Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа
Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Позволю предположить, что
ущербная культура безответственного
родительства может воспроизводиться
благодаря государственным
В этой группе чаще поощряется разумный рациональный подход к рождению детей: дети появляются только тогда, когда семья материально и психологически готова взять на себя подобную ответственность. Дети чаще рассматриваются как инвестиционный проект, который должен быть реализован независимо от того, как развиваются отношения между родителями. Симптоматично, что «обеспеченные» отцы чаще, чем отцы из группы бедных, продолжают помогать детям даже тогда, когда уходят из семьи, чаще встречаются с ними, поддерживают отношения заинтересованного диалога. Подобная система ценностей имеет свои недостатки, среди которых малодетность и поздняя рождаемость. Как показало исследование, в некоторых случаях в так называемую группу риска все чаще попадают мигранты, приезжающие в большие города на заработки или постоянное место жительства.
Значительную часть этой группы составляют молодые женщины, не имеющие в городе постоянного жилья, а также дохода, позволяющего адекватно содержать ребенка. В этой группе шире, чем в других, распространен феномен отказа от ребенка, оставление новорожденного ребенка в детском доме на попечение государства. Данная проблема, как и многие другие детские проблемы, не имеет полноценного решения. Необходимо разработать систему мер воздействия на подобных матерей одиночек, включая меры принуждения к родительству и меры помощи молодым одиноким матерям. Одним из способов смягчить остроту проблемы может стать создание системы яслей и интернатов полного содержания, где мать могла бы навещать своего ребенка, участвовать в его воспитании. По прошествии времени, укрепив свое материальное положение, определившись с жильем, она могла бы иметь возможность забрать ребенка домой.
Проблема развода и оставленных детей не имеет решения, которое можно было бы рассматривать как безоговорочно удачное. В любом случае развод имеет следствием отдаление отца, уходящего из семьи, или матери, оставившей ребенка на попечение отца, от ребенка, полное или частичное забвение его интересов. Степень отдаления может быть разной в разных социальных группах. «Обеспеченные» родители, к примеру, чаще продолжают контакты с ребенком и чаще участвуют в его воспитании, чем респонденты, принадлежащие к «бедному» слою населения. Эксперты и родители отмечают, что в подобных обстоятельствах рассчитывать на меры силового принуждения или карательного воздействия не приходится.
Безответственный родитель всегда найдет вариант, при котором ему не приходится нести ответственность за ребенка, расходовать средства на его воспитание. В современном обществе возможности контроля за подобными родителями крайне невелики: большая часть родителей заняты в частных структурах, имеющих «черные» и «серые» кассы, широко использующих разнообразные способы «оптимизации» налогообложения. Это означает, что очень многое в поведение «уходящего» родителя (чаще всего отца) зависит от его этики, от норм, которые он считает для себя приемлемыми.
Формирование норм поведения, согласующихся с интересами ребенка, необходимо начинать уже в детстве, используя для этого весь арсенал воздействия, имеющийся в распоряжении семьи, общества и государства.
Вопрос о лишении родительских прав не должен ставиться в альтернативном ключе: либо лишение родительских прав, либо оставление ребенка без всякого попечения и заботы. Между этими двумя состояниями должно быть промежуточное пространство правоприменения. Можно, например, ограничивать безответственных родителей в правах, ставить их под наблюдение правоохранительных органов или органов опеки, принудительно лечить их от алкоголизма или наркомании в тех случаях, когда это необходимо.
Можно принимать дополнительные меры для защиты детей, например, запретить их появление на улице после 22.00, но нельзя насильственно стерилизовать безответственных родителей. Можно жестко наказывать педофилов вплоть до наказания в форме пожизненного заключения, но нельзя лишать родителей прав только на том основании, что они страдают психическими заболеваниями. не должны сами по себе приводить к ухудшению положения детей, благу которых они должны служить.
Медийная политика, пропагандирующая ответственное родительство, должна быть дифференцированной. Она должна рассматривать отцов и матерей как разные целевые группы, реализующие в родительстве разные комплексы интересов и ценностей. Особое внимание должно быть уделено воздействию на неблагополучные слои населения. Именно в этих слоях накапливаются те проблемы, разрешение которых, хотя бы частичное, является целью государственной политики в информационной сфере.
По моему мнению,женщины в большей степени, чем мужчины нуждаются в живом участии в решении тех семейных проблем, с которыми они сталкиваются. Именно поэтому всем остальным способам получения информации о родительстве женщины предпочитают консультирование специалиста. Мужчины предпочитают всем остальным способам получения информации «книжное» знание: специальные книги по проблемам родительства, рубрики в популярных газетах и журналах, Интернет. Необходимо, чтобы родители начали получать достаточную информацию с первых шагов рождения ребенка. Необходимо организовать дело так, чтобы уже по выходе из роддома молодые родители получали набор книг и брошюр по уходу за ребенком. Книги и брошюры должны быть написаны доступным языком и содержать множество иллюстраций, объясняющих последовательность и целесообразность различных действий родителя.
К чему приведёт безответственность и равнодушие? Безответственное, неправильное отношение со стороны родителей и взрослых порождает соответственно себе подобный урожай безответственных и всем мешающих, раздражающих подростков.
Что посеет человек – то и пожнет. По-другому не бывает. Если в вашей семье курят –детибыстрее научатся курить, пьете – пить, сквернословите – они считают это нормой общения. И если даже вы будете учить их хорошему, положительному, а сами будете являть дурной пример – они будут поступать как вы, так как самый большой авторитет для детей – это их родители.
Признанный самым мудрым царем, Соломон сказал: «Слава детей – родители их». Если слава у детей дурная – то кому они обязаны этим? Школе, учителям, властям, государству? Кого еще мы привыкли обвинять в наших проблемах? История каждого человека, который погряз в различных грехах или попал в зависимость: пьянство, наркотики, проституция, начинается одинаково: «Когда я был маленьким, мои родители уделяли мне мало внимания, мной никто не занимался в детстве, на меня взрослые не обращали внимания». Другими словами: «Дома я никому не был нужен». Можно давать ребенку пищу и одежду, даже задаривать подарками, но это еще не значит, что вы его любите так как он этого ожидает и что он не чувствует себя одиноким в своей семье. Любить – это значит жертвовать не только финансами, а также своим временем, вниманием, проявлять искренний интерес ко всем его делам. Родители должны взять ответственность за воспитание своих детей. Дети должны быть послушны своим родителям, а не кому-то другому. Если не вы, то обязательно найдется тот, кто воспитает их на «свой» лад. Надо задуматься, достаточно ли внимания и любви родители уделяют своим детям, или они откупаемся подарками и погоняют их окриками, срывают злобу за свои промахи и неудачи на тех, кто беззащитен и сами ищут защиты у них? Или, может, они лидируют на работе, а из брошенных на произвол улицы детей вырастают будущие наркоманы, и малолетние проститутки? Почему и в благополучных семьях, у титулованных родителей дети сидят по ночным барам, лечатся в наркодиспансерах? Может быть, прямо сейчас наши дети подают нам сигналы «SOS» на своем языке – скрытность, раздражительность, бунт, открытое непослушание, безразличие ко всему. Нужно искать причину и корень такого поведения детей в себе, что-то мы, взрослые, сделали не так, где-то просмотрели, ошиблись.Дети – это отражение, зеркало нашего отношения к ним.
Пора нам, взрослым, правильно расставить приоритеты в своей жизни и не перекладывать ответственность на других за воспитание своих детей; направить свой взор на тех, кто больше всего нуждается и ожидает нашей поддержки, любви и заботы.
Не существует плохих детей и подростков – есть безответственные взрослые. Жизнь наших детей – это результат наших с вами вкладов. Если у родителей возникли или уже накопились трудности во взаимоотношениях с детьми, нужно постараться дать им понять (уделите время безраздельного внимания, физической теплоты, слова одобрения, похвалы), что они любят их больше всего остального, что именно они – самое главное и ценное в жизни родителей.Не будет плохих подростков – потому что есть ответственные родители. Когда обратятся сердца отцов к детям, тогда и сердца детей обратятся к отцам их, к родителям.
В теоретической части работы рассмотрено влияние семьи на воспитание детей,понятие ответственного родителя, а так же понятие родительства В связи с поставленными гипотезами во второй главе было проведено исследование,проанализированы его результаты и сделаны выводы.
В результате исследования поставленные гипотезы нашли свое подтверждение.
В заключение следует отметить, что поставленные цель и задачи работы были достигнуты.
Список литературы
1.Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2.Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
3.Крен В.Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.
4.Дмитриев П.И. Слово о семье. – СПб.: Сатисъ, 2004;
5.Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996;
6.Гиппенрейтер Ю.Б.
Общаться с ребенком. Как? - Сфера; Москва; 2003 http://nkozlov.ru/
7.Дядюнова
И.А. Взаимодействия семьи и образовательного
учреждения (детский сад-начальная школа)
в процессе социализации ребенка http://www.verav.ru/common/
8.Евдокимова Е.С. , Додокина
Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад
и семья: Методика работы с
родителями. Пособие для педагогов
и родителей – М.: Мозаика-синтез,2007.–144с.
9.Зверева О.Л.,
Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. М.:
ТЦ, Сфера.2009. — 80с. (Библиотека руководителя
ДОУ).
10.Семья и родительство
в современной России. М., 2009http://www.ya-roditel.ru/
11.Свободная электронная энциклопедия «Википедия»
12.Сергей Касаткин. Здоровая психика ваших детей. Жизнь без комплексов и обид – М.:Феникс, 2010. – 288с.
13.Арымбаева К. М.
Семья и проблемы социализации
14.Белоус О. В. Социально-
15.Мустаева Ф. А. Семья как фактор социализации ребенка // Семья в России. - 2009. - N 2. - С. 51-56.
16. Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. Божович. – СПб., 2008.
17.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
18.Бородулина Ф.В.
19.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -212 с.
20.Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества, М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 229 с.
21.Данилина Е.С. Семья как основной фактор качества воспитания человека. //
22.Ильяшенко А.Н. Борьба
с насильственной
23.Афанасьева Т. М. Семья: Проб, учебное пособие для сред. учеб. заведений. /Т. М. Афанасьева. М., 1986. 224 с.
24.Брагина Т.В. Родительское
отношение как психологический
фактор личностного
25.Гурко Т. А. Родительство
в изменяющихся
26.Ермихина М. О,
Формирование осознанного
27.Зимелева 3. А. Агрессивное
поведение подростков и
28.Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Дис. ...канд. психол. наук/ Н. Т. Колесник. М., 1999. С.41-188.
29.Макушина О. П.
Психологическая зависимость
их родителей: Автореф. дис. ...канд. психол.
наук / О. П. Макушина. М., 2001. 21 с.
30.Спирева Е. Н., Лидере
А. Г. Стиль семейного
31.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности /В. Я. Тита-ренко. М., 1987. 352 с.
32.Черняк Е. М. Социология семьи / Черняк Е. М. М., 1999. С. 34-51.
33.Л.А.Кулик, Н.И.Берестов “Семейное воспитание” М.,Просвящение 1990г.
34.П. Ф. Лесгафт «Семейное
воспитание ребенка и его
35.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев, 1973 – 244 с
36.Синяк Е.А. статья «Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка»
37.Захарьева И. А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков)– СПб. : изд-во СПб. Университета МВД России, 2000
Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы