Перспективные направления деятельности по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковой части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации.

Файлы: 1 файл

диплом военнослужащие ИСПРАВЛЕННЫЙ 22 декабря.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 Ежемесячно:

  • проведение информирования офицерского состава, прапорщиков, членов их семей и гражданского персонала о законах и других нормативных актах Российской Федерации;
  • разработка учебно-методических материалов в помощь руководителям групп по общественно-государственной подготовке для проведения занятий по социально-правовым вопросам;
  • организация и участие в работе по разъяснению законов Российской Федерации и других нормативных актов; регламентирующих права, обязанности и социальные гарантии военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;
  • организация занятий в системе правовой подготовки личного состава, проведение мероприятий по формированию у него правовой культуры; 
  • обучение офицерского состава, прапорщиков и сержантов правовым основам их служебной деятельности в рамках проводимых в полку занятий со старшинами и командирами взводов, сборов сержантов, учебы Офицеров аппарата воспитательной работы;
  • участие в решении конкретных социально-правовых вопросов военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и реализации их предложений, заявлений и жалоб;
  • оказание методической помощи руководителям групп по общественно  государственной подготовке в проведении занятий, на которых рассматриваются проблемы военно-социальной работы.

          Ежеквартально:

  • совместно с командованием части организация проведения вечеров вопросов и ответов с личным составом. Участие в их проведении;
  • консультация председателей и членов внутри проверочных комиссий части по военно-социальным вопросам, помощь в выработке и реализации принимаемых решений;
  • организация мероприятий с личным составом с приглашением работников военной юстиции и военной прокуратуры;
  • подбор и анализ принимаемых государственно-правовых актов и информирование о них командование полка. Организация оформления уголков правовых знаний в подразделениях;
  • изучение и обобщение положительного опыта военно-социальной работы, ее влияния на морально-психологическую обстановку в части;
  • анализ соблюдения установленных прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, подготовка предложений заместителю командира полка по воспитательной работе;
  • оказание консультативной и методической помощи в организации работы и подготовке юридических обоснований решений офицерскому собранию полка, судам чести офицеров и прапорщиков;
  • оказание помощи профсоюзной организации, советам семей военнослужащих в реализации нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение социальной защищенности гражданского персонала части.

          Период обучения:

  • организация и участие в военно-социальной работе с молодым пополнением, в отборе кандидатов на контрактную службу;
  • планирование мероприятий по военно-социальной работе, правовому воспитанию в полку;

-    совершенствование методической базы военно-социальной работы. [11, С.7]

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений в своей практической деятельности использует разнообразный арсенал методов социальной работы.  Основными из них являются: диагностические, прогностические, правозащитные, организационные, предупредительно-профилактические, социально-медицинские, социально-педагогические, психологические социально-бытовые, коммуникативные.

Система методов применяется на основе уважения личного достоинства и гражданских прав каждого военнослужащего. Применение методов требует диалектического подхода, так как никакая система не может быть рекомендована как постоянная, а конкретна к данной военно-социальной ситуации.[32, С. 15]

Таким образом, современная система методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире.

Эффективность военно-социальной работы во многом определяется знанием командирами, офицерами воспитательных структур методов работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, умением их применять в своей повседневной деятельности с различными категориями личного состава.

 

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ опыт профилактики социально-деструктивного поведения военнослужащих

 

 

2.1 Практика решения проблемы социально-деструктивного поведения военнослужащих

 

 

В Вооруженных Силах Российской Федерации проблема социально-деструктивного поведения всегда существовала, и будет существовать. Неуставные взаимоотношения, злоупотребление наркотиками, суициды, злоупотребление алкоголем – на фоне этих явлений теряется облик нашей Российской армии и создается негативное впечатление о работе офицеров по социальной работе и профилактике правонарушений, психологов и командиров.

Решением этой актуальной проблемы «бича» Российской армии занимаются все – начиная от Министра Обороны и заканчивая сержантами войсковых частей. Но, несомненно, проведение самой ответственной, требующей огромного внимания работы в воинских частях возложено на офицера по социальной работе и профилактике правонарушений (заместитель командира по воспитательной работе) и психолога. Ведь воспитание военнослужащих - это единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития воинских коллективов осуществляемый в соответствии с требованиями, предъявляемыми к Вооруженным Силам.

Работа  офицера по социальной работе и профилактике правонарушений строится следующим образом:

- проведение диагностики фактов проявления социально-деструктивного поведения;

- проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса и др.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов позволяет в совокупности с методом наблюдения и другими методами выявить предрасположенность к проявлению социально-деструктивного поведения.

К документам, содержащим наиболее полную информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделении) и др.

Опрос военнослужащих — один из важнейших методов диагностики 
поведения военнослужащих. В интересах выявления военнослужащих, склонных к проявлению социально-деструктивного поведения, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

На основе информации, полученной в процессе опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению проявления социально-деструктивного поведения.

Можно выделить основные элементы работы по предотвращению проявления социально-деструктивного поведения:

- наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;

- последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействие между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;

- повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно решить данную проблему:

-  всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;

- правильное и равномерное распределение молодых воинов по подразделениям;

- знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей, а также должностных обязанностей своих подчиненных;

- тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение 100%-ного участия в них личного состава;

- повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение проявления социально-деструктивного поведения возможно при создании такого уклада воинской службы, который бы исключал возможность его проявления. Офицеры подразделений обязаны осуществлять повседневный контроль за выполнением распорядка дня, службы внутренних нарядов. Глумления и издевательства, употребление алкоголя и наркотиков происходят в вечернее и ночное время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений утратил свою роль и зачастую не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений. Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль за службой в суточном наряде, за равномерным распределении служебных нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, за организацией и проведением хозяйственных работ. Основные усилия должны быть сосредоточены там, где образовался значительный некомплект младших офицеров.

Для предупреждения проявления социально-деструктивного поведения среди военнослужащих необходимо:

- объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;

- не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта нарушений;

- вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих, употребление алкоголя и наркотиков. Исключить применение антипедагогических методов воспитания.

Целесообразно раз в квартал с офицерами и не реже одного раза в два месяца с сержантами проводить занятия по предупреждению и профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих.

В целях профилактики социально-деструктивного поведения командиру подразделения необходимо:

- организовать систематический анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;

- вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, требований Военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;

- проводить профилактические  занятия о здоровом образе  жизни;

- организовывать воспитательную работу на основе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;

- знать, как проявляются факты употребления алкоголя и наркотиков. Уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям;

- учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого негативного явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению употребления алкоголем и наркотиками.

Важно организовать постоянное изучение социального положения в коллективе подразделения.

Основой изучения социального положения  в воинском коллективе является индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;

- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава, для выявления наиболее склонных к суициду военнослужащих;

- учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и т. д.;

- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

- прогнозировать и предупреждать  ситуации употребления алкоголя;

- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего в целях формирования у него представления о вреде наркотиков.

В ходе изучения воинского коллектива необходимо:

-  анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением военнослужащих, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;

-  изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения конфликтных ситуаций, направленность агрессии военнослужащих;

Информация о работе Перспективные направления деятельности по профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих в войсковой части