Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Diplomchik.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским  играм, в процессе которых развиваются  способности ребенка, усваиваются  роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1—3 года) ребенок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии (3—4 года), называемой стадией коллективной игры, ребёнок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в "дочки — Матери"). Критерием формирования зрелого "я" служит способность принять на себя роль "обобщенного другого" — с наступлением третьей стадии (от 4 — 5 лет и далее). Дж. Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности. 
Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, введенные еще 3. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со "значимыми другими". Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности. 
С момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Обратите внимание, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. Новые модели поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, заводит семью. На каждой стадии социализации в действие вступают опредёленные социальные институты, семья, группы сверстников, школа, средства массовой коммуникации, трудовые коллективы, различные ассоциации.

Очевидно, что наиболее важной для  индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной. Каждый индивид рождается в определенной среде, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, то есть интернализирует (усваивает) их и делает своими собственными. Следует также учитывать, что в процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

     Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Семья как фактор  социализации детей

       Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация  личности. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни  и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом  параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно  отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей  однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и  дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного  разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме  деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины  в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в  домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения  супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности  друг к другу, постольку резко  повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать  которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более  высокий уровень образования, они  имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние  определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую  роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким  содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется  не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе  в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Социализация  детей в семье и без семьи

Довольно часто возникает  вопрос – почему дети, вырастающие  в интернатах и детских домах, плохо социализированы? Почему они  не умеют жить в обществе, почему, став взрослыми, плохо справляются  с бытовой стороной жизни, почему не уверены в себе и зачастую пасуют перед трудностями?

Впрочем, для «бытовой»  стороны вопроса легко можно  найти объяснение. Если человек провел много лет в замкнутом пространстве интерната/детского дома, и получал  при этом все «готовое», он плохо  представляет себе, «откуда что берется», и практически не ориентируется в инфраструктуре повседневной жизни. Это понятно – нет знаний, нет ежедневной «практики быта». Соответственно, не вырабатывается ни нужных «навыков» жизни, ни, попросту, привычки каждый день думать о хлебе насущном.

Но как же объяснить то, что  дети, выросшие в интернатах, плохо  умеют общаться, с трудом заводят  новые знакомства, не знают, как постоять за себя? По сути, не приспособлены к  жизни в социуме? Уж в этом смысле у детдомовских детей «практики» хоть отбавляй! Жизнь в коллективе, постоянно меняющиеся лица воспитателей… «Система общественных норм и правил», к которой детдомовский ребенок вынужден приспосабливаться с самых ранних лет… При таком обилии «социального тренинга» каждый, казалось бы, должен становиться просто мастером жизни в обществе! Тем не менее, этого не происходит. Почему?

Давайте посмотрим, из чего складывается и как происходит процесс социализации «в норме». И чем отличается «процесс социализации» ребенка домашнего  от социализации ребенка, лишившегося семьи?

«Социум» - большая устойчивая общность людей, характеризуемая единством  условий жизнедеятельности и  наличием вследствие этого общей  культуры, гласят словари. Используя  слово «социум», мы обычно имеем  в виду «общество» - то есть тот самый  «большой социум», в котором мы все функционируем. Именно к жизни в этом «большом мире» мы и готовим наших детей, именно это мы имеем в виду, когда говорим – «социализация».

«Выйди в большой мир и  не потеряйся в нем» - так можно  было бы сформулировать «посыл», который мы даем нашим детям, готовя их к самостоятельной жизни. Как же человек проходит этот путь? От беспомощного, зависимого младенца, который не то что в «обществе», и в собственной-то кроватке не выживет без участия других людей, до сформировавшегося взрослого, уверенно ориентирующегося в хитросплетениях социальной жизни?

Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы