Понятие, структура и система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

Файлы: 1 файл

курсавик черновик (Автосохраненный).docx

— 198.87 Кб (Скачать файл)

 

Прогноз состояния сферы  образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, развитии экономики, рынка труда, технологий, представленных в стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

В системе профессионального  образования в ближайшие годы за счет

сокращения численности  обучающихся в силу демографических  процессов 

будет наблюдаться высвобождение  ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17–25 лет на 12–15 процентов к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в

наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью[5].

Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций 

и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала.

Наряду с этим в области  будут развиваться два типа сетей  организаций, реализующих образовательные  программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. Укрупнение организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.

Повышение качества рабочих  мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих образовательных программах.

Важнейшее место в системе  непрерывного образования будет  занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.

Особенностью сети организаций  дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет 

организована государственная  поддержка вариативных форм дошкольного

образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей 

дошкольного возраста и увеличить  ожидаемую продолжительность образования  до 13,5 года. Организации дошкольного  образования будут осуществлять также функции поддержки семей  по вопросам раннего развития детей.

Будет создана эффективная  система организации школьного  питания,

ориентированная на укрепление здоровья школьников, повышение доступности горячего питания для широкого контингента учащихся.

Сеть школ в сельской местности  будет иметь сложную структуру,

включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и другие).

Приоритеты государственной  политики в сфере реализации Программы на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального и областного уровней.

Приоритетными направлениями  государственной политики Оренбургской области на данном этапе развития системы образования являются: модернизация институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области; формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами

потребностей социально-экономического развития Оренбургской области.

Целями Программы являются: внедрение современной модели образования, обеспечивающей формирование в Оренбургской области человеческого капитала, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; повышение эффективности реализации молодежной политики, создание условий для самореализации молодых граждан.

Задачи Программы: создание условий для равного доступа всех граждан Оренбургской области к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития дистанционного обучения на базе информационно-технологической инфраструктуры образования; модернизация образовательных программ, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; формирование современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи[3].

 Для оценки наиболее  существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предназначены целевые показатели. Целевые показатели реализации Программы оцениваются по двум уровням:

1) общие – в целом для Программы;

2) частные – по каждой из подпрограмм Программы.

К общим целевым показателям  Программы отнесены:

1) «Обеспеченность населения услугами дошкольного образования (отношение численности детей 3–7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3–7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5–7 лет, обучающихся в школе)»;

2) «Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся»;

3) «Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена»;

4) «Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности»;

5) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики области»;

6) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) дошкольных организаций к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере образования области»;

7) «Отношение среднемесячной номинальной начисленной

заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики области»;

8) «Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет».

В результате масштабной программы  строительства детских садов  и 

развития вариативных  форм дошкольного образования будет  ликвидирована 

очередь детей на получение  услуг дошкольного образования. Будут созданы 

принципиально новые модели детских садов с новым подходом к планировке

образовательных пространств  и возможностями их трансформации. Будет создана инфраструктура поддержки  раннего развития детей (0–3 года). Семьи, нуждающиеся в поддержке в  воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными  услугами в центрах по месту жительства и дистанционно. Не менее 98,6 процента детей 5–18 лет будут охвачены программами  дополнительного образования. В  старших классах для всех учащихся будет обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной  программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).

К 2020 году будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет, спортивные сооружения. В области будут созданы новые образцы школ с современной, гибкой образовательной инфраструктурой, которые станут моделями для распространения[16].

Будет создана эффективная  система организации школьного  питания,

ориентированная на укрепление здоровья школьников, повышение доступности горячего питания для широкого контингента учащихся. К 2020 году 100 процентов учащихся общеобразовательных организаций будут охвачены горячим питанием.

Каждый ребенок-инвалид  сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Повысится мотивация студентов  к учебе, поскольку в экономике повысятся требования к компетенциям выпускников, появятся механизмы стимулирования качественной учебы.

Нуждающиеся студенты с высокими результатами в учебе будут получать стипендию в размере прожиточного минимума. Всем иногородним студентам будет предоставлена возможность проживания в общежитиях современного типа.

Каждый студент, обучающийся  по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на современном производстве и получит возможность трудоустройства по специальности.

Для всех студентов будет  обеспечена возможность участвовать  в исследованиях и разработках  по специальности на старших курсах бакалавриата и при обучении на программах подготовки специалистов и магистров.

 Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.

Повысится удовлетворенность  населения качеством образовательных  услуг. Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Средняя заработная плата  педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по области, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций – не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании области. Повысятся привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров[4].

Существенно обновится педагогический корпус общего образования,

повысится уровень подготовки педагогов.

В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.

Мероприятия Программы включены в шесть подпрограмм. Основные

мероприятия направлены на создание организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических, учебно-методических условий, на формирование и развитие системы оценки качества образования.

В рамках Программы будут  приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При разработке указанных нормативных правовых актов их содержание будет основываться в том числе на тех изменениях, которые запланированы в Программе. Будут учитываться требования к формированию государственного задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации.

Перечень основных нормативных  правовых актов, направленных на

реализацию задач, поставленных в Программе, приведен в приложении А к Программе.

 Перечень областных  целевых программ и подпрограмм   включает в себя 3 областные целевые  программы: 

- областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан

Оренбургской области  на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением

Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 647-пп;

- областная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2012–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 31 августа 2011 года № 806-пп;

Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ