Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Нельзя не признать, что  сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует по понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить ссор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.

Регистрация случаев  насилия затруднена ещё и тем, что бывает сложно отнести некоторые акты к уголовно наказуемым деяниям. Одновременно существуют факторы, которые препятствуют обращению реальных или потенциальных  жертв в милицию. Подростки часто не доверяют правовой системе, не хотят делать свою тайну достоянием общества и многое другое. Таким образом, статистически видимой становится  «верхушка айсберга».

Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного  насилия в частности в различных  научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.

В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, то есть насилие является стереотипом семейных отношений, принятом в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально – экономическое положение индивида (семьи), безработица, плохие жилищные условия и пр.).

С позиций психологического подхода насилие рассматривается  как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии, либо как симптом дисфункционирования семьи. Плохое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как трудный (обуза), что вызывает  риск плохого обращения.

С психологической точки  зрения насильственное поведение и  жестокость редко бывают бессмысленными. Этот момент очень важен по той  причине, что любое субъективное побуждение должно освещаться с позиции личностного смысла, личностной значимости. На этом уровне мотивы агрессивного поведения, как правило, не осознаваемы.

Неопытные родители используют насилие над своими детьми, пытаясь  таким образом установить свою власть и самоутвердиться. Так родители хотят повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства.

Таким образом, агрессивные  и насильственные действия родителей  являются для них средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

С позиций системной  семейной психотерапии жестокое обращение  в семье – показатель дисфункционирования  семейной системы, структурный признак  нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например,  насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с насилием) не устранить, то насилие принимает либо хронический, либо циклический характер.

В настоящее время  более продуктивными считаются междисциплинарные подходы, такие, как психобиологический, социально-психологический или социокультурный.

В соответствии с концепцией психобиологического подхода насильственное поведение наиболее  характерно для лиц с патопсихологическими отклонениями и обуславливается наличием у индивида патологических и девиантных черт.

Социально – психологический  подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье. Например, с одной стороны, среди мужей избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в 3 раза больше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях. Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей, тогда как один из 400 среди тех, кто не подвергался плохому обращению в детстве, в дальнейшем ведет себя агрессивно.

В контексте  данного  подхода следует отметить внутрисемейную цикличность насилия.

В отличие от первого и второго подходов (иногда объединяемых в один – индивидуальный подход), в рамках которых семейное насилие объясняется психологическими особенностями отдельного индивида, социокультурный подход рассматривает проблему более широко – в контексте социальной и экономической ситуации внутри общества в целом.

Проблема семейного  насилия рассматривается также  в терминах «власть» и «контроль». Унижая ребенка, ущемляя его права  и  свободу, родитель получает возможность  ощущать над ним свою власть, контролировать его жизнь.

В теории и практике социальной работы в настоящее время также существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. В соответствии с одними внимание акцентируется на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические проблемы родителей) либо психоциальных факторов (внутрисемейные отношения и семейная история). Согласно другим подходам отмечается воздействие таких ситуативных факторов, как наркотическое или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость подростка, провокационное поведение с его стороны, дестабилизирующее влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы родителей, их социальная изоляция) и др.

Проведенный Н.Ф. Бердникович  анализ теорий, объясняющий природу  пренебрежительного отношения и насилия в семье, позволил выделить три более частных подхода к данной проблеме: ситуационная модель; теория социальных изменений;  модель символического взаимодействия.

Ситуационная модель исходит из того, что вероятность  возникновения агрессии определяется длительностью и интенсивностью воздействия определенных ситуативных и структурных переменных. Помимо вышеперечисленных факторов и причин к ним также относят насилие коммуникативных трудностей, факторы, относимые с личностью опекуна (жизненный кризис, синдром сгорания и др.).

Не последнее место  при объяснении причин насилия отводится и влиянию внутренних и особенно внешних стрессовых факторов. Среди наиболее стрессогенных внешних факторов указывалось на возраст, уровень доходов, безработицу и жизненный кризис, тогда как вероисповедание, место жительства и расовая принадлежность оказывали воздействие в меньшей степени.

В основе концепции модели символического взаимодействия лежит  утверждение, что общение между  людьми представляет собой непрерывный процесс обмена информацией, в ходе которого каждая предыдущая реплика определяет последующую, в результате чего для понимания содержания сказанного необходимо установление единого шаблона декодировки символического смысла слов, ролей. Если такое «согласие» не достигнуто, возможны несовпадения в понимании и, как результат, повышение вероятности конфликтов и появление натянутости и агрессивности во взаимоотношениях.

В результате применения тех или иных подходов отечественные  и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает следующее:

- насильственные действия чаще всего совершаются по отношению к детям и женщинам;

- психологическое и  физическое насилие являются  наиболее распростра-ненными;

- насилие в подавляющем  большинстве случаев не единичный  акт, а повторяющееся явление;

- потерпевшие, как  правило, не обращаются в милицию,  а ищут поддержки и помощи у друзей (но не родственников) или в специализированных организациях;

- частота насилия не  связана с этнической или конфессиональной  принадлежностью;

- уровень образования  не коррелирует с частотой  насилия;

- семейное насилие  носит циклический характер, причем замкнутый семейный круг с зависимыми членами семьи часто является причиной воспроизведения в следующих поколениях.

Как показали различные  исследования, контингент лиц, совершающих  насильственные действия, абсолютно  неоднороден, но у них есть общие  психологические черты, такие как эмоциональная холодность и бесчувственность, неумение сопереживать и поставить себя на место другого и в тоже время крайняя чувствительность к нежелательным внешним воздействиям и ранимость, а также агрессивность и жестокость, повышенная тревожность и страх, неумение контролировать свои поступки и сдерживать эмоции. Это по большей части ригидные личности, злопамятные, нежелательные эмоции как бы застревают в них, они долго, иногда всю жизнь, хранят старые, даже имевшие место в детстве обиды, когда причины, их вызвавшие, давно исчезли. У них также присутствует ещё одно качество – неумение или неспособность преодолевать свои внутренние проблемы и снимать соответствующие им переживания, особенно если они болезненны, только на психологическом уровне, без внешних физических воздействий, без изменения внешней физической среды. В большинстве случаев склонные к насилию, жестокие люди воздействуют на окружающих людей, а не пытаются приспособиться к ним, оставаясь в рамках своего я, и в целом их адаптационные способности находятся на достаточно низком уровне. В целом можно констатировать, что субъективная приемлемость  насилия и готовность к насильственным действиям являются результатом искажения процесса социализации.

Благодаря активным действиям международных правозащитных организаций за последние десятилетия существенно расширились представления о соблюдении прав человека. Соответственно изменилось понимание ответственности государств за насилие в семье. Если раньше считалось, что государство ответственно лишь за деятельность своих органов власти, но не за действия частных лиц, и тем более в семье, то сегодня применим принцип соучастия: систематическое предотвращение или пресечение государством нарушений прав человека,  в том числе в частной сфере. Утверждение этой тенденции возлагает на государство ответственность не только перед собственными гражданами, но и перед международным сообществом и правом.

Насилие в семье нарушает  такие права человека, как право  каждого (ой) на равную защиту перед законом, то есть преодоление дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.

Положения, важные для  правовой защиты от насилия в семье, закреплены в следующих документах: Всеобщая декларация прав человека,  Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрация брака, Конвенция о равном вознаграждении  мужчин и женщин за труд равной ценности,  Конвенция об охране материнства, Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями; Конвенция о дискриминации в области труда и занятий и т.д. Почти все названные документы ратифицированы Республикой Молдова.

Международная правовая практика стремится к тому,  чтобы  юстиция в случае семейной жестокости руководствовалась в первую очередь  характером актов насилия, а не взаимоотношениями между насильником и жертвой. Активная политика арестов и преследования в судебном порядке оказывается наиболее эффективным средством сдерживания дальнейшего насилия, особенно если оно имеет серьезные последствия или совершается в отношении детей. Значение государственных законов, устанавливающих пределы допустимого поведения в семье, очевидно.

Проблемы  семейного  насилия, постоянно возникающие  в процессе социальной работы и психотерапии  посттравматических стрессов и нередко  определяющие задачи их решения, тесно сопряжены не только с международными правовыми актами, но и с законодательством Р. Молдова. Однако, к сожалению, представители многих государственных учреждений и организаций, специалисты, призванные оказывать помощь людям, пережившим насилие, как и сами жертвы, и те, кто насилие совершает, плохо осведомлены об отечественных законах, напрямую связанных с данной проблематикой.

В этой связи важно  обратить внимание на определение терминов насилия, приводящихся в уголовном  и гражданском законодательстве страны. Они содержат четкие и недвусмысленные определения, что следует считать насильственными преступлениями, квалификация которых несет за собой уголовную ответственность и некоторые другие правовые действия.

В Уголовном кодексе  Р. Молдова физическое насилие определяется как реальное или потенциальное причинение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы человека посредством применения физической силы, холодного и огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, сыпучих веществ и т.д., а также в воздействии на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей путем отравления или спаивания одурманивающими средствами. Психическое насилие трактуется как угроза применения насилия, когда жертва подвергается устрашению, запугиванию с применением физического насилия. Психическое насилие может включать и причинение душевной, или психической травмы и ограничение свободы волеизъяснения (независимо от реальности наступления физического вреда).

Физическое и психическое  насилие тесно взаимосвязаны. Совершая физическое насилие над человеком, ему причиняют и душевную травму. Использование же психического насилия, даже при отсутствии выраженного физического нарушения, всегда вызывает определенные, пусть даже и незначительные, изменения в организме человека.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста