Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в среднесрочной перспективе.
В рамках целевой программы создаются центры развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. А также заодно и обновляется материально-техническая база федеральных вузов.
Развивает школьное образование государство при помощи президентской программы «Наша новая школа», которая предусматривает дистанционное обучение через интернет у известных педагогов, научную деятельность школьников и «творческие мероприятия».
Для учащихся, которые не нацелены на творческие прорывы и научные изыскания, разработаны свыше 300 новых программ профессионального обучения по специальностям, которые требуются на рынке труда. Прежде всего, речь идет о подготовке кадров в области энергоэффективности, ядерных технологий и фармацевтики.
Также развивается система дошкольного образования, строительство детских садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения[7].
В результате выполнения Программы в системе образования будет обеспечено:
- создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- предоставление в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;
- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
- создание ресурсов и программ для одаренных детей.
При выполнении Программы особое внимание уделено вопросам повышения эффективности экономики образования. Будут обеспечены:
1) внедрение и поддержка механизмов частного государственного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
2) внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
3) увеличение объемов финансирования программ развития вузов из внебюджетных источников.
Программой предусматривается:
поддержка региональных комплексных
программ развития профессионального
образования; подготовка кадров по приоритетным
направлениям модернизации и технологического
развития экономики России; оснащение
современным учебно-
2 Анализ развития
системы образования в
2.1 Анализ государственной программы « Развитие системы образования в Оренбургской области»
Программа разработана на основании распоряжения Губернатора
Оренбургской области от 08.10.2012 № 373-р «Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области» и в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп.
Программа определяет цели, задачи и направления развития системы
образования, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
В системе образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года функционирует 2052 образовательные организации, в том числе: 778 дошкольных образовательных организаций; 989 школ (62 – начальные, 262 – основные, 665 – средние); 16 вечерних (сменных) общеобразовательных школ; 28 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов (в том числе 1 муниципальный детский дом); 1 образовательная организация для детей с девиантным поведением; 116 организаций дополнительного образования; 34 организации начального профессионального образования; 58 организаций среднего профессионального образования; 32 организации высшего профессионального образования.
В системе образования обучается и воспитывается 425,3 тыс. человек данные представлены на рисунке 2.1.Система образования Оренбургской области включает в себя образовательные организации разных типов и видов, позволяющие удовлетворить образовательные запросы различных групп населения[9].
В области создана достаточно гибкая, многофункциональная сеть образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По показателю охвата детей дошкольным образованием Оренбургская область превышает общероссийский показатель на 6 процентов. При этом имеет невысокие масштабы развития система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Кроме того, в большинстве муниципальных образований сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях. В очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся более 21 тыс. детей.
Рисунок 2.1 – Количественная характеристика системы образования
В области проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций, созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования:
внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждены и проходят апробацию федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технологии.
Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, повышении гибкости и оперативности.
Успех модернизации системы образования связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привития навыков здорового образа жизни. Важнейшим фактором здоровьесбережения детей и подростков является их полноценное питание на всех этапах получения образования.
Оренбургская область является одним из регионов, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 98 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и других.
Вместе с тем Оренбургская область уступает другим субъектам Российской Федерации по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.
В системе образования Оренбургской области работает 47 тыс. педагогических работников, данные представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1- Педагогические работники образовательных организаций
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций |
8,3 тыс. чел.
|
Педагогические работники общеобразовательных организаций области |
19,1 тыс. чел.
|
Педагогические работники специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов |
1.1 тыс. чел. |
Педагогические работники в организациях дополнительного образования |
10,8 тыс. чел. |
Педагогические работники в организациях начального профессионального образования |
1,1 тыс. чел. |
Продолжение таблицы 2.1
Педагогические работники в организациях среднего профессионального образования |
2,1 тыс. чел. |
Педагогические работники в организациях высшего профессионального образования |
4,5 тыс. чел. |
Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В этой сфере на областном уровне реализован комплекс мер: введена
новая система оплаты труда,
стимулирующая качество результатов
деятельности педагогов и мотивацию
профессионального развития; утверждены
современные квалификационные требования
к педагогическим работникам и правила
аттестации; реализованы масштабные
программы повышения
В результате реализации приоритетного
национального проекта «
По состоянию на 1 января 2013 года в общеобразовательных организациях области насчитывается 22768 персональных компьютеров (далее – ПК), из них 18371 ПК (80,6 процента) используется в образовательной деятельности.
До 11 человек уменьшилось количество учащихся, приходящихся на 1 ПК (2011 г. – 12 учащихся на 1 ПК). 100 процентов общеобразовательных организаций, организаций начального профессионального образования и среднего профессионального образования, 64 процента дошкольных образовательных организаций и 92 процента организаций дополнительного образования детей обеспечены доступом в сеть Интернет[13].
Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием с 97,8 процента (2011 год) до 98,3 процента (2012 год), двухразовым – с 9,9 процента до 28 процентов.
Основными инструментами политики Оренбургской области в сфере
образования в последние годы выступили приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», другие федеральные и областные целевые программы, проекты модернизации образования.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали
выявление и конкурсная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы: нормативное подушевое финансирование образовательных организаций; система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме); общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная отчетность образовательных организаций.
Результатом стали повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных организаций и повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.
2.2 Анализ развития системы образования в Оренбургской области на период до 2020 года.
Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ