Понятие, структура и система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

Файлы: 1 файл

курсавик черновик (Автосохраненный).docx

— 198.87 Кб (Скачать файл)

Федеральная целевая программа  развития образования на 2011 - 2015 годы, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и  решение задач, стоящих перед  российским образованием в среднесрочной  перспективе.

В рамках целевой программы  создаются центры развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. А также заодно и обновляется материально-техническая база федеральных вузов.

Развивает школьное образование государство при помощи президентской программы «Наша новая школа», которая предусматривает дистанционное обучение через интернет у известных педагогов, научную деятельность школьников и «творческие мероприятия».

Для учащихся, которые не нацелены на творческие прорывы и научные изыскания, разработаны свыше 300 новых программ профессионального обучения по специальностям, которые требуются на рынке труда. Прежде всего, речь идет о подготовке кадров в области энергоэффективности, ядерных технологий и фармацевтики.

Также развивается система дошкольного образования, строительство детских садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения[7].

В результате выполнения Программы  в системе образования будет  обеспечено:

- создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;

- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- предоставление в электронном  виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;

- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;

- создание ресурсов и программ для одаренных детей.

При выполнении Программы особое внимание уделено вопросам повышения эффективности экономики образования. Будут обеспечены:

1) внедрение и поддержка механизмов частного государственного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;

2) внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;

3) увеличение объемов финансирования программ развития вузов из внебюджетных источников.

Программой предусматривается: поддержка региональных комплексных  программ развития профессионального  образования; подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России; оснащение  современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным  обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы  и обучающие технологии, организацию  стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах; формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций; повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей.

 

 

 

 

 

 

 

2  Анализ развития  системы образования в Оренбургской  области

 

2.1 Анализ государственной программы « Развитие системы образования  в Оренбургской области»

 

Программа разработана на основании распоряжения Губернатора 

Оренбургской области  от 08.10.2012 № 373-р «Об утверждении  перечня государственных программ Оренбургской области» и в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп.

Программа определяет цели, задачи и направления развития системы 

образования, финансовое обеспечение  и механизмы реализации предусмотренных  мероприятий, показатели их результативности. 

В системе образования  Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года функционирует 2052 образовательные организации, в том числе: 778 дошкольных образовательных организаций; 989 школ (62 – начальные, 262 – основные, 665 – средние); 16 вечерних (сменных) общеобразовательных школ; 28 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов (в том числе 1 муниципальный детский дом); 1 образовательная организация для детей с девиантным поведением; 116 организаций дополнительного образования; 34 организации начального профессионального образования; 58 организаций среднего профессионального образования; 32 организации высшего профессионального образования.

В системе образования  обучается и воспитывается 425,3 тыс. человек данные представлены на рисунке 2.1.Система образования Оренбургской области включает в себя образовательные организации разных типов и видов, позволяющие удовлетворить образовательные запросы различных групп населения[9].

В области создана достаточно гибкая, многофункциональная сеть образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По показателю охвата детей дошкольным образованием Оренбургская область превышает общероссийский показатель на 6 процентов. При этом имеет невысокие масштабы развития система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Кроме того, в большинстве муниципальных образований сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях. В очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся более 21 тыс. детей.

 

 

            Рисунок 2.1 – Количественная характеристика системы образования

 

В области проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций, созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.

Сделан важный шаг в  обновлении содержания общего образования:

внедряются федеральные  государственные требования к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждены и проходят апробацию федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технологии.

Это связано с тем, что  существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, повышении гибкости и оперативности.

Успех модернизации системы  образования связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привития навыков здорового образа жизни. Важнейшим фактором здоровьесбережения детей и подростков является их полноценное питание на всех этапах получения образования.

Оренбургская область  является одним из регионов, где  обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 98 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и других.

Вместе с тем Оренбургская область уступает другим субъектам Российской Федерации по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.

В системе образования  Оренбургской области работает 47 тыс. педагогических работников, данные представлены в таблице 2.1

 

 

Таблица 2.1- Педагогические работники образовательных организаций

 

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

8,3 тыс. чел.

 

Педагогические работники общеобразовательных организаций области

19,1 тыс. чел.

 

 Педагогические работники специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов

1.1 тыс. чел.

Педагогические работники в организациях дополнительного образования

10,8 тыс. чел.

Педагогические работники в организациях начального профессионального образования

1,1 тыс. чел.


 

 

Продолжение таблицы 2.1

Педагогические работники в организациях среднего профессионального образования

2,1 тыс. чел.

Педагогические работники в организациях высшего профессионального образования

4,5 тыс. чел.


 

Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.

В этой сфере на областном  уровне реализован комплекс мер: введена

новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов  деятельности педагогов и мотивацию  профессионального развития; утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила  аттестации; реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной  сети стажировочных площадок. В целях поощрения лучших учителей ежегодно осуществляются выплаты премий[19].

В результате реализации приоритетного  национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», областных  проектов модернизации систем общего образования существенно обновлена  инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня.

По состоянию на 1 января 2013 года в общеобразовательных организациях области насчитывается 22768 персональных компьютеров (далее – ПК), из них 18371 ПК (80,6 процента) используется в образовательной деятельности.

До 11 человек уменьшилось  количество учащихся, приходящихся на 1 ПК (2011 г. – 12 учащихся на 1 ПК). 100 процентов  общеобразовательных организаций, организаций начального профессионального образования и среднего профессионального образования, 64 процента дошкольных образовательных организаций и 92 процента организаций дополнительного образования детей обеспечены доступом в сеть Интернет[13].

Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием с 97,8 процента (2011 год) до 98,3 процента (2012 год), двухразовым – с 9,9 процента до 28 процентов.

Основными инструментами  политики Оренбургской области в  сфере 

образования в последние  годы выступили приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», другие федеральные и областные целевые программы, проекты модернизации образования.

Ведущими механизмами  стимулирования системных изменений в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали

выявление и конкурсная поддержка  лидеров – «точек роста» нового качества образования и внедрение  новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы: нормативное подушевое финансирование образовательных организаций; система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме); общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная отчетность образовательных организаций.

Результатом стали повышение  ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных организаций и повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.

 

2.2 Анализ развития системы образования в Оренбургской области на период до 2020 года.

Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ