Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Diplomchik.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

У интернатских детей  не было ни времени, ни возможности, чтобы  созреть для выхода в открытый мир. Вот и получается, что постепенная социализация домашнего ребенка – это путь познания, путь социального развития, в конечном итоге – путь все новых и новых успехов и достижений. Трагическая, вынужденная социализация детей, лишенных семьи – это путь лишений, путь страха, неудач и провалов. А неудач так хочется избежать… От страхов и лишений так хочется спрятаться…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Понятие ответственного  родительства,виды  ответственности,основные  проблемы

Быть педагогом учат в вузе пять лет, в течение которых  он осваивает азы педагогики и  психологии, других наук. Однако мы зачастую ругаем учителей за неправильные подходы к нашим детям. А что же сами? Мы с молоком матери впитали как надо правильно растить своих чад? Просто знаем как и все! И не надо нам рассказывать – это же наши дети! 
Большинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка мы полагаемся на инстинкты и собственный детский опыт. Но часто наши инстинкты – лишь внезапная, чисто эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряжен с жестокостью.

Ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону  отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенным  к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни.     Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития, его личностным качествам.

Итак, ответственный родитель регулярно общается с ребенком, находится  в курсе его интересов и  предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, в том числе эмоционально настраиваясь на детскую волну.

Ответственный родитель не просто общается с ребенком, но и  сопереживает ему. Он готов выслушать  ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях. Важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других лиц.

Ответственный родитель выступает для ребенка как  эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

Одной из самых важных задач ответственного родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка  и самой его жизни. Это также  весомая задача, если учесть, что  в российском обществе здравоохранение  в целом и забота о детях, в частности, во все большей степени становятся объектом коммерциализации.

В обществе, материальное обеспечение зачастую вырастает  в проблему, затмевающую собой  все остальные.

Большинство из наших  мам и пап воспитывают своих  любимых детей исходя из  наилучших интересов малыша, стремяться вырастить настоящего Человека. И пусть далеко не все получили педагогическое образование - это и не нужно. Главное желание достичь результата только в любви, взаимном внимании и уважении.

Родительская ответственность - понятие очень широкое, поскольку оно предполагает собственную ответственность родителей перед детьми, а также их ответственность за детей, например, перед обществом в целом и перед соседями или учителями в школе в частности.

При этом на каждом этапе развития и становления ребёнка ответственность (степень ответственности) существенно отличается. Так, в младенчестве родители несут полную и безоговорочную ответственность за беспомощного малыша.

Когда ребёнок растёт, родителям необходимо быть готовым к тому, что малышу нужно будет объяснить и показать на собственном примере - как нужно поступать и как поступать нельзя. В определённый момент ребёнок начинает требовать объяснений - почему это и так можно, а по-другому - нет.

Наконец, наступает и  то время, когда необходимо дать ребёнку возможность самому принимать определённые решения, которые будут основываться на привитых ранее принципах. На этом этапе родители могут давать советы, показывая, что они считаются с интересами, потребностями и желаниями своего ребёнка. При этом родители также должны понимать, что подросток должен нести и ответственность за самостоятельно принятое решение.

Отправной точкой любого социологического исследования, включая  исследование ответственного родительства, является концепция, хотя бы предварительная, характеризующая изучаемое явление в разных измерениях социальной жизни. Следует исходить из того, что ответственный родитель - это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком.

Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенным  к ребенку, предоставлять ему  высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно  забвению многих важных сторон его  жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни. Ответственное родительство - это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень интимности в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развития, его личностным качествам.

Необходимо принимать  во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях.

Ключевыми измерениями  ответственного родительства являются следующие:

  1. Коммуникативное. Родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.
  2. Эмоциональное. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.
  3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм - принятых в обществе предписаний и табу. 
    В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами - опыт, которого у ребенка нет.
  4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или околобедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.
  5. Охранительное. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности, во все большей степени становятся объектом коммерциализации и маркетизации.

Духовное. В условиях смены ценностных парадигм важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Трансмиссия базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, - телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Опыт американских элит показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом.

          Составляющими ответственного родительства являются:

Общение. Родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов разделять некоторые его интересы, а также в разумных пределах влиять на них.

Эмоции. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника.

Регуляция поведения. Взаимодействие родителя с ребенком способствует полноценному усвоению им социальных норм и правил поведения, принятых в обществе.

Материальное  благополучие. Родитель создаёт комфортные условия жизни, достойно одевает, организует досуг, дает карманные деньги.

Здоровье и  безопасность. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни.

Ценности. В семейных условиях ребенок способен усвоить жизненные ценности, одинаково важные для общества любого типа,– жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живёт.

Родительские  приоритеты предполагают прежде всего  сохранение здоровья и жизни ребенка.

Многие считают, что  родители, прежде всего, обязаны:

–следить за здоровьем,

–предупреждать развитие пагубных пристрастий,

–защищать в сложных ситуациях,

–обеспечивать полноценным питанием.

На втором плане задачи успешной социализации, адаптации к нормам общества.

Родители должны:

воспитывать самостоятельность независимость ребенка,


знать, что ребенку нравится, а что нет,


защищать от попадания в плохую компанию,


развивать детей интеллектуально, учить думать,


объяснять ребенку, как он должен себя вести в разных ситуациях.


 

Можно выделить два вида ответственности родителя: а) нравственная; б) правовая.

Нравственная ответственность выражается в осуждении со стороны окружающих. В настоящее время такие формы нравственной ответственности, как общественное порицание со стороны трудового коллектива практически утратили свое значение.

Основным видом ответственности  родителей является правовая, которую в свою очередь можно разделить на специальные сферы:

 а) дисциплинарная;

 б) административная;

 в) уголовная;

 г) гражданско-правовая.

Дисциплинарная  и административная ответственность:

Дисциплинарная ответственность  заключается в вынесении официального выговора или предупреждения со стороны уполномоченных органов (органов опеки и попечительства, суда, комиссии по делам несовершеннолетних).

Действующая статья 5.35 Кодекса  об административных правонарушениях (КоАП) «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» предусматривает ничтожно малые санкции за указанные правонарушения, несоразмерные с тем ущербом, который причиняется ребенку. В настоящее время размер штраф составляет от одного до пяти МРОТ. Размер МРОТ составляет в настоящее время 100 рублей, отчасти поэтому эффективность применяемых мер до настоящего времени остается низкой.

Уголовная ответственность:

Родители ребенка являются специальными субъектами уголовной ответственности в следующих случаях:

- убийство матерью  новорожденного ребенка (ст. 106 УК  РФ), 
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 150 УК РФ),

- вовлечение несовершеннолетнего  в совершение антиобщественных действий (ч. 2 ст. 151 УК РФ),

- неисполнение обязанностей  по воспитанию несовершеннолетнего  (ст. 156 УК РФ),

- злостное уклонение  от уплаты средств на содержание  детей (ст. 157 УК РФ),

- изготовление и оборот  материалов или предметов с  порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ).

Родители ребенка являются специальными субъектами уголовной  ответственности в следующих  случаях:

- убийство матерью  новорожденного ребенка (ст. 106 УК  РФ), 
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 150 УК РФ),

- вовлечение несовершеннолетнего  в совершение антиобщественных  действий (ч. 2 ст. 151 УК РФ),

- неисполнение обязанностей  по воспитанию несовершеннолетнего  (ст. 156 УК РФ),

- злостное уклонение  от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ),

- изготовление и оборот  материалов или предметов с  порнографическими изображениями  несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ).

Физическое или психическое  насилие над ребенком может являться основанием для привлечения к  уголовной ответственности по ряду самостоятельных составов преступлений (например, по статьям 116, 117, 130 УК РФ и др.). Жестокое обращение с ребенком иногда выражается и в бездействии. Так, встречаются случаи оставления без ухода детей в возрасте до одного месяца. В таких ситуациях применима ст. 125 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за оставление в опасности.

Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы