Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.
Не совсем развиты организационные
формы общественного
Неудовлетворительное
В последние годы отчетливо
проявляются тенденции
Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Необходимы также постоянные капитальные вложения, так как темпы износа зданий опережают темпы их реконструкции и нового строительства.
Имеет место, не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана. В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.
В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.
Ухудшается положение
с подготовкой кадров для образовательных
учреждений, расположенных в сельской
местности, в районах Крайнего Севера,
на Дальнем Востоке и в Сибири.
Обеспечение прав граждан, проживающих
в сельской местности, на получение
качественного образования
Уменьшается количество дошкольных
образовательных учреждений и количество
посещающих их детей, в результате чего
более 50 процентов дошкольников не
пользуются услугами первого уровня
системы образования. Возрастает число
детей с ограниченными
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования всегда являлось единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания.
Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях профессионального образования, что ведет к снижению профессионального уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.
Складывающаяся ситуация
ведет к росту детской
Развитие представлений об образовании как инвестициях в человеческий капитал сопровождается осознанием важности инвестиций в образование для обеспечения экономического роста и сложности разработки стратегии инвестирования и экономической политики в сфере образования, которые обеспечивали бы максимальную отдачу от инвестиций. Оказывается, что разработка такой стратегии и политики в области инвестиций в образование требует глубокого научного междисциплинарного анализа на базе обширной и разнородной информации с использованием богатого арсенала аналитических средств.
Выработка адекватной инвестиционной политики в области образования предполагает рассмотрение многих как общих, так и специфических вопросов относительно использования существующих ограниченных ресурсов с максимальной эффективностью.
В области управления образованием
в настоящее время актуальными
являются следующие социально-
- проблема обеспечения соответствующего вклада образования в реализацию основных целей общественного развития, в качестве которых в области экономики в современном мире обычно выступают следующие цели: удовлетворение немедленных потребностей посредством текущего производства товаров и услуг, т.е. потребление; увеличение предложения товаров и услуг в будущем посредством роста национального дохода, т.е. экономический рост; гарантирование адекватного распределения товаров и услуг между различными группами общества, т.е. равенство[9].
В основе анализа и решения
этих проблем лежит анализ эффективности
инвестиций в образование. Таким
образом, оценка этой эффективности
представляет собой фундаментальную
социально-экономическую
Экономический анализ инвестиций в образование на базе исследования их эффективности способствует адекватному определению инвестиционных приоритетов в сфере образования, лежит в основе разработки инвестиционных проектов, количество и разнообразие которых существенно возрастает в условиях процесса информатизации образования.
Проблема инвестиционного выбора сложна и многоаспектна. Ее решение предполагает, во-первых, распределение ограниченных ресурсов между потреблением, которое предполагает немедленное удовлетворение потребностей, и инвестициями, которые служат производству товаров и услуг в будущем. Во-вторых, необходимо осуществить выбор между альтернативами инвестирования в физический капитал и в человеческий капитал. В-третьих, встает проблема выбора между альтернативными инвестициями в различные составляющие человеческого капитала. В-четвертых, необходимо правильно распределить средства между различными компонентами образовательной системы, например, между формальным и неформальным образованием, между различными уровнями образовательной системы, между оплатой или переподготовкой учителей и совершенствованием учебников, созданием новых компьютерных обучающих программ и т.д.
Однако сложность результата
образования не должна вести и
не ведет к отказу от экономического
анализа эффективности
Рисунок 3.1- Оценка результата образования
Насколько результативна образовательная система можно заключить, с одной стороны, исходя из того, как результат образования способствует достижению тех целей, которые общество ставило перед системой образования, осуществляя инвестиции в эту систему, т.е. в соответствии с достижением образовательной системой внешних по отношению к ней целей. В этом случае результат образования оценивается по сравнению с затратами с помощью понятия внешней эффективности.
С другой стороны, об эффективности инвестиций в образование судят с позиций того, как в результате функционирования образовательной системы достигаются те цели, которыми руководствовалась эта система в своей деятельности. В этом случае говорят о внутренней эффективности инвестиций в образование[23].
Таким образом, два понятия эффективности - внешняя и внутренняя вводятся для оценки результата образования с позиций воплощения в нем двух различных систем целей - целей всего общества, которые оно стремится достигнуть, финансируя образование, и целей образовательной системы, на реализацию которых сама система ориентирует свою деятельность. Конечно, понятия внешней и внутренней эффективности тесно связаны между собой, поскольку цели всего общества и цели собственно образовательной системы во многом совпадают. Но эти понятия необходимо различать, поскольку выделенные системы целей далеко не тождественны. Например, легко можно представить себе школу, которая добивается больших результатов в выработке определенных навыков и умений у своих учеников, что и является ее целью, но эти навыки и умения не соответствуют тем, которые ждет от них общество. Рассмотрим понятия внешней и внутренней эффективности более детально, чтобы раскрыть их место в анализе эффективности инвестиций в образование. Внешняя эффективность инвестиций в образование характеризует отношение затрат на образование и тех результатов в реализации целей общества, которые достигает образовательная система. То есть результат образования в этом случае оценивается на основании того, насколько продуктивными в социальном и экономическом смысле оказываются люди, получившие образование, насколько хорошо образовательная система готовит своих выпускников для выполнения их роли в обществе, в какой мере образование удовлетворяет потребности общества в рабочей силе и способствует занятости[14].
Поэтому в случае оценки внешней эффективности результат образования выражается: во-первых, путем анализа дополнительных заработков образованных работников, во-вторых, путем исследования их занятости и положения на рынках труда.
Конечно, такое измерение
внешней эффективности
Конструктивность и
Оценка внешней эффективности инвестиций в образование на базе исследования дополнительных заработков образованных работников проводится на основе инструментария анализа "издержки-выгоды". Однако, несмотря на плодотворность получаемых в результате оценок социальных и частных норм отдачи, с их помощью нельзя, например, строить прогнозные оценки будущего спроса и будущего предложения образованной рабочей силы, что делает актуальным дополнение этих методов анализа другими подходами.
Поэтому исследование внешней эффективности инвестиций в образование путем анализа "издержки-выгоды" дополняется оценкой степени соответствия предполагаемых количественных и качественных характеристик образованной рабочей силы потребностям экономики. В этом случае оценка эффективности инвестиций в образование и инвестиционный выбор осуществляются на базе прогнозирования будущей структуры рабочей силы и планирования образования на основе этих прогнозов.
Таким образом, достаточно проблематично
четко идентифицировать всю систему
внутренних целей образовательной
системы. Не менее сложно определить
и совокупность критериев для
адекватного количественного
Оценка эффективности инвестиций в образование не может быть адекватно проведена только на основе какого-либо одного метода измерения ее эффективности. Любой из методов, разработанных с начала 60-х годов, требует своего дополнения как другими способами численного измерения эффективности инвестиций в образование, так и, что не менее существенно, качественными оценками этой эффективности, которые должны проводиться в широком социально-политическом контексте развития образования.
Таким образом, решение проблемы
инвестиционного выбора в образовании
предполагает учет не только эконометрических
данных и даже не только итогов экономического
анализа инвестиций в образование.
Эти данные и итоги дополняются
в процессе инвестиционного выбора
результатами широкого круга междисциплинарных
исследований проблем развития современного
образования и его места в
современном обществе. Важными компонентами
междисциплинарных
Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ