Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Diplomchik.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Взрослым, а родителям  особенно, важно подавать ребенку  только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него.  Так, что рассматривая родительскую должность как в высшей степени творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.

     Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом.

Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка  от себя.

Существует ряд основных проблем ответственного родительства.

Вот самые важные из них:

          Проблема  физического насилия детей в семье

Проблема семейного  насилия является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня, которая  требует научного изучения в связи  с тем, что она приобрела значительные масштабы. По данным Аналитического Центра Государственной Думы РФ, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Женщины и дети составляют 70% всех жертв насильственных посягательств, совершенных в семье.

Особым и наиболее распространенным объектом семейного  насилия являются дети. Каждый 4 ребенок подвергается насилию в семье. Статистика свидетельствует о том, что виновниками жестокого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85% - родные родители. Число родителей или лиц, их замещающих, плохо ухаживающих за ребенком, составляет 88%, совершающих физическое насилие - 87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%). Ежегодно в России около миллиона детей 4-14 лет избиваются родителями, более 50 тысяч из них в течение года сбегают из дома, спасаясь от побоев родителей и старших родственников. (Более 200 тысяч неблагополучных семей в России состоят на учете в милиции).

Рост случаев жестокого  обращения с детьми и подростками  в семьях, сложность решения данной проблемы на всех уровнях диктуют необходимость более тщательного исследования его причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер (превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных) социального и педагогического контроля.

На сегодняшний день учеными установлена взаимосвязь  жестокого обращения с детьми и асоциального поведения; раскрыты вопросы профилактики жестокого  обращения с детьми, коррекции  их поведения и реабилитации . Информационно-аналитическая  база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей от жестокого обращения представлены в работах В.В. Волкова, И.Н. Григоровича, Е.Н. Волковой .

Жестокое обращение  с детьми отечественные и зарубежные ученые рассматривают с точки  зрения теории девиантности, поскольку именно в таком обращении с детьми многие видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии  к страданиям людей или же в  стремлении к их причинению. Под  жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиений, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного, в понятие физического насилия включается также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а также дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов», вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.

С социологической точки  зрения жестокое обращение с детьми - это эмоциональное насилие, под  которым понимается постоянное или  периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Жестокое обращение  часто разграничивают с понятием «пренебрежение родительскими обязанностями». Пренебрежение интересами и нуждами ребенка -отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Но нередко бывает трудно провести черту между жестоким и равнодушным отношением, поскольку они обычно сопутствуют друг другу.

Понятия «жестокость» и  «насилие» - более узкие и входят в понятие «агрессия», которая  рассматривается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .

М.А. Тоторкулова, анализируя проблему преодоления последствий семейного насилия над детьми, трактует понятие «насилие над детьми» как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав, с нанесением физической, психологической травмы . Совершая насилие над ребенком, взрослые нарушают его основные права, закрепленные в Конвенции. В статье 19 Конвенции понятие «насилие» включает «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление».

Данное понятие также  основывается на определении, содержащемся в «Докладе о ситуации в мире: насилие и его влияние на его  здоровье»: «Преднамеренное применение физической силы или насилия в виде угроз или непосредственно в отношении ребенка лицом или группой лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью, выживанию, развитию или достоинству ребенка» .

Одной из самых распространенных форм насилия над детьми является физическое насилие. Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказания ребенка за провинности  ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами .

Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в  физически и психически уязвимое положение, когда ему причиняют  телесные повреждения или не предотвращают  возможности его причинения. К  физическому насилию относят преднамеренное нанесение физических повреждений, травм ребенку, в результате чего происходят нарушения физического, психического развития и здоровья ребенка, или наступает его смерть.

Таким образом, распространенными  формами проявления физического насилия являются избиения, укусы, нанесение преднамеренных ожогов, переломов, травм, вырывание волос, фиксация в неудобной позе, изоляция, обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию, т.е. предъявление требований, которые ребенок ещё не способен выполнить либо которые перерос. Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или угрозу жизни ребенка: ребенка выставляют в мороз на улицу без теплой одежды, закрывают на длительное время в кладовке, в туалете, лишают еды и питья и т. д.

Физическое насилие  часто сопровождается психологическим  насилием: оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы,эмоциональное безразличие  и унижение также наносят ущерб  психическому развитию и благосостоянию ребенка.

Слова «насилие», «жестокое  обращение с детьми» стереотипно  связываются с деструктивной  или алкоголизированной семьей. Однако факты физического насилия над  ребенком нередки и в обычных, «благополучных» семьях, «вмешиваться»  в жизнь которой, чтобы помочь ребенку, не принято или подчас становится невозможным. Нередко окружающие считают, что «родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным», а сами родители, применяющие физическое наказание, - что помогают ребенку взрослеть и усваивать правила поведения в обществе.

Многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, перестают  доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; свой гнев чаще всего изливают на более слабых, младших по возрасту детей, животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, замкнуты и не могут себя защитить. У эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, демонстративного поведения.

Создавшаяся критическая  ситуация вывела в число важнейших направлений государственной политики проблему профилактики и преодоления последствий семейного насилия над детьми, поиск и создание различных систем эффективного решения ее.

Для решения проблем  насилия в семье требуется  комплекс мер социального, юридического, психологического и педагогического характера, направленных на разработку практических средств предотвращения насилия и реабилитации пострадавших. Существует необходимость как в общесоциальной, так и в индивидуальной профилактической деятельности.

В нашей стране активно  разрабатываются программы, направленные на решение этих проблем, предусматривающие  предоставление родителям социальной помощи и обучение их эффективным  методам общения в семье. Эффективность  реализации данных программ во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности специалистов к оказанию социально-педагогической помощи детям, а также их родителям.

Проблема  отказа от детей.

В последнее время  особенную остроту приобрела  проблема отказов матерей от детей сразу после рождения, оставления детей в роддомах. По данным Минздрава, каждый год 12-13 тысяч матерей оставляют своих детей в роддомах. Причины явления эксперты ищут в обществе, в тех изменениях, которые произошли и происходят в нем в последние годы, а также в изменениях культуры, все более терпимо относящейся к идее индивидуальной самореализации в ущерб семье и деторождению.

Наиболее значимой причиной отказов от детей эксперты считают  пьянство и наркоманию, повсеместно  распространившуюся в обществе. Обращает на себя внимание то, что молодое поколение называет это явление причиной отказов даже чаще, чем старшее поколение.

Вторая по значимости причина кроется в бедности населения  и невозможности содержать ребенка, третья - в низкой культуре межличностных  отношений, беспорядочных половых связей, приводящих к появлению нежелательных детей.

На четвертом месте  располагается общий кризис института  семьи, его ценностей, включая ценность родительства. И, наконец, пятая причина  и последняя из значимых, - это  низкая половая культура населения, неумение многих россиян и, прежде всего, молодежи пользоваться контрацептивами.

Общество, находящееся  в состоянии кризиса, но при этом поощряющее индивидуалистические, потребительские  формы самореализации, обречено столкнуться  с последствиями порождаемых им культурных противоречий. Общий кризис ценностей неизбежно порождает кризисную личность, типичным примером которой является мать, оставляющая новорожденного ребенка на попечение государства.

Распространение «отказов»  в значительной степени зависит от возможности избежать тотального осуждения в обществе, предложив ему оправдательные аргументы, которые оно, в конечном итоге, может принять.

Оправдание деяния невозможно, если общество склонно винить во всем саму мать, ее нежелание заботиться о ребенке. Оно становится более вероятным в том случае, если у матери-кукушки есть возможность представить факт «отказа» как игру внеличностных, «объективных» социальных сил, перевести, хотя бы часть ответственности за оставление ребенка на общество и его институты.

В обществе постепенно формируется  ядро представлений, существенно отличающихся от традиционной точки зрения, сводящейся к осуждению «отказов». Суть этой позиции состоит в том, чтобы  избегать моральных оценок поведения  женщин, отказывающихся от детей, рассматривать акт «отказа» как индивидуальное действие, объяснимое только в рамках конкретной биографии.

Индивидуализация вопроса  ведет напрямую к разрушению институциональных  основ общественного воспроизводства, локализует ее в конкретной мотивации отдельного человека, лишая общество возможности нормативного суждения по данным вопросам. Симптоматично, что процесс разрушения нормативной основы получил наибольшее распространение именно в малообеспеченной страте, где «отказ» входит в качестве естественного дополнения к иным, не менее сомнительным практикам - беспорядочным половым связям, случайным беременностям, скоротечным бракам и не менее быстрым разводам.

Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы