Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:31, курсовая работа
Актуальность проблемы. Социально-экономические процессы, связанные с развитием рыночных отношений в Российской Федерации, затронули все слои общества. Проявляются они и в Вооруженных Силах. В настоящее время в военной сфере помимо военно-организационных вопросов, все большее значение приобретают социальные вопросы. Военно-социальная работа обеспечивает поддержку социально слабых слоев военнослужащих: инвалидов, многодетных семей, сирот, участников боевых действий, военнослужащих, не имеющих жилья, семей с одним кормильцем; проводит работу с «группой риска», алкоголиками, наркоманами и т.д., а также с военнослужащими социально благополучными, оказавшимися по воле случая в трудной ситуации.
Ежемесячно:
Ежеквартально:
Период обучения:
- совершенствование методической базы военно-социальной работы. [11, С.7]
Офицер по социальной работе и профилактике
правонарушений в своей практической деятельности использует
разнообразный арсенал методов социальной
работы. Основными из них являются:
диагностические, прогностические, правозащитные,
организационные, предупредительно-
Система методов применяется на основе уважения личного достоинства и гражданских прав каждого военнослужащего. Применение методов требует диалектического подхода, так как никакая система не может быть рекомендована как постоянная, а конкретна к данной военно-социальной ситуации.[32, С. 15]
Таким образом, современная система методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире.
Эффективность военно-социальной работы во многом определяется знанием командирами, офицерами воспитательных структур методов работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, умением их применять в своей повседневной деятельности с различными категориями личного состава.
2.1 Практика решения проблемы социально-деструктивного поведения военнослужащих
В Вооруженных Силах Российской Федерации проблема социально-деструктивного поведения всегда существовала, и будет существовать. Неуставные взаимоотношения, злоупотребление наркотиками, суициды, злоупотребление алкоголем – на фоне этих явлений теряется облик нашей Российской армии и создается негативное впечатление о работе офицеров по социальной работе и профилактике правонарушений, психологов и командиров.
Решением этой актуальной проблемы «бича» Российской армии занимаются все – начиная от Министра Обороны и заканчивая сержантами войсковых частей. Но, несомненно, проведение самой ответственной, требующей огромного внимания работы в воинских частях возложено на офицера по социальной работе и профилактике правонарушений (заместитель командира по воспитательной работе) и психолога. Ведь воспитание военнослужащих - это единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития воинских коллективов осуществляемый в соответствии с требованиями, предъявляемыми к Вооруженным Силам.
Работа офицера по социальной работе и профилактике правонарушений строится следующим образом:
- проведение диагностики фактов проявления социально-деструктивного поведения;
- проведение организационно-воспитательных и психолого-педагогических, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно-воспитательного процесса и быта в подразделениях.
В интересах диагностики поведения применяются методы: наблюдения, анализа документов, социологического опроса и др.
В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Такое наблюдение позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы в ходе прямых контактов с военнослужащими.
Анализ документов позволяет в совокупности с методом наблюдения и другими методами выявить предрасположенность к проявлению социально-деструктивного поведения.
К документам, содержащим наиболее полную информацию, относятся: автобиографии, характеристики на призывников, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделении) и др.
Опрос военнослужащих — один
из важнейших методов диагностики
поведения военнослужащих. В интересах
выявления военнослужащих, склонных к проявлению социально-деструктивного
поведения, необходимо опрашивать все
категории военнослужащих подразделения.
Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.
На основе информации, полученной в процессе опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению проявления социально-деструктивного поведения.
Можно выделить основные элементы работы по предотвращению проявления социально-деструктивного поведения:
- наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;
- последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействие между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;
- повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.
Условия, при которых можно решить данную проблему:
- всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;
- правильное и равномерное распределение молодых воинов по подразделениям;
- знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей, а также должностных обязанностей своих подчиненных;
- тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение 100%-ного участия в них личного состава;
- повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.
Предупреждение проявления социально-деструктивного поведения возможно при создании такого уклада воинской службы, который бы исключал возможность его проявления. Офицеры подразделений обязаны осуществлять повседневный контроль за выполнением распорядка дня, службы внутренних нарядов. Глумления и издевательства, употребление алкоголя и наркотиков происходят в вечернее и ночное время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений утратил свою роль и зачастую не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений. Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль за службой в суточном наряде, за равномерным распределении служебных нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, за организацией и проведением хозяйственных работ. Основные усилия должны быть сосредоточены там, где образовался значительный некомплект младших офицеров.
Для предупреждения проявления социально-деструктивного поведения среди военнослужащих необходимо:
- объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;
- не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта нарушений;
- вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижения достоинства военнослужащих, употребление алкоголя и наркотиков. Исключить применение антипедагогических методов воспитания.
Целесообразно раз в квартал с офицерами и не реже одного раза в два месяца с сержантами проводить занятия по предупреждению и профилактике социально-деструктивного поведения военнослужащих.
В целях профилактики социально-деструктивного поведения командиру подразделения необходимо:
- организовать систематический анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;
- вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, требований Военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;
- проводить профилактические занятия о здоровом образе жизни;
- организовывать воспитательную работу на основе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;
- знать, как проявляются факты употребления алкоголя и наркотиков. Уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям;
- учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого негативного явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению употребления алкоголем и наркотиками.
Важно организовать постоянное изучение социального положения в коллективе подразделения.
Основой изучения социального положения в воинском коллективе является индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.
Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:
- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава, для выявления наиболее склонных к суициду военнослужащих;
- учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и т. д.;
- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
- прогнозировать и предупреждать ситуации употребления алкоголя;
- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего в целях формирования у него представления о вреде наркотиков.
В ходе изучения воинского коллектива необходимо:
- анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением военнослужащих, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения конфликтных ситуаций, направленность агрессии военнослужащих;