Понятие, структура и система образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных положений образовательной реформы.
Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:
- рассмотреть концептуальные основы реформы образования;
- подробно изучить и проанализировать программу развития образования;
- рассмотреть основные проблемы в сфере образования и выявить способы их решения.

Файлы: 1 файл

курсавик черновик (Автосохраненный).docx

— 198.87 Кб (Скачать файл)

- областная целевая программа «Молодежь Оренбуржья» на 2011–

2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 645-пп.

Включение вышеперечисленных  областных целевых программ в Про-

грамму обусловлено ключевыми  задачами, связанными с обеспечением повышения качества образования.

В областную целевую программу  «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы» включены мероприятия, направленные на повышение уровня патриотизма граждан области, укрепление социально-экономической и политической обстановки в области.

Мероприятия, направленные на повышение уровня противопожарной  защиты зданий и сооружений образовательных  организаций, предотвращение рисков возникновения  пожаров и чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях, включены в областную целевую  программу «Безопасность образовательного учреждения» на 2011–2015 годы.

Областная целевая программа  «Молодежь Оренбуржья» на 2011– 2015 годы содержит мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного влияния на процессы социализации молодежи, создание условий и гарантий самореализации молодых граждан.

В рамках Программы будут  реализованы следующие подпрограммы: «Развитие профессионального образования»; «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»; «Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Вовлечение молодежи в социальную практику»; «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных организациях Оренбургской области».

Включение вышеназванных  подпрограмм в Программу связано с особенностями структуры системы образования и ключевыми задачами, связанными с обеспечением повышения качества образования.

В подпрограммы «Развитие  профессионального образования», «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей», «Защита прав детей, государственная поддержка детей-сирот», «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» наряду с мерами по финансированию государственного задания на реализацию образовательных услуг до 2015 года включены мероприятия по развитию дошкольного, общего, специального (коррекционного) и профессионального образования, мероприятия по формированию региональной системы оценки качества образования[12].

Мероприятия по обеспечению  модернизации структуры, развитию инфраструктуры, содержанию и повышению эффективности управления профессиональным образованием включены в подпрограмму «Развитие профессионального образования».

В подпрограмме «Развитие  дошкольного, общего и дополнительного  образования детей» сосредоточены  мероприятия по развитию дошкольного,

общего и дополнительного  образования детей, направленные на обеспечение 

доступности и модернизации качественного дошкольного и  общего образования, модернизацию общего образования, создание современной  инфраструктуры дополнительного образования  детей.

Подпрограмма «Защита  прав детей, государственная поддержка детей сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья» содержит мероприятия, направленные на обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для обеспечения прав каждого ребенка воспитываться в семье.

Подпрограмма «Развитие  системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» содержит мероприятия по формированию региональной системы качества образования.

Отдельно выделена также  подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику», мероприятия которой охватывают как молодежь школьного возраста, так и обучающихся в организациях профессионального образования, работающую молодежь.

В подпрограмме «Совершенствование организации питания учащихся

в общеобразовательных организациях Оренбургской области» сосредоточены  мероприятия, направленные на создание эффективной системы школьного  питания, основанной на принципах централизации  и индустриализации, ориентированной  на укрепление здоровья учащихся посредством  повышения качества и безопасности питания.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ финансового  обеспечения мероприятий Программы  и оценка эффективности программы

 

Общий объем финансового  обеспечения Программы за счет средств  областного бюджета в 2014–2020 годах  в текущих ценах составляет 117 756 303,0 тыс. рублей. При этом ежегодный объем финансового обеспечения возрастает с 15 183 320,0 рубля в 2014 году до 18 776 187,0 рубля в 2020 году.

Наибольшие ассигнования предусмотрены в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования  и дополнительного образования детей». Их объем составляет около 70,1 процента средств Программы. Финансовое обеспечение подпрограммы «Развитие профессионального образования» составляет около 17,6 процента от общего объема средств Программы, подпрограммы «Защита прав детей, государственная поддержка детей-

сирот и детей с ограниченными  возможностями здоровья» – 9,7 процента, подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» – 0,2 процента, подпрограммы «Вовлечение молодежи в социальную практику» – 0,3 процента, подпрограммы «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных организациях Оренбургской области» – 2,1 процента.

Прогнозный объем финансового  обеспечения областных целевых программ составляет:

1) областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан

Оренбургской области  на 2011–2015 годы» (объем финансирования на 2014- 2015 годы) – 15 406,5 тыс. рублей;

2) областная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2012–2015 годы (объем финансирования на 2014–2015 годы) – 252 180,0 тыс. рублей;

3) областная целевая программа «Молодежь Оренбуржья» на 2011–2015 годы (объем финансирования на 2014–2015 годы) – 41 319,0 тыс. рублей.

Распределение бюджетных  ассигнований по подпрограммам Программы в целом соответствует сложившимся объемам областных обязательств по соответствующим направлениям расходования средств.

Расчет финансового обеспечения  мероприятий Программы на 2014–

2020 годы, представленных  в аналитическом распределении  расходов областного бюджета,  осуществлялся с учетом изменения  прогнозной численности обучающихся  в результате реализации мероприятий  Программы, обеспечения повышения оплаты труда педагогических работников системы образования, а также индексации иных расходов на образование в соответствии с прогнозными значениями инфляции.

В рамках Программы наряду с финансовым обеспечением государственного задания, управления сетью образовательных и иных организаций, подведомственных областным органам исполнительной власти – участникам Программы, будет проводиться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества образовательных услуг, развитие перспективных направлений и образовательных организаций.

Основными источниками финансирования мероприятий в рамках реализации Программы являются средства областного бюджета.

Планируемые мероприятия  в период до 2015 года включительно будут  реализованы в рамках доведенных лимитов областного бюджета.

 Начиная с 2016 года в рамках бюджетного процесса будет уточняться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие системы образования и повышение качества образовательных услуг.

Реализация Программы  предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, определенными мероприятиями.

Финансирование Программы  в заявленных объемах позволит достичь  поставленных целей.

Объемы бюджетных ассигнований будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Выполнение мероприятий  Программы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий[1].

Финансирование основных мероприятий будет осуществляться из средств областного бюджета, в  том числе с выделением из областного бюджета субсидий и субвенций. Более подробно меры государственного регулирования представлены в подпрограммах.

Важное значение для успешной реализации Программы имеют прогнозирование возможных рисков, а также формирование системы мер по их предотвращению.

Характер Программы порождает  ряд рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой.

Внутренние риски:

- неэффективное использование бюджетных средств;

- необоснованное перераспределение средств, определенных Программой, в ходе ее исполнения;

- недостаточный уровень исполнительской дисциплины;

- недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий Программы;

- отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Программы.

Меры управления внутренними  рисками:

- разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией

мероприятий Программы, оценки эффективности использования бюджетных  средств; 

 - мониторинг результативности реализации Программы;

- проведение подготовки и переподготовки кадров;

- обеспечение процесса информирования исполнителей по отдельным

- мероприятиям Программы, а также разработка соответствующих регламентов и мер по межведомственной координации в ходе реализации Программы.

Внешние риски:

- снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы;

- недостаточное финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета;

- возможные изменения федерального и областного законодательства;

- недоверие субъектов экономической деятельности к доступности мероприятий Программы.

Меры управления внешними рисками:

- проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения Программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Программы;

- использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий Программы для частных инвесторов;

- определение приоритетов для первоочередного финансирования;

- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников – проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве;

- своевременное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации Программы;

- осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов экономической деятельности о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления.

Методика оценки эффективности  и результативности Программы учитывает, во-первых, степень достижения целей и решения задач Программы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.

Оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование системы  образования в Оренбургской области

 

3.1 Проблемы в  сфере образования и способы  их решения

 

Развитие образования  происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие  оказывают факторы, среди которых  основными являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

- неполнота нормативной правовой базы в области образования;

- систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Несмотря на то, что провозгласили  образование приоритетом, базовой  демократической ценностью, но все  же оно не подкрепляется должным  образом практическими делами.

Информация о работе Понятие, структура и система образования в РФ