Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 02:44, дипломная работа
Цель исследования: исследование родительской ответственности и особенностей воспитания детей.
Гипотезы:
родители оказывают влияние на социализацию детей и несут за них ответственность;
существует взаимосвязь между родительской ответственностью и особенностями воспитания детей;
безответственность родителей ведёт за собой безответветственность детей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ,ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1.Социализация как социальное явление
1.2.Семья как фактор социализации детей
1.3.Социализация детей в семье и без семьи
1.4.Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы
ГЛАВА 2.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1.Об исследовании
2.2Анализ результатов исследования.
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис3.Что способствует безответственности родителей?
На вопрос «Что поможет стать ответственным родителем?», согласно данным опроса, большинство ответили, что для этого требуется консультация психолога. Так же считают, что этому будут способствовать и различные тренинги по обучению и общению с детьми. Согласно данным опроса, выходит, чтобы стать ответственными, родители должны целенаправленно заниматься этим вопросом: консультироваться с психологом, участвовать в тренингах, смотреть специальные передачи и читать специальные книги. Причем это должно быть общедоступным для всех семей. Положительным моментом в укреплении семьи является и развитая инфраструктура для детей, то есть, как отмечают респонденты, это доступность детских садов, лагерей отдыха и оздоровления, оборудование детских площадок. К тому же родители выступают за создание бесплатных семейных консультаций, за приемлемый по цене семейный отдых, направленный на развитие и пользу в воспитании ребенка и досуге всей семьи. Чтобы семья имела возможность проводить больше времени вместе.
Кроме того, респонденты высказали и свои предложения, которые будут способствовать формированию ответственности у родителей. Так, на уровне семьи, по мнению опрошенных, необходимо укреплять семейные традиции, учить и воспитывать детей, прежде всего, своим примером, проводить больше времени с детьми, дарить им любовь и заботу, с детства воспитывать ответственность. На уровне государства, считают опрошенные, надо реализовывать программы поддержки семей, материальной помощи семьям, создавать условия для сохранения семьи, пропагандировать семейные ценности и поощрять образцовых родителей. Однако отметим, что все эти предложения рассчитаны на самих ответственных родителей. Что же касается проблемы безответственного родительства, то респонденты предлагают для решения ряд мер, охватывающих как сохранение внутрисемейных традиций, так и реализацию государственных программ по поддержке семьи. А именно профилактические мероприятия по здоровому образу жизни с детьми, мероприятия по формированию ответственного родительства, контроль за семьями группы риска, обучение родителей на ранней стадии (тренинги, консультации психолога), помощь в планировании семьи и рождении детей.
В целом же проведенное
исследование показало, что для того,
чтобы стать ответственным
2.3.Эксперты об ответственном родительстве
Обратимся к ответам экспертов по нашей проблеме.
Как показывает анализ мнений, высказанных экспертами по вопросу о том, что такое «ответственное родительство», данное понятие имеет два измерения. Во-первых, ответственное родительство связано с качественными характеристиками личности индивида и предполагает достижение зрелости. Несмотря на то, что в ответах экспертов акцентируются разные аспекты зрелости (эксперты говорят о социальной, эмоциональной, психологической, духовной, гражданской зрелости), очевидно, что речь идет о комплексной характеристике личности индивида, подразумевающей успешную социализацию в обществе и достижение определенного жизненного статуса. Зрелость означает способность индивида нести ответственность, прежде всего, за свою жизнь, за свои поступки:
«Во-первых, наверное, сами люди, которые решили завести ребенка, которые создали семью, - они должны определенным уровнем эмоциональной зрелости обладать. В общем, какую-то ответственность за свою жизнь нести. Тогда они могут быть и ответственными родителями. Если этого нет, то как-то странно ждать от них ответственности в отношении детей, если они за свою жизнь, за то, что с ними происходит, ответственности не несут. Поэтому, прежде всего, это какой-то уровень зрелости людей». (Школьный психолог)
«Я думаю, что все-таки должна быть какая-то нравственная и гражданская зрелость, прежде всего у родителей. Это самое главное - нравственная и гражданская зрелость. А потом уже материальная сторона.
Когда человек созрел как личность, как профессионал, он уже сможет найти себе и работу, и жилье какое-то организовать, и каких-то помощников найти в лице бабушек, дедушек, каких-то нянь и так далее». (Педиатр)
Вместе с тем, как
указывалось выше, зрелость предполагает
и достижение жизненного статуса - получение
образования, наличие работы, определенный
уровень материальной обеспеченности.
Иначе говоря, зрелость в социальном
плане подразумевает
«На низкой ступени – это значит обеспечить ребенка элементарными вещами (питанием, охраной жизни, одеждой и канцтоварами к образовательному процессу). Это как минимум». (Учитель начальных классов)
Вторая группа функций связана с воспитанием, с эмоциональной вовлеченностью родителей в жизнь ребенка. С этой точки зрения, ответственное родительство представляет собой выстраивание коммуникации между родителями и ребенком и характеризуется экспертами как дружба, участие родителей в жизни ребенка, родительская любовь к ребенку.
«То есть родители должны быть другом для детей – вот это будут настоящие родители». (Учитель)
«Ответственное родительство – это, наверное, когда родители не над детьми, а рядом, причем живут жизнью своих детей, помогая, направляя, и в то же время с ответственностью относятся к поступкам детей». (Заместитель директора средней школы по воспитательной работе)
Следует подчеркнуть, что, по мнению экспертов, создание благоприятных материальных условий для рождения и воспитания ребенка является необходимой, но недостаточной характеристикой ответственного родительства. Более того, сосредоточенность родителей исключительно на создании хороших материальных условий может приводить к безответственному родительству.
«Ребенка недостаточно просто одевать, кормить и даже, может быть, нагружать его какими-то социальными, социально значимыми благами. Важно проводить с ним время, разговаривать, разбираться в каких-то его проблемах, находиться с ним в его, так сказать, психической реальности. Это главное». (Заместитель директора средней школы по воспитательной работе)
«Единицы были дети новых русских, но это были самые несчастные дети. Это были самые несчастные дети при всем материальном благополучии, притом, что их привозили на «Мерседесах» в детские сады. Это были самые несчастные дети, потому что они не имели главного – они не имели истинной, настоящей родительской любви». (Педиатр)
«Должно быть, какое-то равновесие между материальным и педагогическим и психологическим действием на ребенка. То есть, как говорят, золотая середина» (Социальный педагог)
Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей:
«…Такой случай: был приступ эпилепсии у ребенка, мама не вызывала скорую помощь. При этом она очень любит своего ребенка, как она считает. Она держала его на руках весь этот приступ эпилепсии, к себе прижав, кричала мужу… не давала мужу вызвать скорую тоже… Ну вот мужу говорила «не вызывай», и он стоял, не вызывал, и кричала мужу: «Если сейчас он умрет, я уйду за ним! Я покончу жизнь самоубийством!» Вопрос: почему мама не вызывала скорую помощь? Ответ: мама стеснялась соседей, - что скажут соседи, если узнают, что у ребенка эпилепсия? Потому что это болезнь, с ее точки зрения, стыдная». (Психолог)
В приведенном высказывании
характеризуется
В большинстве случаев эксперты не проводят гендерных различий в определении ответственности отца и матери. По мнению экспертов, ответственный отец – это, прежде всего любящий отец, способный установить контакт, взаимопонимание с ребенком:
«Наверное, тоже любящий отец, но опять кто какое понятие любви вкладывает. Любящий отец, наверное, который любит маму, которая родила этого ребенка, и показывает сыну своим поведением, как надо любить, как относиться к маме, и ребенок на этом воспитывается. И любить своего сына, дочку, тоже участвовать в их процессе». (Учитель)
Давая определение ответственной матери, эксперты акцентируют в первую очередь такие черты, как любовь, заботливость, теплота.
«Любящая мать. Мать, любящая своего ребенка. Материнская любовь никого никогда не испортила». (Учитель)
Заключение
Ответственное родительство для меня- заинтересованное отношение к ребенку, охватывающее самые разные стороны его жизни. Не только материальная обеспеченность составляет основу ответственного родительства, но и такие качества, как способность сопереживать ребенку, заботиться о его личностном становлении, насыщать его жизнь важными впечатлениями, развивающими характер.
Духовное воспитание также является неотъемлемой часть ответственного родительства.
Я считаю,что важно целесообразно разработать и реализовать стратегию, способную прервать цикл наследования культуры насилия и принуждения, внедрить в сознание россиян ценности ненасилия и диалоговых отношений с ребенком. С этой целью необходимо предложить родителям консультации по проблеме воспитания детей без насилия, объяснить населению, как родитель может добиваться своих целей, не прибегая к крайним, зачастую противозаконным средствам. Важно также информировать население о том, что чрезмерное насилие против детей является уголовно наказуемым преступлением и при определенных обстоятельствах вполне может привести к лишению родительских прав. Это необходимо делать потому, что российское население традиционно отличает правовая безграмотность, непонимание не только родительских прав, но родительских обязанностей.
Родительская безответственность имеет целый ряд причин, главной из которых являются алкоголизм и наркомания. Алкоголизм чаще, чем другие факторы подталкивает родителей к тому, чтобы нарушать нормы морали, действовать в ущерб собственным детям. В семьях алкоголиков чаще, чем в других неблагополучных семьях, дети подвергаются насилию, чаще оставляются без всякого внимания, чаще становятся свидетелями грубых семейных сцен и конфликтов, травмирующих психику.
Надо выявлять подобные семьи еще до рождения детей, ставить их на учет, принудительно лечить родителей, если они продолжают действовать в ущерб детям. Возможно, также временно ограничивать их права на ребенка. В крайнем случае, если никакие другие меры воздействия не меняют ситуацию в пользу ребенка, необходимо лишать родителей-алкоголиков их прав, а детей передавать на попечение государства. Лишение правдолжно быть крайней мерой. Его можно применять только в том случае, если потери ребенка, связанные с лишением родительских прав, будут меньше, чем те страдания, которые он вынужден переносить в семье своих родителей.
Одной из ключевых проблем современного родительства является кризис семейных ценностей.
Это явление имеет не одну, а несколько причин. Сказывается быстрая индивидуализация общества, при которой быстро усилившиеся ценности самореализации, потребления, чувственного наслаждения стали в оппозицию традиционным ценностям семьи - таким, как уважение к родителям и забота о детях. Эта проблема не имеет очевидных решений, поскольку носит системный характер, но некоторые шаги в направлении ее разрешения могут и должны делаться государством и обществом. Во-первых, необходима государственная политика поддержки семьи, имеющая не только материальное, но и политико-идеологическое измерение. Во-вторых, следует начинать обучение родительству уже на ранних этапах социализации детей - в детском саду и школе.
Это обучение должно носить комплексный характер, в числе «учащихся» должны быть не только дети, но и родители. Для последних целесообразно организовать службу семейного консультирования, обратившись в которую, они могли бы получить действенную помощь по гармонизации внутрисемейных отношений и воспитанию детей. В-третьих, существенную поддержку современной семье могут оказывать средства массовой информации, использующие новые интерактивные формы общения с читателями, слушателями, зрителями (Интернет).
Особое внимание следует
уделять так называемым «группам
риска», под которыми понимается совокупность
семей, в которых вольно или невольно
устойчиво воспроизводятся
Информация о работе Понятие ответственного родительства, виды ответственности, основные проблемы