Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, развитии экономики, рынка труда, технологий, представленных в стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет
сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов
будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17–25 лет на 12–15 процентов к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в
наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью[5].
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций
и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала.
Наряду с этим в области будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. Укрупнение организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.
Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих образовательных программах.
Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.
Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет
организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного
образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей
дошкольного возраста и увеличить
ожидаемую продолжительность
Будет создана эффективная система организации школьного питания,
ориентированная на укрепление здоровья школьников, повышение доступности горячего питания для широкого контингента учащихся.
Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру,
включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и другие).
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального и областного уровней.
Приоритетными направлениями государственной политики Оренбургской области на данном этапе развития системы образования являются: модернизация институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области; формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами
потребностей социально-
Целями Программы являются: внедрение современной модели образования, обеспечивающей формирование в Оренбургской области человеческого капитала, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; повышение эффективности реализации молодежной политики, создание условий для самореализации молодых граждан.
Задачи Программы: создание условий для равного доступа всех граждан Оренбургской области к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития дистанционного обучения на базе информационно-технологической инфраструктуры образования; модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; формирование современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи[3].
Для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предназначены целевые показатели. Целевые показатели реализации Программы оцениваются по двум уровням:
1) общие – в целом для Программы;
2) частные – по каждой из подпрограмм Программы.
К общим целевым показателям Программы отнесены:
1) «Обеспеченность населения услугами дошкольного образования (отношение численности детей 3–7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3–7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5–7 лет, обучающихся в школе)»;
2) «Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся»;
3) «Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена»;
4) «Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности»;
5) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики области»;
6) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) дошкольных организаций к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере образования области»;
7) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы
8) «Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет».
В результате масштабной программы строительства детских садов и
развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована
очередь детей на получение услуг дошкольного образования. Будут созданы
принципиально новые модели детских садов с новым подходом к планировке
образовательных пространств
и возможностями их трансформации.
Будет создана инфраструктура поддержки
раннего развития детей (0–3 года). Семьи,
нуждающиеся в поддержке в
воспитании детей раннего возраста,
будут обеспечены консультационными
услугами в центрах по месту жительства
и дистанционно. Не менее 98,6 процента
детей 5–18 лет будут охвачены программами
дополнительного образования. В
старших классах для всех учащихся
будет обеспечена возможность выбора
профиля обучения и индивидуальной
траектории освоения образовательной
программы (в образовательных
К 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения. В области будут созданы новые образцы школ с современной, гибкой образовательной инфраструктурой, которые станут моделями для распространения[16].
Будет создана эффективная система организации школьного питания,
ориентированная на укрепление здоровья школьников, повышение доступности горячего питания для широкого контингента учащихся. К 2020 году 100 процентов учащихся общеобразовательных организаций будут охвачены горячим питанием.
Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.
Повысится мотивация студентов к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы.
Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в общежитиях современного типа.
Каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности.
Для всех студентов будет обеспечена возможность участвовать в исследованиях и разработках по специальности на старших курсах бакалавриата и при обучении на программах подготовки специалистов и магистров.
Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.
Повысится удовлетворенность
населения качеством
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по области, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций – не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании области. Повысятся привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров[4].
Существенно обновится педагогический корпус общего образования,
повысится уровень подготовки педагогов.
В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.
Мероприятия Программы включены в шесть подпрограмм. Основные
мероприятия направлены на создание организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических, учебно-методических условий, на формирование и развитие системы оценки качества образования.
В рамках Программы будут приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При разработке указанных нормативных правовых актов их содержание будет основываться в том числе на тех изменениях, которые запланированы в Программе. Будут учитываться требования к формированию государственного задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации.
Перечень основных нормативных правовых актов, направленных на
реализацию задач, поставленных в Программе, приведен в приложении А к Программе.
Перечень областных
целевых программ и
- областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан
Оренбургской области на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением
Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 647-пп;
- областная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2012–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 года № 806-пп;
Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ