Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Diplomchik.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

1.1.Социализация  как  социальное  явление

1.2.Семья  как фактор  социализации детей

1.3.Социализация детей в семье и без семьи

1.4.Понятие ответственного  родительства, виды  ответственности, основные  проблемы

          ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1.Об  исследовании

2.2Анализ результатов  исследования.

2.3.Эксперты  об ответственном  родительстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день в  России — защита прав и интересов  ребенка в семье.

В России ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без  попечения родителей, большинство  из них — дети у которых родители не выполняют свои обязанности по воспитанию.

В социологии проблема ответственности  в основном рассматривалась в  контексте филосовско-этического,педагогического,а  также конкретно-психологического анализа. Важной сферой проявления ответственности  является область семейных отношений,в частности ответственности родителей за воспитание детей. К проблеме родительства традиционно сохраняется интерес исследователей на протяжении длительного времени. При этом в отечественной и зарубежной социологии большое количество публикаций посвящено воспитанию детей, особенностям детско-родительских отношений, а к понятию«родительство»обращается лишь небольшая часть исследований.Таким образом,проблема родителсьтва,и особенно родительской ответственности,изучены недостаточно,что определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования :социализация детей как социальное  явление

Предмет исследования: родительская  ответственность.

Цель исследования: исследование родительской  ответственности и особенностей  воспитания детей.

Гипотезы:

родители  оказывают  влияние на  социализацию детей  и несут за них  ответственность;

существует взаимосвязь  между родительской  ответственностью  и особенностями воспитания  детей;

безответственность родителей  ведёт  за  собой безответветственность детей

Задачи  исследования:

1.Проанализировать научно-методическую  литературу  по проблеме  исследования.

2.Изучить  социализацию  как социальное  явление

3.Показать влияние  семьи  на воспитание детей

4.Рассмотреть понятие   ответственного  родителя и измерений  ответственного родительства,виды  ответственности за  воспитание  детей

5.Выявить проблемы  ответственного родительства,к   чему  ведёт безответственность

6.Узнать мнение  родителей  и детей об ответственном родительстве

7.Проанализировать результаты  исследования и сделать выводы

Интерпретация основных понятий:

Социализация-процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в

Семья-«группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.»(Энтони  Гидденс).

Родители-отец и мать ребёнка.Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия.

Ребёнок-человек в период детства.

Воспитание-целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Ответственность-определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.

Методы иссследования:анализ документов,анкетирование,опрос экспертов.

Работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрены теоретические вопросы, связанные с определением  понятия социализации и семьи как фактора воспитания  детей,понятие родительской  ответственности  с её  главными проблемами.

Во  второй части представлено исследование родительской ответственности,результаты  исследования и выводы.

В данной работе не рассматривается  ответственность в целом, как  направленность личности,исследование ограничивается одной из ее граней — ответственностью родителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

1.1.Социализация  детей  как социальное явление.

Социализация  как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Социализация  как социальное явление характеризуется  следующими основными чертами, выражающими его сущность:

а) Социализация возникла из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б) Социализация — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Она необходима потому, 
что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями.

в) Социализация на каждом этапе общественно-исторического развити по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.  В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г) Социализация детей осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате  вовлечения  их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед  собой  определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

Итак, общественное явление — социализация — необходима как способ обеспечения жизни общества и индивида; она осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

 

 

Социология рассматривает социализацию широко:

1. Проблемы социализации личности  в конкретном обществе и возможные  пути решения этих проблем. 

2. Специфика групп и институтов  общества, затронутых процессом  социализации, будь то «институт  брака» или любой коллектив:  от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие  привычки, передающиеся в процессе  социализации от одного поколения  к другому. 

В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, то есть приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации. Общество, в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. Социиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация.

Без социализации человек  не может существовать как член общества.- это высказывание принадлежит Т,Г,Грушевицкой. Грушевицкая убеждена в том , что  человек может стать полноценным  членом общества , только пройдя стадии социализации. Если же индивид не получил нужных навыков и знаний, то он становится ненужным обществу, не может найти применение своим силам.

Я полностью согласна с утверждением Грушевицкой. Человеку нужен определенный социальный опыт для нормального  существования в социуме.

Сталкиваясь с различными проблемами, человек использует знания полученные в процессе жизнедеятельности.

Обратимся к теоретическому обоснованию данной проблемы. Социализация- это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества. Он включает в себя передачу и овладение знаниями , навыками , умениями. В процессе социализацию у человека формируется определенные ценности и идеалы. Элементами социализации являются агенты и социальные институты. В социологии принято выделять два основных типа социализации – первичная, когда навыки усваиваются ребенком , и вторичная, когда происходит усвоение новых норм и ценностей взрослым. В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. В процессе трудовой стадии социализации происходит воздействие на социальную среду, человек воспроизводит те знания , тот опыт, который получил на предыдущих этапах. 

Процесс социализации проходит от рождения индивида и до смерти . Пропуская  какую либо стадию социализации, человек становится социально неразвитым и неполноценным. Так , не получив знаний и умений в учебных заведениях, люди часто не могут найти применение себе, они не могут никак активно повлиять на среду , становятся безработными.

Можно привести другой пример , в котором видно какова роль общества в процессе становления человека. В последнее время в СМИ появляются статьи, в которых пишут о детях маугли. В Чите было возбуждено уголовное дело в отношении родителей девочки-маугли Наташи Михайловой, которая, живя с родственниками, к пяти годам так и не научилась говорить, а ее «воспитанием» занимались домашние животные - кошки и собаки. В своем возрасте Наташа умела только гавкать и мяукать. На девочку обратили внимание соседи, пожаловавшиеся на условия содержания ребенка в милицию.В  итоге Наташа проходила реабилитацию в спец-интернате.

Таким образом , можно сделать вывод  о том , что социализация играет большую  роль в жизни как самого человека , так и общества в целом. Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления  и развития. Наибольшую известность  получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Мид.

По мнению Ч. Кули, каждый человек  строит свое "я", основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Человек имеет столько "социальных "я", сколько существует лиц и групп, мнение которых он учитывает. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Дополняющей и развивающей теорию "зеркального "я" стала концепция "обобщенного другого", разработанная ^ Дж. Мидом. "Обобщенный другой" обозначает у Мида анонимных "людей", "народ", "общество" как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании " обобщенного другого" — решающая фаза социализации.

По мнению Дж. Мида, сознательное "я" вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое "я" как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок  общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребенка другие сами контактировали с "обобщенным другим".

Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы