Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый вариант –  преступление можно действительно  оценивать как ситуативное, совершаемое  в условиях конфликта, возникающего не по вине правонарушителя или преимущественно не по его вине.

1.2. Развитие  государственной семейной политики

В самом общем виде семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и других социальных институтов по созданию и  других оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизацию отношений между личностью, семьей и обществом.

В число объектов государственной  семейной политики включены как органы государственной (законодательной  и исполнительной) власти всех ценностей, так и негосударственные институты.

Целью семейной политики провозглашено  обеспечение государством необходимых  условий для реализации семьей ее функций.

Существует 4 главных направления  семейной политики:

  1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержкой экономической и жизнеохранительной функций);
  2. Обеспечение работникам, имеющих детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка экономической, репродуктивной и психологической функцией);
  3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической и сексуальной функций);
  4. Усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательных и психологических функций).

Концептуальные, методологические и правовые основы государственной семейной политики в последнее десятилетие получили дальнейшее развитие в молдавском законодательстве, в указах Президента Республики Молдова, постановлениях Правительства Республики Молдова, иных официальных документах.

В деятельности государства  по отношению к семье укрепляются позитивные тенденции, складывается идеология государственной семейной политики. Конституция Республики Молдова включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства. Принят новый Семейный кодекс Республики Молдова. Поддерживаются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения. Действует система семейных пособий, призванная смягчить негативное влияние социально экономической ситуации в стране на уровень жизни семей с детьми. Определены главные направления государственной семейной политики. Формируются практические механизмы ее реализации, в том числе региональные и отраслевые программы, направленные на решение наиболее острых проблем.

В стране проводится курс на приведении государственной семейной политики в соответствии с международными правовыми стандартами, положениями документов Международного года семьи. Согласно народным стандартам, семья рассматривается как основной институт, через которые социальные, экономические и культурные изменения оказывают влияние на структуру населения; признается основной ячейкой общества, которая обеспечивается правовой, экономической и социальной защитой со стороны государства.

Безусловной  важной представляется ориентация государственной семейной политики на приоритет общечеловеческих ценностей, соотношениях с положениями основных международных правовых актов – Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономически, социальных и культурных правах, конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, конвенции о правах ребенка, Венской декларации и Программы действий, принятых второй Всемирной конференцией по правам человека, Пекинской декларации и Платформы действий, принятых четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, других международных документов. Этот процесс приобретает все более конкретное содержание в контексте расширения сотрудничества с Евросоюзом.

Государственная системная  политика должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе социального партнерства и сотрудничества с государством, различными организациями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению адресности и целенаправленности социальной поддержки на основе представления семьям разнообразных социальных услуг расширения возможностей для сомообеспечения семьи на собственные трудовые усилия, развития семейного предпринимательства , информационного обеспечения семей, изучения и прогнозирования социальных нужд.

Государственные гарантии общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются целым рядом нормативных актов Республики Молдова.

В то же время не определена тенденция снижения доступности качественного образования, порождающая рост социального и территориального неравенства юных граждан. Остается острой проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственности и духовному развитию. Действующее законодательство не обеспечивает в достаточной мере защиту нравственного, умственного и физического развития подрастающего поколения. Сократился объем финансирования изданий для детей и молодежи.

Идет активное развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, при этом несмотря на положительную динамику. Сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах.

Продолжается развитие сетей доступных для семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников.

Законодательное оформление семейной политике Республики Молдова  находится в стадии активного  становления. Целостная система  нормативно-правового регулирования, предполагающая определение целей, приоритетов, дополнительных конкретных мер и механизмов реализации семейной политики с учетом остроты проблем семей, специфики социально-экономического развития, его финансовых и иных возможностей. Еще далеко не сформирована.

Целесообразно уделить  особое внимание разработке в субъектах  Республики Молдова целевых комплексных  программ семейной политики, включающих меры по решению проблем демографического развития семей, социализации детей, пропаганды здорового образа жизни, профилактики семейного неблагополучия, социальных болезней, детской безнадзорности и беспризорности.

1.5. Социальная  работа как фактор стабилизации  как фактор стабилизации семьи.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, переходя от традиционной модели к новой. Иными становятся виды семейных отношений, роли и функциональная супругов, положение детей. Другими становится семейный уклад и стиль жизни.

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов  пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке,  можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленные без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Остановимся сейчас на видах  экстренной помощи или наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения  обычно скрыты от окружающих, но исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности.

Формы жестокого обращения  не сводятся к физическому насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психологическими или иными способностями – например запрет общаться с друзьями или соседями, приобрести образование, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушают действие на отношения между членами семьи и их психологическое здоровье.

Физическое и сексуальное  насилие наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.

Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих и  психотропных веществ и т.п.

Сексуальное насилие  по отношению к несовершеннолетним детям – это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым сношениям, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используются и физическое насилие.

Для лиц переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Часто бывает, что дети, подверженные жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психологических ограничений или по иным объективным причинам. Такой вид поведения бывает скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует прямые или косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.

Также могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослыми и ребенком, страх  ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, нежелание оставаться с ним наедине.

Иногда родители не разрешают  ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. И следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияние в белки глаз, следы крови на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.

Совокупность таких  признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье, участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации – это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых может служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, использованным в случаях семейной жестокости, относится  также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность  женщинам и детям переждать в  безопасном месте кризис семейной ситуации. Но ограничиваться только таким видом помощи непродуктивно, потому что неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому рекомендуется прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между членами семьи, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Так, работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает  диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, на основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечение его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводится социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимодействиях; социально-правовое консультирование, которое помогает семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а так же педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей детей. Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и социальные компоненты – например оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшение жилищных условий.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление  основной причины злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов, а также изучение социальной биографии. Причиной злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Часто выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, потому что иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а на оборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая                                                                                                                       реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, потому что после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста