Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.
Другими словами, экономические методы анализа инвестиций в образование являются важнейшими инструментами информационного обеспечения принятия управленческих решений, но комплексный характер проблемы инвестиционного выбора делает ее решение не эконометрической задачей, а социально-экономической проблемой управления образованием, которая может быть решена только в широком социально-политическом контексте.
3.2 Пути преодоления
существующих проблем в
В целом существующая система
образования, ее многообразные звенья
представляют собой весьма противоречивую
картину, в которой позитивные сдвиги
еще нередко перемежаются с негативными
или неопределенными
Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школ могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.
Поиск наиболее рациональных
путей обновления всех ступеней народного
образования потребует еще
Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование, являясь "культурным орудием", без которого наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок, имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы. Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса.
Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. В основу Болонского процесса легла Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года.
Россия является страной,
подписавшей Болонскую
1) средняя ступень образования, которой не существует аналогов. На Западе существует неуниверситетское высшее образование, но там в учебные заведения этого уровня принимают лишь тех, кто имеет полное среднее образование. В России же туда могут поступить выпускники и девятых, и одиннадцатых классов. Для того чтобы наше среднее профессиональное образование тоже имело право называться неуниверситетским высшим, нужно прекратить прием в техникумы и колледжи лиц, не окончивших полную среднюю школу;
2) наличие аспирантуры и докторантуры. Если аспирантура - это аналог западного post gradient, то от докторантуры, следуя концепции Болонского процесса, следует отказаться.
Переход на двухступенчатую подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавр, магистр) ознаменовывается массовым выпуском ВУЗа бакалавров. Отсюда вытекают и требования к выпускнику: он должен в значительно большей степени, чем выпускник специалист, быть ориентирован на практическую деятельность. А это возможно только за счет уменьшения или гуманитарно-социального, или естественнонаучного блока. То есть высшее образование первой ступени является массовым, общедоступным и придётся поступиться его фундаментальностью и перенести часть этой фундаментальности в магистратуру. Магистратура выступает в качестве элитного образования. Практически ни один ВУЗ не сможет реализовывать такого многообразия образовательных программ, готовя бакалавра и по направлению, и по специальности. На это не хватит финансов[23].
Если будет введена
система зачетных единиц, или,
как их иногда называют, кредитов,
то это приведёт к коренной
ломке, по крайней мере, в двух
плоскостях. Во-первых, придется менять
структуру всех ныне
Переход на двухступенчатую
систему высшего
Предполагается так же,
что после присоединения России
к Болонскому соглашению с новой
силой встанет проблема “утечки
мозгов”. Будущая конвертируемость
на Западе российских дипломов подтолкнет
многих молодых специалистов к отъезду
из страны. Уже сейчас около 0,5% выпускников
российских ВУЗов уезжают работать
за границу, вследствие чего Россия теряет
около 1,2 миллиарда долларов. Конвертируемые
дипломы предоставят
Несомненно, что полное соответствие всем аспектам Болонского процесса неприемлемо для России. Но и стоять в стороне от этого процесса так же невозможно. Требуется разумная политика, направленная на то, чтобы сочетать достижения прошлого и инновации, без которых невозможно вступление в будущее.
Заключение
Образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятельность, образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.
Как отрасль социальной сферы
образование - это процесс и результат,
система учреждений и государственная
политика в области получения
гарантированного Конституцией образования.
Образование всегда было и остается
неотъемлемой и важной сферой человеческой
деятельности. В этой области заняты
одновременно около миллиарда учащихся
и пятидесяти миллионов педагогов.
Являясь фактором социально-экономического
прогресса, образование относится
к приоритетным аспектам политики государства.
Человек как субъект процесса,
выступая производительной силой в
общественном производстве, должен по
своим качествам
От уровня образования
напрямую зависит качество трудовых
ресурсов, а, следовательно, и состояние
экономики, промышленности, производства.
Образование выступает фактором
воспроизводства социально-
Современное образование - это
одно из средств решения важнейших
проблем не только общества, но и
отдельных индивидов. В любом
государстве характер системы образования
определяется социально-экономическим
и политическим строем, а также
культурно-историческими и
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. - с. 445.
2 Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 октября 1998 г. N 45 "Проект Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ" // СПС "Гарант".
3 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - с. 150.
4 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 11.- с. 945.
5 Указ Президента РФ от 04.03.2010 N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 10. - с. 1057.
6 Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 21. - с. 2603.
7 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 41. - с. 4089.
8 Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"// Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 10. - с. 1377.
9 Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 2. - с. 186.
10 Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 26. - с. 2670.
11 Распоряжение Правительства РФ от 12 января 2005 года N 16-р "Перечень образовательных учреждений" // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 3. - с. 218.
12 Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р "О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы" // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 9. - с. 1255.
13 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 47. - с. 5489.
14 Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201 "О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации" // Вестник образования России. - 2006. - N 18.
15 "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ) // Российская газета. - 2001. - N 151.
16 Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор. - 167 с.
17 Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Библиотека журнала "Университетское управление: практика и анализ". - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. - 228 с.
Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ