Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность исследования

Подростковый возраст  является, в большинстве случаев, одной из сложных социальных категорий, подверженная большому социальному  риску. Подростки сталкиваются с  разнообразными проблемами, обусловленные  процессами и изменениями происходящими в современном обществе и которые связаны в большей степени с экономической ситуацией и ее эффектами.

Одновременно с новыми возможностями, открывшееся для  них, этот период подвержен некоторым  факторам риска. Появились новые  социальные проблемы, уже существующие ранее, но которые раньше не имели таких размахов. Исследования доказывают, что очень опасной зоной риска для подростков является свободное время.

К сожалению, констатируем, что в настоящее время не существует пока у подростков культуры свободного времени.

Эта проблема может быть рассмотрена с двух точек зрения:

    • что должен делать индивид
    • что должно сделать учреждение.

Я считаю, что если заинтересовать подростков в том, чтобы свободное  организовать с пользой для себя и общества, то это значительно снизит уровень многих социальных проблем, которые появляются в этот период.

Школьные учреждения, социальные центры для подростков и  молодежи могут частично решить некоторые  проблемы связанные с проведением  свободного времени.

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.

Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.

Предмет исследования: подростки

Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Цели исследования:

  1. Анализ и изучение соответствующей литературы по предмету исследования
  2. Изучение мнения подростков о их свободном времяпровождении.
  3. Изучение того, как культурное времяпровождении подростков помогает предотвратить различные социально-психологические конфликты.
  4. Разработка программы мероприятий и конкурсов для подростков с целью решения различных социально-психологических конфликтов этого периода.

Гипотеза исследования: предполагаем, что изучение мнения подростков о проведении их свободного времени поможет решить некоторые социально-психологические проблемы этого возраста. Предполагаем, что сможем формировать у них понятие о культуре проведения своего свободного времени, адекватная их интересам и потребностям, через разработку нескольких интеллектуальных мероприятий и спортивных конкурсов, которые будут способствовать расслаблению, восстановлению и самосовершенствованию подростков.

Методы, способы и  техники исследования:

    • Анализ соответствующей литературы с целью теоретического аргументирования исследования.
    • Социальная анкета
    • Обработка данных

Этапы исследования

Данное исследование было проведено на протяжении 2012-2013 года в трех этапах:

  1. июнь- октябрь 2012 – теоретическое исследование проблемы
  2. ноябрь 2012 – февраль 2013 – проведение устанавливающего эксперимента
  3. март 2013 – разработка программы интеллектуальных мероприятий и спортивных конкурсов для подростков в их свободное время; окончательная обработка тезиса.

Организация исследования: в расследовании проблемы участвовали 44 подростка из лицея «Б. П. Хождеу» г. Бельцы. Возраст подростков составлял от 13 до 18 лет.

Теоретическое значение тезиса состоит в изучении социально-психологических аспектов конфликтных отношений в системе «подросток-родитель».

Практическое значение тезиса состоит в разработке программы культурных мероприятий для подростков с целью предотвращения различных социально-психологических проблем и их самосовершенствованию.

Структура работы: введение, две главы, выводы, библиография, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

1.1 Потребности  и проблемы подросткового возраста.

Подростковый период (от 12 до 18 лет), или пятая стадия психосоциального развития, традиционно считается  наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и возникновения кризисных состояний.

По мнению американского  психиатра Эрика Эриксона, создателя  эго теории личности, существует несколько стадий развития личности. Он заявил, что каждая из них сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни каждого индивида. Эриксон выделяет, что «этот возрастной период очень важен в психосоциальном развитии и считает первостепенным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения: выбор карьеры, выбор референтной группы и членство в ней, употребление  алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы. Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая его ценности.

Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими  сознание веществами и другой жизненно опасной активности. В этот момент очень характерны мысли о самоубийстве как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны родителей и взрослых.

Сезон подростковых кризисов попадает на лето. Чуть что, и дети взрываются, хлопают дверью. В некоторых городах к началу каникул, сотрудники городской инспекции по делам несовершеннолетних приурочивают операцию по предупреждению побегов из дому.

Сотрудники правоохранительных органов обходят школы, знакомят подростков с правилами дорожного движения, поведением в лесу и на железной дороге. Чтобы предупредить бродяжничество, начинают обшаривать подвалы и чердаки, вокзалы и скоростные трассы.

Переломным возрастом  является период примерно от 12-15 лет  в развитии психики подростков. В  этом возрасте, независимо от поведения родителей молодой человек стремится ослабить связь с ними. Он замыкается в себе время от времени проявляет агрессивность, становится резким в отношениях со взрослыми, противится их воле. Некоторых характеризует нервозность, эмоциональная незрелость, амбициозность, отсутствие контроля над своим поведением, неумение ставить цели и добиваться их, ложная система ценностей. Молодые люди, у которых под влиянием семьи, школы или родственников сформировался подобный тип личности, обычно выдвигают завышенные требования к жизни, ожидая немедленной их реализации. Для этих подростков характерно расхождение между желаниями и возможностями их удовлетворения. Им не хватает умения сосуществовать с другими. Они болезненно впечатлительны, некоторые из них боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Эти свои качества они считают слабостью и стыдятся их, поэтому стараются казаться сильными, навязывать другим свою волю, сами же проявляют недостаточную стойкость перед некоторыми неудачами и тщательно скрывают это. Они не умеют смеряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро впадают в уныние.

Эти черты мешают подросткам в осуществлении их стремлений. Они  очень болезненно переживают постоянную неудовлетворительность своих потребностей, недостаток достижений и успехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимают вызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или, вместо того, чтобы преодолевать трудности, отступают, избегая их. Привычка уклоняться от жизненных трудностей, уходя в свой внутренний мир, может пристрастить подростка к алкоголю и наркотикам. Родители начинают спрашивать себя, откуда у своих детей берутся такие черты, ведь никто из родителей сознательно их не развивает в детях. Всему виной ошибки в воспитании.

Так, чрезмерная заботливость о ребенке (особенно единственном), предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех его прихотей является одним из основных источников  формирования черт личности, которые в последствии могут ему навредить.

К такому же результату могут  слишком суровое отношение к  ребенку, нетерпимость, эмоциональная  холодность родителей.

В первом случае у ребенка  не вырабатывается стремление преодолевать трудности, которые встречаются в повседневной жизни, формируется недостаточно зрелая или же инертная, уступчивая психика.

У подростка могут  закрепиться и переноситься на более  поздний возраст сложившиеся  в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать  сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения, понимая, что он – не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Поскольку в жизни    невозможно уклоняться от трудностей, подросток пытается убежать от них в беспроблемный мир алкоголя и наркотиков.

Во втором случае ребенок  жаждет ласки, любви, которых не получает от суровых, отталкивающих его родителей. Он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей, против всего мира взрослых. Он агрессивен по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости. Создать ему иллюзию всеобщей любви помогут либо дурманящие средства, или компания опасных девиантных групп.

Именно так образуется психологическая склонность  некоторых  подростков к наркотическому пороку. Склонность эта не врожденная и часто  её корни обнаруживаются в неправильном поведении родителей по отношению  к ребенку. Если упомянутое отношение к ребенку родители не считают неправильным, а совсем наоборот – оценивали его как наиболее верное, то не удивительно, что спустя несколько леи их сын или дочь найдут себе поддержку в опасной компании.

Этому возрасту также  свойственна мечтательность и склонность к формированию крайних мнений, к незрелым эмоциональным поступкам.

Все эти явления, естественные для психического развития подростка, представляют для него серьезный  фактор напряженности. Его не оставляют  чувства вины и недовольства собой.  Чаще всего он это скрывает под маской равнодушия, иронии и пренебрежения к взрослым. Особенности психики в подростковом возрасте представляют благодатную почву  для  обращения к алкоголю, наркотикам и разного рода девиантным группам. Комплекс неполноценности порождается у них психическими травмами, вызванными домашней обстановкой, неудачами в учении, а также плохим здоровьем и особенно физическими недостатками.

Психические травмы и  обиды – одна из причин специфического состояния невроза, в котором доминируют чувства страха, напряженности и душевного состояния страдания, а также представление о безнадежности своего положения. Все это приводит к депрессии, потере чувства собственной значимости и самоуважения.

Из-за того, что у родителей  нет времени на воспитание (и умения тоже) своих детей, у подростков возникает серьезный дефицит удовлетворения различных эмоциональных потребностей: в безопасности, внимании, любви, признании, успехе, независимости и новых впечатлениях.

Впоследствии неудовлетворенности этих потребностей, юноша, несмотря на хорошее умственное развитие, негативно относится к школе и учению. Он  склонен к философствованию, строптив и дерзок с учителями. Естественно такая позиция сказывается на успеваемости. В школу он ходит без желания, вину за своё отставание сваливает на учителей, которые «невыносимы» и «взъелись» на него. Если перевести его в другой класс или другую школу, он ведет себя по-прежнему и ситуация повторяется. Если подросток чувствует себя в школе дискомфортно, он начинает прогуливать уроки. Поведение своё оправдывает заимствованной у приятелей «идеологией», он уже не хочет исправиться, а атакует взрослых всевозможными заявлениями. Учиться он отказывается, так как  «это не имеет смысла».

Важнейший его принцип  – не вмешиваться в дела других (в основном - родителей) и не позволять им вмешиваться в свои дела.

Подобная «идеология»  улучшает настроение школьника, потому что она как бы оправдывает  перед ним самим его плохое поведение, отсутствие успехов в  учении. Отношения с родителями складываются непросто.  С одной стороны, он относится к родителям с пренебрежением, а с другой – полностью зависит от них, потому что они его содержат.

Эмоциональный диссонанс  между тем, что подросток думает, и тем,  что он делает и говорит, вытекает из внутреннего конфликта между его совестью и занимаемой им позицией. Подобное несоответствие порождает дискомфорт более значительный, чем отсутствие успехов в школе. И тут подросток открывает для себя, что алкоголь или наркотик как бы сглаживает тяжелое чувство напряженности, так как притупляет сознание, отдаляет заботы, расцвечивает мир, позволяет забыть о неприятностях, дает психическую разрядку. Подросток ещё не отдает себе отчета в том, что это иллюзорный путь самообмана. Он считает, что нашел истинный смысл жизни. Тем временем в организме подростка постепенно укореняется алкогольная и наркотическая зависимость (сначала психическая, затем и физическая). Он не успеет оглянуться, как станет их рабом.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста