает требования Министра Обороны, положения о необходимости совершенствования деятельности органов военного управления;
Директива Министра Обороны Российской Федерации от 11.04. 1995 № Д-010 «О мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Силах Российской Федерации»: определяет необходимость и указания по предупреждению нарушений неуставных взаимоотношений ;
Директива министра обороны Российской Федерации «О низкой эффективности работы командования соединений и воинских частей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и мерах по ее усилению» 1999 г. № 33;
Директива Министра Обороны Российской Федерации от 25.07. 1999 № Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации»: указывает на принятие мер по предупреждению преступлений, связанных с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ, выделив в отдельную проблему укрепление правопорядка, проведение комплексных мероприятий по профилактике наркомании;
Директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 29.04.1996. № ДГШ-8 «Об утверждении Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу»: определяет схему поведения, последовательность действий, порядок работы, ответственных лиц по розыску и задержанию военнослужащих.
Нормативно – правовая база, регулирующая профилактику социально-деструктивного поведения военнослужащих достаточно большая. Вышеперечисленные юридические документы являются важнейшими. Так как в них по существу отражаются все вопросы, которые очень актуальны в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3 ОПТИМИЗАЦИя сОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих
3.1 Перспективные направления деятельности по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковой части
Сейчас, общепризнанно, что социальным работникам принадлежит важнейшая роль в воспитании военнослужащих. Социальный работник, в первую очередь должен помочь военнослужащим осознать необходимость дисциплинированности на воинской службе. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с военнослужащими и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный диагноз криминального поведения того или иного лица затруднительно. Социальный работник может помочь военнослужащим проанализировать свои противоправные поступки и потребности. Социальный работник вместе с тем помогает военнослужащим изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами воинской службы, среди которых – частые проявления злоупотребления алкоголем, наркотиками. Во всех этих случаях, социальные работники приходят на помощь.
В воинской части г. Дальнереченска, важнейшую роль в воспитании и перевоспитании военнослужащих играет офицер по социальной работе и профилактике правонарушений среди военнослужащих (заместитель командира по воспитательной работе).
Работа по профилактике социально-деструктивного поведения с военнослужащими начинается с первого дня прибытия их в войсковую часть.
С прибытием молодого пополнения производится изучение документов и характеризующих материалов, психологическое обследование, индивидуальные беседы. Выявляется группа риска, а также имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Совместно с медслужбой принимается решение о проведении дополнительного медицинского обследования нуждающихся, консультаций у специалистов. Оказывается содействие в решении личных, семейных и др. волнующих молодых солдат вопросов. Выявляются военнослужащие, склонные к асоциальному поведению, нарушению воинской дисциплины. Составление по данным обследования и наблюдения, анализа документов,- первоначального психологического портрета на каждого молодого солдата, заполнение социально-психологической карты. Составление и доведение до командного состава частей и подразделений рекомендаций по индивидуальной работе с прибывшими военнослужащими.
Используются методики психологического тестирования: шкала ситуативной и личностной тревожности, методика «несуществующее животное», восьмицветовой тест Люшера. Вся эта работа проводится психологом дивизии, офицером по социальной работе и профилактике правонарушений, командным составом частей и подразделений, назначенный сержантский состав, врач части.
При необходимости
В программу таких занятий входят:
- беседы и лекции о сущности и содержании военной службы;
- в целях формирования психологии правосознания офицер по социальной работе осуществляет правовую подготовку военнослужащих, доводит конкретные примеры противоправных действий как с точки зрения законов и уставов, так и моральной и нравственной ответственности нарушителей правопорядка;
- в подразделениях проводятся мероприятия по развитию умения сопереживания и оказанию моральной поддержки, взаимопомощи сослуживцам, чувства активного неприятия неуставных взаимоотношений. Так, например, в День Части 18 августа прошел конкурс юмористических стенгазет (от каждого подразделения по 1 стенгазете) на тему: «Нет неуставным взаимоотношениям». Под профилактикой (предупреждением) правонарушений понимается система государственных и внутриармейских мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин, условий и факторов, способствующих совершению правонарушений, а также на пресечение готовящихся правонарушений. Основу внутриармейских мер составляют совокупность взаимосвязанных организационных и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы и военной юстиции, должностными лицами и армейской общественностью, обеспечивающих соблюдение личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов и приказов командиров (начальников). Профилактические меры классифицируются в зависимости от их цели, масштабов применения, а также времени осуществления.
По целям они делятся на два вида: общие и специальные. Общие меры связаны с решением стоящих перед Вооруженными Силами задач. Они направлены на обеспечение боевой готовности войск, укрепление законности и правопорядка, повышение уровня нравственного и правового воспитания, культуры взаимоотношений. Осуществление этих мер позволяет не только решать общие задачи, но и одновременно устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, формировать у военнослужащих качества, исключающие возможность совершения ими антиобщественных поступков.
Специальные меры в отличие от общих, направлены непосредственно на предупреждение конкретных видов правонарушений (хищение оружия и боеприпасов, уклонений от военной службы и т. д.).
Они осуществляются в связи с совершенными или готовящимися правонарушениями и выражаются в целенаправленной работе с правонарушителями, а также в устранении причин и условий, способствующих конкретным правонарушениям.
По масштабам предупредительные меры могут быть:
- общегосударственными (меры, применяемые в масштабах всей страны, например, об усилении борьбы с отдельными видами преступлений);
- ведомственными (меры, осуществляемые в масштабах Вооруженных Сил, например, приказы и директивы Министра обороны РФ по вопросам поддержания правопорядка и воинской дисциплины);
- региональными (меры, распространяемые
на воинские части и
- контингентными (меры, предназначенные для отдельных категорий военнослужащих: офицеров, сержантов, водителей и т. д.);
- индивидуальными (меры, адресованные отдельным лицам, отступающим от требований уставных норм).
- в целях профилактики алкоголизма и наркомании, выделяются в отдельную группу лица, которые по данным изучения злоупотребляли алкоголем, а также пробовали и употребляли наркотические и токсические вещества. В 2006 году из 30 военнослужащих – 15 чел. злоупотребляли алкоголем, 5 чел. злоупотребляли наркотиками и 1 чел. токсикоманил. По истечении 7 месяцев службы за вышеуказанными военнослужащими нарушений за ними замечено не было. Совместно с врачом части проводятся целенаправленные беседы о пагубном воздействии алкоголя, наркотиков и токсических веществ на человеческий организм, о последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками в условиях военной службы. В 2008 году в одном случае был явно выраженные признаки алкоголизма – военнослужащий был отправлен на обследование и лечение. Основу профилактики наркомании в подразделении составляет разъяснительная работа. Главным в ее содержании является показ того огромного вреда, который наносит организму и психике человека употребление наркотиков, пагубные социальные последствия этого пристрастия. Планируя подобные мероприятия, необходимо учитывать специфику аудитории и местные особенности. Работа по профилактики наркомании требует знаний и тщательной продуманности методики проведения любого мероприятия. Достаточно эффективным способом воздействия на сознание военнослужащих является доведение до них мер правового и административного воздействия за изготовление, хранение и распространение наркотических средств. Эти мероприятия целесообразно организовывать с привлечением юристов, работников правоохранительных органов. Для проведения разъяснительной работы социальный работник имеет в подразделении подборку литературы, газетных и журнальных статей по проблеме наркомании. Эту библиотечку он регулярно пополняет свежим материалом. Цель всей разъяснительной работы, это не только дать знания о губительных последствиях наркомании, но в первую очередь сформировать в подразделении здоровое общественное мнение. Практика показывает, что в подразделениях, где выполняется распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина, нет и случаев употребления наркотиков. Распорядок дня позволяет не только оптимально организовывать жизнь и служебную деятельность, но и осуществлять эффективный и постоянный контроль со стороны всех должностных категорий за личным составом, а значит своевременно выявлять и пресекать случаи употребления наркотиков. Под повседневным порядком понимается также строгий учет и постоянный контроль за хранением, выдачей и использованием медикаментов (в частности и промедола, который находится в индивидуальной аптечке), горюче-смазочных материалов, растворителей, лакокрасочных материалов, других токсичных веществ. Профилактика пьянства представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению, спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию лечения и психотерапии с алкоголиками, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего. Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, присутствия желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы. Применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. Важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, которая предполагает решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры воинских подразделений (разведение «теплых компаний», включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); включение лиц из «группы динамического наблюдения» в активную общественную деятельность, участие в культурно-массовых и иных мероприятиях; привлечение к социальной реабилитации алкоголика его семьи. Однако проведение профилактической работы по предупреждению пьянства и алкоголизма отличается низкой эффективностью. Можно выделить основные причины: