Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа
Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Можно предположить, что эволюция ценностей в данном направлении неизбежно приведет, как это уже случалось в прошлом в разных обществах и разных странах, к формированию особой культуры бедности, оправдывающей поведение, безусловно осуждаемое в других слоях населения.
Проблема лишения родительских прав
Лишение родительских прав
– исключительная мера семейно-правовой ответственности,
применяемая в случае невыполнения родительских
обязанностей и влекущая за собой серьезные
правовые последствия и для родителя,
и для ребенка.
Реализация этой меры возможна только
в судебном порядке, причем судебный процесс
проходит с обязательным участием прокурора
и органов опеки и попечительства.
Если
суд выносит решение о лишении родительских
прав, то родитель утрачивает все права,
основанные на факте родства с ребенком,
включая право на воспитание ребенка,
на истребование его от других лиц.
Однако при лишении родительских прав
родитель не освобождается от обязанности
содержать своего ребенка. За ними также
сохраняется обязанность нести расходы
на лечение ребенка, его обучение.
В
исковом заявлении о лишении родительских
прав должно быть указано основание для
применения такой меры. Таких оснований
всего шесть, и каждое из них должно быть
подтверждено неоспоримыми доказательствами.
Прежде всего, родитель может быть лишен родительских прав в том случае, если он уклоняется от выполнения родительских обязанностей. Под уклонением от выполнения родительских обязанностей понимается систематические невыполнение родительского долга, пренебрежение заботой о детях, в какой бы форме оно не выражалось. Эта мера применима, в том числе, к злостным неплательщикам алиментов, причем для подтверждения факта уклонения от уплаты алиментов совсем необязателен соответствующий приговор суда.
Родитель лишается родительских прав и тогда, когда он без уважительных причин отказывается взять своего ребенка из больницы, родильного дома, воспитательного учреждения, учреждения соцзащиты населения и других аналогичных учреждений.
К лишению родительских
прав ведет и злоупотребление
родителя своими родительскими правами.
Под этим подразумевается, что такой родитель
создает условия, затрудняющие или делающие
невозможным полноценное развитие ребенка;
приучает его к употреблению алкоголя
и наркотиков; использует ребенка при
совершении преступления.
Еще одно основание для лишения родительских
прав – это жестокое обращение с детьми,
заключающееся в физическом и психическом
насилии.
То есть родитель может быть лишен родительских прав как в том случае, если он бьет своего ребенка или причиняет ему физические страдания любым другим способом, так и в том случае, если он запугивает ребенка, угрожает ему и подавляет всякую его волю.Родительских прав лишаются также хронические алкоголики и наркоманы.
Важно, чтобы при подаче искового заявления алкоголизм или наркомания родителя подтверждались соответствующим медицинским заключением. Родитель может быть лишен родительских прав по данному основанию независимо от того, был или не был он признан судом ограниченно дееспособным.
Наконец, родитель лишается родительских прав, если он совершил умышленное преступление как против жизни и здоровья ребенка, так и против жизни и здоровья супруга. В таком случае к иску следует прилагать соответствующий судебный приговор, который подтверждал бы совершенное преступление.
Исковое заявление о лишении родительских прав может быть подан одним из родителей или лицом, их заменяющим. Кроме того, такой иск могут подать прокурор, а также представители органов или организаций, исполняющих обязанности по охране прав несовершеннолетних. Наряду с указанием на основания для такой суровой меры ответственности, в заявлении должны содержаться сведения истце, ответчике и ребенке ответчика.
Безответственность детей формируют их родители. Формируют по-разному. Иногда опекая, укрывая и защищая от трудностей и бурь житейских. Иногда наказывая и подавляя, в результате чего у ребенка формируется безучастие, равнодушие и озлобленность по отношению к взрослым и их взрослому миру. Но чаще всего формируют просто проживая в присутствии детей обычной взрослой безответственной жизнью. Поэтому лучшим семейным педагогом может быть жизнь родителей, а не их наставления и слова.
Безответственные юноши и девушки ищут наименее ответственную работу, но, как правило, хорошо оплачиваемую. Если же при высокооплачиваемой работе приходится за что-то отвечать: то ли за людей, то ли за имущество, то ли за высокое качество работы, то ли за то, чтобы в конце рабочего дня можно было увидеть хоть какие-то результаты их деятельности, безответственные кандидаты, как правило, уклоняются.
Для людей, воспитанных гиперопекающими родителями, ответственность — вещь ужасная, они бегут, как только узнают или услышат о ней.
Каждый родитель, любящий свое дитя, сталкивается по существу с одной и той же проблемой: «Как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах, чтобы могли найти свое место в этом мире и обрели навык принимать правильные решения?». Родители должны подготовить своих детей так, чтобы они могли спокойно перейти от потребности в постоянной родительской опеке к умению самостоятельно контролировать свои поступки. Нельзя не признать, что в этом немыслимо сложном переменчивом мире только ответственные дети смогут в будущем справляться с проблемами, которые ставит жизнь.
Искушение сделать неправильный выбор встает перед современными детьми буквально на каждом шагу. Наркотики, ранняя сексуальная жизнь, алкоголь, всякого рода лихачества — вот множество стрессовых ситуаций, соблазнов взрослой жизни, с которыми они встречаются ежедневно. Почему многие дети, столкнувшись с необходимостью самостоятельно принимать жизненные решения, делают неверный выбор? Некоторые родители считают, что все проблемы можно решить периодическим повторением ребенку слов: «Нужно отвечать за свои поступки»...
К сожалению, многие дети входят в рискованный переходный возраст, не имея ни малейшего понятия о том, как принимать решения. Они постоянно твердят, что лучше знают как поступить и... пробуют наркотики. Они игнорируют советы родителей и других взрослых и вступают в добрачные половые отношения. Почему же молодые люди совершают подобные поступки, ведущие к саморазрушению? Трагедия в том, что многие их деяния, с нашей точки зрения, неразумные и безнравственные, — результат первого, так поздно принятого самостоятельного решения. В детстве за них все решали родители, желающие своим детям «только добра».
Родители должны понимать, что умение сделать правильный выбор сродни любому другому делу — этому нужно учиться. Родители, со всей серьезностью и ответственностью относящиеся к своим обязанностям, стараются прежде всего воспитать в детях ответственность, умение принимающих жизненно важные решения, способность в любом возрасте мыслить как зрелые и разумные люди.
Родители-«спасатели», как и родители-«жандармы», воспитывают в детях безответственное отношение к жизни. Родители-«спасатели» полагают, что любить — значит превратить своих детей в центр вселенной. Они кружатся над ребеночком, бросаются ему на помощь, как только с ним случится малейшая неприятность, носят ему в школу завтраки, постоянно оправдывают его объяснительными записками, освобождают от занятий, делают за него домашние задания. Они постоянно выручают своего юного отпрыска из беды. Дня не проходит, чтобы они не уберегли его от чего-то. Они думают, что облегчают жизнь своим деткам, но эти детки оказываются неприспособленными к сюрпризам, уготованным реальностью, так как их лишили возможности приобрести необходимый опыт. И все это было сделано якобы «во имя любви»!
Родители-«спасатели» в своих глазах, конечно же, выглядят образцовыми мамами и папами. Они чувствуют себя не в своей тарелке, если не вмешаются в ситуацию. Но взрослый мир устроен по-другому. В нем некому будет каждый раз вытаскивать из очередной неприятности, и рано или поздно дети столкнутся в своей жизни с ситуацией, из которой их некому будет спасти. По вине родителей, не давших им права на ссадины на коленках, они окажутся на грани душевного и даже материального банкротства.
Другая позиция в воспитании безответственности — это родители-«жандармы», которые постоянно твердят, что и как надо делать. Речь родителей-«жандармов» изобилует всяческими «Нельзя!» и выражениями типа «Я же сказал!». Их власть безгранична. Они во что бы то ни стало добиваются исполнения своих приказаний. Они знают, с какими мальчиками и девочками можно, а с какими нельзя дружить их любимому чаду. Когда же их детям предоставляется случай думать и решать самим, они, к ужасу и разочарованию своих родителей, принимают совершенно неразумные решения. Информация, поступающая от родителя-«жандарма», состоит в следующем: «Ты не способен решать сам, потому я буду делать это за тебя».
Если мы, родители, даем детям свободу и если мы принимаем их поступки как вехи обучения жизни, то на этом пути они, делая свой выбор, могут совершить и то, чего мы, возможно, не одобрим. Но по мере того, как дети подрастают, они должны самостоятельно испытывать опыт поражений и побед, научаться нести ответственность за свои детские решения, пусть даже и неправильные. Многие родители, сами того не осознавая, лишают ребенка возможности обучиться умению принимать решения и нести за них ответ.
Глава 2. Социологическое исследование родительской ответственности
2.1.Об исследовании
Что такое ответственные родители? Что такое счастливая семья в вашем представлении? Наверняка многие скажут, что настоящая семья — полноценная семья, живущая в достатке, в которой воспитывается двое ребятишек. Такая идиллическая картина предстает в массовом сознании простых граждан. Но насколько сегодня родители являются ответственными, что вкладывают они в это понятие? Я решила узнать это и провела социологическое исследование. Исследование проводилось на базе школы «Дидакт»216 г.Заречного в феврале-марте 2013 года в виде анонимного анкетирования учащихся (в групповой форме).В исследовании приняли участие 188 родителей, из них 140 матерей и 48 отцов. Возраст большинства опрошенных составляет 25-35 лет, воспитывающих детей дошкольного и школьного возраста.
В процедуру исследования были включены:
Анкета «Ответственность», направленная на выявление уровня развития ответственности родителей.
Анкетирование проходило следующим образом: каждому классу родителей зачитывались вопросы из анонимной анкеты (текст анкеты см. ниже), и они тут же должны были отвечать на вопросы. Никакой предварительной подготовки проведено не было, родители не были подготовлены к анкетированию.
Результаты
подверглись качественному и
количественному анализу с
2.2.Анализ результатов анкетирования
Итак, относят ли себя опрошенные категории ответственных родителей или чувствуют пробелы в своих действиях относительно воспитания ребенка?
В результате обобщения получилось, что большинство родителей склонны считать, что «ответственное родительство»-это любовь и взаимопонимание (46%). То, что ответственность за здоровье и воспитание ребенка — это главное, считают 29%. 13% респондентов уверены, что ответственность — это обеспечение ребенка всем необходимым, 10% респондентов ответили, что это участие и помощь, 6% — общение и взаимодействие, 5% — знание обо всем, что происходит с ребенком.
Рис.1.Что для Вас ответственное родительство?
Выходит, что главным для ответственного родителя, по мнению опрошенных, является любовь к ребенку, забота о нем, о его духовном и физическом развитии. Не стоит путать понятия ответственного родительства и добрых, любящих, заботливых родителей. Так как «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком, к примеру, родитель, будучи расположенным к ребенку, предоставляет ему слишком много самостоятельности. В категорию же заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Однако ответственный родитель — это тот, кто прежде всего использует сбалансированность разных сторон воспитания. А именно ответственный родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, в том числе эмоционально настраиваясь на детскую волну. Ответственный родитель готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Такое эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях. Важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности: что такое жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет, таким образом, ответственный родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами — опыт, которого у ребенка нет.
Смысл ответственного родительства — во взаимоотношениях, в том чтобы «быть» с ребенком, а не «делать» что-то с ним. Вот что делает работу родителя стоящей и приятной.
А теперь обратимся снова к цифрам. Являетесь ли вы ответственным родителем? Более половины опрошенных, независимо от пола и возраста, считают себя полностью ответственными родителями (55%). 45% испытывают трудности в воспитании своих детей.
Рис.2.Являетесь ли Вы ответственным родителем?
Что способствует безответственности родителей?И судя по результатам опроса, 48% считают, что это алкоголизм и наркомания, 23% считают, что безответственности способствует кризис семейных ценностей в стране. Далее, 15% респондентов назвали отсутствие положительного семейного опыта в родительской семье, 14% — недостаточные меры наказания безответственных родителей. Видно, что респонденты понимают и выносят на первый план самые важные и актуальные проблемы в обществе.
Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы