Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа
Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
У интернатских детей не было ни времени, ни возможности, чтобы созреть для выхода в открытый мир. Вот и получается, что постепенная социализация домашнего ребенка – это путь познания, путь социального развития, в конечном итоге – путь все новых и новых успехов и достижений. Трагическая, вынужденная социализация детей, лишенных семьи – это путь лишений, путь страха, неудач и провалов. А неудач так хочется избежать… От страхов и лишений так хочется спрятаться…
1.4.Понятие ответственного родительства,виды ответственности,основные проблемы
Быть педагогом учат
в вузе пять лет, в течение которых
он осваивает азы педагогики и
психологии, других наук. Однако мы зачастую
ругаем учителей за неправильные подходы к нашим детям. А что же сами?
Мы с молоком матери впитали как надо правильно
растить своих чад? Просто знаем как и
все! И не надо нам рассказывать – это
же наши дети!
Большинство из нас учатся воспитанию
детей в самом процессе исполнения родительских
обязанностей: поскольку мы недостаточно
знаем о развитии ребенка мы полагаемся
на инстинкты и собственный детский опыт.
Но часто наши инстинкты – лишь внезапная,
чисто эмоциональная реакция, а наш опыт
детства может быть отрицательным, в некоторых
случаях даже сопряжен с жестокостью.
Ответственный родитель
– это не то же самое, что родитель
добрый или заботливый. Понятие «добрый»
характеризует эмоциональную
Итак, ответственный родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, в том числе эмоционально настраиваясь на детскую волну.
Ответственный родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях. Важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других лиц.
Ответственный родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.
Одной из самых важных задач ответственного родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности, во все большей степени становятся объектом коммерциализации.
В обществе, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные.
Большинство из наших мам и пап воспитывают своих любимых детей исходя из наилучших интересов малыша, стремяться вырастить настоящего Человека. И пусть далеко не все получили педагогическое образование - это и не нужно. Главное желание достичь результата только в любви, взаимном внимании и уважении.
Родительская ответственность - понятие очень широкое, поскольку оно предполагает собственную ответственность родителей перед детьми, а также их ответственность за детей, например, перед обществом в целом и перед соседями или учителями в школе в частности.
При этом на каждом этапе развития и становления ребёнка ответственность (степень ответственности) существенно отличается. Так, в младенчестве родители несут полную и безоговорочную ответственность за беспомощного малыша.
Когда ребёнок растёт, родителям необходимо быть готовым к тому, что малышу нужно будет объяснить и показать на собственном примере - как нужно поступать и как поступать нельзя. В определённый момент ребёнок начинает требовать объяснений - почему это и так можно, а по-другому - нет.
Наконец, наступает и то время, когда необходимо дать ребёнку возможность самому принимать определённые решения, которые будут основываться на привитых ранее принципах. На этом этапе родители могут давать советы, показывая, что они считаются с интересами, потребностями и желаниями своего ребёнка. При этом родители также должны понимать, что подросток должен нести и ответственность за самостоятельно принятое решение.
Отправной точкой любого социологического исследования, включая исследование ответственного родительства, является концепция, хотя бы предварительная, характеризующая изучаемое явление в разных измерениях социальной жизни. Следует исходить из того, что ответственный родитель - это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком.
Добрый родитель может,
к примеру, будучи расположенным
к ребенку, предоставлять ему
высокую степень
Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях.
Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие:
Духовное. В условиях смены ценностных парадигм важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Трансмиссия базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, - телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации. Опыт американских элит показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом.
Составляющими ответственного родительства являются:
Общение. Родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов разделять некоторые его интересы, а также в разумных пределах влиять на них.
Эмоции. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника.
Регуляция поведения. Взаимодействие родителя с ребенком способствует полноценному усвоению им социальных норм и правил поведения, принятых в обществе.
Материальное благополучие. Родитель создаёт комфортные условия жизни, достойно одевает, организует досуг, дает карманные деньги.
Здоровье и безопасность. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни.
Ценности. В семейных условиях ребенок способен усвоить жизненные ценности, одинаково важные для общества любого типа,– жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живёт.
Родительские приоритеты предполагают прежде всего сохранение здоровья и жизни ребенка.
Многие считают, что родители, прежде всего, обязаны:
–следить за здоровьем,
–предупреждать развитие пагубных пристрастий,
–защищать в сложных ситуациях,
–обеспечивать полноценным питанием.
На втором плане задачи успешной социализации, адаптации к нормам общества.
Родители должны:
воспитывать самостоятельность независимость ребенка,
знать, что ребенку нравится, а что нет,
защищать от попадания в плохую компанию,
развивать детей интеллектуально, учить думать,
объяснять ребенку, как он должен себя вести в разных ситуациях.
Можно выделить два вида ответственности родителя: а) нравственная; б) правовая.
Нравственная ответственность выражается в осуждении со стороны окружающих. В настоящее время такие формы нравственной ответственности, как общественное порицание со стороны трудового коллектива практически утратили свое значение.
Основным видом
а) дисциплинарная;
б) административная;
в) уголовная;
г) гражданско-правовая.
Дисциплинарная и административная ответственность:
Дисциплинарная
Действующая статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» предусматривает ничтожно малые санкции за указанные правонарушения, несоразмерные с тем ущербом, который причиняется ребенку. В настоящее время размер штраф составляет от одного до пяти МРОТ. Размер МРОТ составляет в настоящее время 100 рублей, отчасти поэтому эффективность применяемых мер до настоящего времени остается низкой.
Уголовная ответственность:
Родители ребенка являются специальными субъектами уголовной ответственности в следующих случаях:
- убийство матерью
новорожденного ребенка (ст. 106 УК
РФ),
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение
преступления (ч. 2 ст. 150 УК РФ),
- вовлечение
- неисполнение обязанностей
по воспитанию
- злостное уклонение
от уплаты средств на
- изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ).
Родители ребенка являются специальными субъектами уголовной ответственности в следующих случаях:
- убийство матерью
новорожденного ребенка (ст. 106 УК
РФ),
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 150 УК
РФ),
- вовлечение
- неисполнение обязанностей
по воспитанию
- злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ),
- изготовление и оборот
материалов или предметов с
порнографическими
Физическое или психическое насилие над ребенком может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности по ряду самостоятельных составов преступлений (например, по статьям 116, 117, 130 УК РФ и др.). Жестокое обращение с ребенком иногда выражается и в бездействии. Так, встречаются случаи оставления без ухода детей в возрасте до одного месяца. В таких ситуациях применима ст. 125 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за оставление в опасности.
Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы