Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.
Задача отечественной
системы образования в
1.2 Состояние российской системы образования на современном этапе развития России
С начала 1990-х гг. российское
образование объективно интегрируется
в систему мирового образования,
что приводит к определенным структурным
и институциональным
Целью образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации. Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства.
В настоящее время российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения, также расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов.
Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе.
Именно образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.
Образование — единственная
из социальных отраслей, которая непосредственно
участвует в формировании предпосылок
экономического роста. Но не достаточно
только давать ресурсы, старая система
образования требует
1) ресурсы – чтобы достичь эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ.
2) социальный аспект, то есть обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.
3) содержание образования: у нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последних лет, наше образование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопреки нищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полной самоотдачей[1].
Россия пока поддерживает
достаточно высокий уровень образования
нации, авторитет системы образования,
завоеванный в советские годы.
Государство обеспечивает гражданам
право на образование путем создания
системы образования и
В целях реализации права
на образование граждан, нуждающихся
в социальной поддержке, государство
полностью или частично несет
расходы на их содержание в период
получения ими образования. Также
государство создает условия
для получения образования, коррекции
нарушений развития и социальной
адаптации для граждан с
Согласно п. 2 ст. 41 Конституции
Российской Федерации каждый гражданин
имеет право на образование. Однако
в условиях сложной социально-
Исходя из вышесказанного, следует, что в повышении уровня образования в России в первую очередь должно быть заинтересовано государство. Образование не может существовать без систематического изменения, развития, но это развитие должно быть внутренним, органичным. Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению.
Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Нам надо его напитать ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации[1].
Российская система
Согласно ФЗ «Об образовании» государственная политика основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Управление образованием
построено на государственно-общественных
началах. Федеральные государственные
органы управления образованием в пределах
своей компетенции могут
В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ). В подчинении министерства находятся две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и с 2004 – 2010 два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука). Из них непосредственно проблемами образования занимаются Рособразование и Рособрназдор.
1.3 Нормативное правовое регулирование в области образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Деятельность органов управления образованием в целом направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования. Чтобы сделать образование доступным, качественным и эффективным, предстоит в первую очередь понять социальный статус учителя, перевести учебные заведения в ведение субъектов РФ, возвратить школу в лоно государства.
Организационной основой
государственной политики Российской
Федерации в области
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
1) разграничение компетенции
в области образования между
федеральными органами
2) обеспечение и защита
конституционного права
3) создание правовых гарантий
для свободного
4) определение прав, обязанностей,
полномочий и ответственности
физических и юридических лиц
в области образования, а
Федеральный закон «Об
образовании» разграничивает компетенцию
и ответственность в области
образования федеральных
Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений[4].
Федеральные органы власти,
находящиеся в ведении
Министерство вносит в Правительство РФ проекты ФЗ, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования; проводит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов; рассматривает вопросы присвоения и лишения (восстановления) ученых званий и степеней.
Вопросы образования в
соответствии с Конституцией РФ отнесены
к совместному ведению
В субъектах РФ создаются такие органы исполнительной власти в области образования, как министерства или комитеты – в республиках, департаменты, главные управления, управления, отделы образования – в других субъектах РФ.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" Федеральная целевая программа развития образования является организационной основой государственной политики в области образовании. В период 2006 – 2010 годы в Российской Федерации действовала Федеральная целевая Программа развития образования, в результате которой создана основа для решения отечественным образованием следующих задач, направленных на усиление его роли в инновационном, социально ориентированном развитии России :
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Министерством образования
разработана Федеральная
Целью Федеральной целевой
программы является обеспечение
доступности качественного
Данная программа вносит
вклад в социально-
Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ