Понятие, структура и система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

Файлы: 1 файл

курсавик черновик (Автосохраненный).docx

— 198.87 Кб (Скачать файл)

Не совсем развиты организационные  формы общественного управления: попечительные советы, самоорганизация родителей и другие.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе  образования. В целом потребность  образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств  бюджетов всех уровней менее чем  на четверть. Государство выделяет на содержание образование огромные деньги, но не малую роль играет человеческий фактор, что влечет за собой «отмывание»  денег, поэтому не все средства доходят  до образовательных учреждений. Необходим  строгий контроль за тем, куда и на что расходуются финансы.

В последние годы отчетливо  проявляются тенденции ухудшения  социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении  здоровья детей имеет школьное питание, поэтому государству просто необходимо обратить на это внимание[18].

Учебно-материальная база образовательных  учреждений приходит в негодность, устаревает. Необходимы также постоянные  капитальные вложения, так как  темпы износа зданий опережают темпы  их реконструкции и нового строительства.

Имеет место, не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных  учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного  учебного плана. В ряде субъектов  Российской Федерации возникают  трудности с подготовкой и  изданием учебников на языках народов  Российской Федерации.

В целом остается проблемой  кадровое обеспечение образовательных  учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого  уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений.

Ухудшается положение  с подготовкой кадров для образовательных  учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих  в сельской местности, на получение  качественного образования является особенно большой проблемой[11].

Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего более 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. Возрастает число  детей с ограниченными возможностями  здоровья и детей, нуждающихся в  психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных  учреждений для указанных детей  не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.

Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что  особенностью российской системы образования  всегда являлось единство обучения и  воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного  образования, функционирования детских  и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего  поколения в значительной мере зависит  от восстановления и устойчивого  функционирования системы воспитания.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях  профессионального образования, что  ведет к снижению профессионального  уровня трудовых ресурсов. По общим  показателям доступа молодежи к  профессиональному образованию  и получению такого образования  Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние  годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.

Складывающаяся ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние  годы увеличились в 15 раз по сравнению  с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет[17].

Развитие представлений  об образовании как инвестициях  в человеческий капитал сопровождается осознанием важности инвестиций в образование  для обеспечения экономического роста и сложности разработки стратегии инвестирования и экономической  политики в сфере образования, которые  обеспечивали бы максимальную отдачу от инвестиций. Оказывается, что разработка такой стратегии и политики в области инвестиций в образование требует глубокого научного междисциплинарного анализа на базе обширной и разнородной информации с использованием богатого арсенала аналитических средств.

Выработка адекватной инвестиционной политики в области образования  предполагает рассмотрение многих как  общих, так и специфических вопросов относительно использования существующих ограниченных ресурсов с максимальной эффективностью.

В области управления образованием в настоящее время актуальными  являются следующие социально-экономические  проблемы:

  • проблема планирования на уровне правительств инвестиций в образование в условиях жестких финансовых ограничений при росте социального спроса на образование;

- проблема обеспечения соответствующего вклада образования в реализацию основных целей общественного развития, в качестве которых в области экономики в современном мире обычно выступают следующие цели: удовлетворение немедленных потребностей посредством текущего производства товаров и услуг, т.е. потребление; увеличение предложения товаров и услуг в будущем посредством роста национального дохода, т.е. экономический рост; гарантирование адекватного распределения товаров и услуг между различными группами общества, т.е. равенство[9].

В основе анализа и решения  этих проблем лежит анализ эффективности  инвестиций в образование. Таким  образом, оценка этой эффективности  представляет собой фундаментальную  социально-экономическую проблему управления образованием в современном  мире.

Экономический анализ инвестиций в образование на базе исследования их эффективности способствует адекватному  определению инвестиционных приоритетов  в сфере образования, лежит в  основе разработки инвестиционных проектов, количество и разнообразие которых  существенно возрастает в условиях процесса информатизации образования.

Проблема инвестиционного  выбора сложна и многоаспектна. Ее решение предполагает, во-первых, распределение ограниченных ресурсов между потреблением, которое предполагает немедленное удовлетворение потребностей, и инвестициями, которые служат производству товаров и услуг в будущем. Во-вторых, необходимо осуществить выбор между альтернативами инвестирования в физический капитал и в человеческий капитал. В-третьих, встает проблема выбора между альтернативными инвестициями в различные составляющие человеческого капитала. В-четвертых, необходимо правильно распределить средства между различными компонентами образовательной системы, например, между формальным и неформальным образованием, между различными уровнями образовательной системы, между оплатой или переподготовкой учителей и совершенствованием учебников, созданием новых компьютерных обучающих программ и т.д.

Однако сложность результата образования не должна вести и  не ведет к отказу от экономического анализа эффективности образовательной  системы. В ходе такого анализа было предложено различать внешнюю и  внутреннюю эффективность образования, которые связаны с исследованием  результата образования в различных плоскостях. Сложность результата образования поощряет поиски все новых аспектов его изучения, что выражается в многоаспектном характере исследований эффективности образовательной системы. Понятия внешней и внутренней эффективности инвестиций в образование основаны на взаимодополняющих аспектах анализа результата образования представлены на рисунке 3.1

 

 

 


 





 

 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 3.1- Оценка результата образования

 

Насколько результативна  образовательная система можно  заключить, с одной стороны, исходя из того, как результат образования способствует достижению тех целей, которые общество ставило перед системой образования, осуществляя инвестиции в эту систему, т.е. в соответствии с достижением образовательной системой внешних по отношению к ней целей. В этом случае результат образования оценивается по сравнению с затратами с помощью понятия внешней эффективности.

 С другой стороны, об эффективности инвестиций в образование судят с позиций того, как в результате функционирования образовательной системы достигаются те цели, которыми руководствовалась эта система в своей деятельности. В этом случае говорят о внутренней эффективности инвестиций в образование[23].

Таким образом, два понятия  эффективности - внешняя и внутренняя вводятся для оценки результата образования  с позиций воплощения в нем  двух различных систем целей - целей  всего общества, которые оно стремится  достигнуть, финансируя образование, и  целей образовательной системы, на реализацию которых сама система  ориентирует свою деятельность. Конечно, понятия внешней и внутренней эффективности тесно связаны между собой, поскольку цели всего общества и цели собственно образовательной системы во многом совпадают. Но эти понятия необходимо различать, поскольку выделенные системы целей далеко не тождественны. Например, легко можно представить себе школу, которая добивается больших результатов в выработке определенных навыков и умений у своих учеников, что и является ее целью, но эти навыки и умения не соответствуют тем, которые ждет от них общество. Рассмотрим понятия внешней и внутренней эффективности более детально, чтобы раскрыть их место в анализе эффективности инвестиций в образование. Внешняя эффективность инвестиций в образование характеризует отношение затрат на образование и тех результатов в реализации целей общества, которые достигает образовательная система. То есть результат образования в этом случае оценивается на основании того, насколько продуктивными в социальном и экономическом смысле оказываются люди, получившие образование, насколько хорошо образовательная система готовит своих выпускников для выполнения их роли в обществе, в какой мере образование удовлетворяет потребности общества в рабочей силе и способствует занятости[14].

 Поэтому в случае оценки внешней эффективности результат образования выражается:  во-первых, путем анализа дополнительных заработков образованных работников,  во-вторых, путем исследования их занятости и положения на рынках труда.

Конечно, такое измерение  внешней эффективности образования  является в достаточной мере условным и не полностью отражает реальное воздействие образовательной системы  на общественное развитие. Тем не менее анализ внешней эффективности инвестиций в образование на основе данных о заработках образованных работников и их занятости часто позволяет обосновать важные оценки инвестиций.

Конструктивность и плодотворность этих двух способов анализа делают их основными методами оценки внешней  эффективности инвестиций в образование.

Оценка внешней эффективности  инвестиций в образование на базе исследования дополнительных заработков образованных работников проводится на основе инструментария анализа "издержки-выгоды". Однако, несмотря на плодотворность получаемых в результате оценок социальных и  частных норм отдачи, с их помощью  нельзя, например, строить прогнозные оценки будущего спроса и будущего предложения образованной рабочей  силы, что делает актуальным дополнение этих методов анализа другими  подходами.

Поэтому исследование внешней  эффективности инвестиций в образование  путем анализа "издержки-выгоды" дополняется оценкой степени  соответствия предполагаемых количественных и качественных характеристик образованной рабочей силы потребностям экономики. В этом случае оценка эффективности  инвестиций в образование и инвестиционный выбор осуществляются на базе прогнозирования будущей структуры рабочей силы и планирования образования на основе этих прогнозов.

Таким образом, достаточно проблематично  четко идентифицировать всю систему  внутренних целей образовательной  системы. Не менее сложно определить и совокупность критериев для  адекватного количественного измерения  степени достижения этих целей в  результате образования. Показатели числа  подготовленных на разных уровнях образовательной  системы выпускников, характеризующие  массовость образования, относятся  к количественной стороне результата деятельности образовательной системы. Эти показатели только тогда адекватно  характеризуют результат, когда  они дополняются данными, отражающими  качество получаемого выпускниками образования. Численно измерить качество образования, которое достигается  в результате определенных инвестиций - это наиболее сложная задача, возникающая  в ходе анализа внутреннейэффективности затрат инвестиций в образование[25].

Оценка эффективности инвестиций в образование не может быть адекватно проведена только на основе какого-либо одного метода измерения ее эффективности. Любой из методов, разработанных с начала 60-х годов, требует своего дополнения как другими способами численного измерения эффективности инвестиций в образование, так и, что не менее существенно, качественными оценками этой эффективности, которые должны проводиться в широком социально-политическом контексте развития образования.

Таким образом, решение проблемы инвестиционного выбора в образовании  предполагает учет не только эконометрических данных и даже не только итогов экономического анализа инвестиций в образование. Эти данные и итоги дополняются  в процессе инвестиционного выбора результатами широкого круга междисциплинарных  исследований проблем развития современного образования и его места в  современном обществе. Важными компонентами междисциплинарных исследований, составляющих теоретическую основу инвестиционного  выбора, являются работы педагогов, психологов, специалистов по современным технологиям  и других, чьи исследования связаны  с перспективами развития образования.

Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ