Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Что касается самого поведения, то необходим анализ особенностей его  до преступного и преступного характера, в том числе и в плане криминологического прогнозирования. Следует разобраться какова роль личности и внешних обстоятельств в преступном поведении, кроме того, в какой мере последние предопределялись позицией личности.

Как отмечает Кудрявцев В.Н. (29) преступный акт является итогом взаимодействия социальной ситуации развития личности, личностных характеристик и непосредственной ситуации совершения преступления.

С точки зрения понимания  генезиса преступного поведения  и его конкретной социальной обусловленности необходимо выяснить: под влиянием, каких именно социальных условий сформировалась соответствующая  система ценностей; в какой мере она способна была проявиться в условиях жизнедеятельности данного подростка или подростков; какие ценностные ориентации практически вытекали из соответствующих условий; не был ли объективно обусловлен разрыв между ценностными ориентациями самого подростка и теми, которые диктовались ему обществом; в какой мере его личные ориентации обуславливались обстоятельствами и окружением; какие ориентации и жизненные планы он считал для себя реальным и т.п. сам по себе разрыв между официально признаваемыми ценностями и теми, которые несовершеннолетнему кажутся доступными, с учетом обстоятельств и личных качеств (может создавать конфликт, имеющий криминологическое значение.)

Анализ следующих трех групп ценностных ориентаций подразделяемых на:

    1. высшие всеобщие интересы;
    2. интересы круга друзей и близких;
    3. личные интересы (материального и нематериального характера)

показывают, что большинство всех несовершеннолетних высоко ценят высшие интересы и придают  большое значение  полному проявлению собственной личности через их реализацию.

Понимание высших всеобщих интересов у всех подростков почти  одинаково. Конкретные преступления совершеннолетних преступников обычно связаны: во-первых, со специфической «относительной нуждой», обусловленной потребностями в том, что не соответствует ни их возрасту, ни их материальному положению (в спиртных напитках, престижных и дорогих предметах одежды и т.п.), во-вторых, с готовностью жертвовать законом ради определенных материальных благ, высоко ценимых ими.

Всеми подростками высоко ценятся такие  факторы, как любовь и создание хорошей семьи. Эти  вполне естественные человеческие стремления сильно выражены  в контингенте преступников очевидно в силу того, что многие несовершеннолетние правонарушители в детстве бывают лишены должной родительской заботы и нормальных семейных условий. Известно, что чувство любви к лицу противоположного пола по силе своего влияния у подростков, совершающих преступление, нередко конкурирует с тягой к товарищеским группам и даже побеждает её. Не случайно брак с морально устойчивой девушкой может предупредить дальнейшую деморализацию молодого человека.  У подростков зарождение такого чувства может служить при благоприятных условиях обстоятельством, сдерживающим их деморализацию.  Умелый подход в подобных случаях может дать положительные результаты в воспитательной работе с ними.

Анализ ценностных ориентаций, характеризующих средства достижения целей, свидетельствует о том, что несовершеннолетние понимают значимость личных положительных качеств (интеллектуальных, волевых и др.) как главных условий достижения подлинного жизненного успеха. По мнению абсолютного большинства исследованных подростков, включая и совершающих преступления, наилучшим образом способствуют успеху в жизни: трудолюбие, образование, целеустремленность, способности. Менее всего, по их мнению, могут помочь: физическая сила, помощь родителей, хорошие материальные возможности.

Деформация  допреступного поведения.

Последние данные криминалистических исследований показывают, что наиболее общественно опасный вариант  негативно отклоняющегося от социальных норм поведение – преступление –  в исключительных случаях (даже у несовершеннолетних)  может рассматриваться как результат определенного «скачка»  от нормы к уголовно наказуемому деянию.  Причем это происходит часто в конфликтной ситуации, создаваемой отнюдь не по вине субъекта преступления. (В литературе отмечается существенность роли ситуации и подчеркивается, что в случае особо неблагоприятной, тяжелой жизненной ситуации преступление может совершить лицо, в целом положительно характеризуемое, но не устоявшее перед подобным стечением обстоятельств).

Среди несовершеннолетних преступников широко распространены различные формы крайне аморального поведения (пьянство, половая распущенность, азартные игры и др.), которые нередко становятся определяющими сторонами их деятельности.

В общем континенте несовершеннолетних преступников, как свидетельствуют выборочные исследования, большинство из них употребляли спиртные напитки.

Подросткам, совершающим  преступления, свойственно по данным Н.Г.Яковлевой (28): во-первых,  более  раннее (на 2-3 года) по сравнению с  их ровесниками приобщения к употреблению алкоголя; во-вторых, различие мотивов (поводов) употребления алкоголя; в-третьих. Интенсивное формирование привычки употреблять спиртное в свободное время. А в ряде случаев – в потребности. К этому можно добавить и употребление спиртных напитков в больших дозах. В мотивах употребления спиртного часто отражаются неблагоприятные социальные условия жизни этой категории подростков. Они ссылаются на тяжелые условия жизни в семье, жизненные неудачи, на то, что таким способом легче переносить горе, стыд, боль, оскорбление. Из числа опрошенных В.М. Корлициновым 30% юношей и 26 % девушек объяснили употребление спиртного тем, что «было нелегко делать», или для «храбрости», для того чтобы «веселее проводить время» и т.п.

В результате того, что со временем  употребление алкоголя становится привычкой, а в ряде случаев и потребностью,  значительная часть свободного времени используется для поисков путей и средств приобретения спиртных напитков и на их распитие. Пределами поисков и потребления нередко служат только границы материальных, организационных и физических возможностей подростков, но не нравственные и правовые рамки. При изучении обстоятельств совершения преступлений и непосредственно предшествующих им событий, часто приходится сталкиваться с тем, что не задолго до совершения преступления подростки распивали спиртные напитки.

Пьянство – это  определенная ступень деформации личности и ее поведения, которая бывает очень  близкой к сугубо криминогенной  деформации, имеет с ней общие  социальные корни. Привычное употребление спиртных напитков ведет к изменению потребностей и интересов, к утрате тех из них, которые носят общественно полезный характер, к существенной деформации такой черты характера, как совесть. Мир у человека сужается до небольшого мирка собутыльников. Окружающие часто воспринимаются им лишь под углом возможности употребить алкоголь. Состояние опьянения в большинстве случаев исключает у подростков акт объективации. Ответ «был пьян и поэтому не думал о последствиях», - встречается по данным К.Е. Игошева примерно в 10-30 % случаев.

Одной из важнейших задач  криминологических исследований является выявление механизма связи пьянства с преступным поведением, обстоятельств, при которых пьянство начинает играть криминогенною роль,  и выявление показателей такого явления.

Для некоторых несовершеннолетних преступников характерно ранее начало  половой жизни, случайные половые  связи, как правило, под влиянием криминогенной микросреды: родителей, не скрывающих от детей этой стороны  своей жизни; друзей и знакомых, имеющих соответственный опыт.

По данным М.А. Арсеньевой, характерными чертами тех, чье поведение  перерастает в преступное, являются6 особенности сексуального поведения, прочные связи с лицами, ранее  судимыми, совершающими преступления, в том числе ведущими паразитический образ жизни; связь со случайными лицами, с которыми они познакомились в местах развлечений; частая смена партнеров, и неразборчивость в их выборе; беспечность по отношению к возможным отрицательным последствиям случайной половой связи (заражение венерической болезнью, риски быть втянутым в правонарушение, ранняя беременность и т.п.).

Сексуальная распущенность  в криминогенной среде  отрицательно влияет и на несовершеннолетних, не имеющих опыта соответствующих  связей. Подростки младшего возраста могут совершать: циничные, хулиганские или развратные действия по отношению к малолетним, стремятся доказать свою «взрослость».

Указанные аномалии поведения  приобретают криминогенный характер еще и потому, что у большинства  несовершеннолетних преступников происходит замещение ведущей деятельности; последняя в их возрасте должна заключаться в получении образования или профессии. Хотя многие работают или учатся, но, как правило, не это определяет их поведение, потребности, интересы, ценностные ориентации, а праздное время провождение, поиски того, чем бы себя занять в свободное время, как сделать его проведение разнообразным. Г.М. Миньковский отмечает, что интересы правонарушителей переключены в другие сферы, т.е. происходит смещение самой сферы ведущей деятельности.

Как показывают исследования, подавляющее большинство подростков до совершения преступлений вовлекались  педагогами и ровесниками в различные  кружки (технические, художественные и  д.р.) но вскоре их бросали, так как  занятия требовали определенной дисциплинированности, сосредоточения внимания, усердия, трудолюбия и других положительных качеств, развитых у этих подростков недостаточно. Сравнительно дальше такие несовершеннолетние  задерживаются в спортивных секциях, как правило, по двум причинам:

Во-первых, именно там  они достигают наибольших успехов  и могут проявить свои качества наиболее полно; во-вторых, они чаще по-своему заинтересованы в соответствующей  подготовке, так как она помогает им успешно участвовать в драках, «обуздывать» своих противников из враждебных криминогенных группировок и других лиц. Когда спортивная подготовка таких подростков в секциях не сопровождается одновременной эффективной перестройкой их нравственного сознания, она чревата и отрицательными последствиями.

Анализ различных деформаций поведения в их комплексе позволил выделить несколько типов поведения  несовершеннолетних, предшествовавшего  преступлению, в связи с которыми они отбывали наказание в период исследования.

I. тип – социально деформированное поведение. В данном случае несовершеннолетние нарушают только требования возрастных социальных ролей (например: плохо учатся, остаются на второй год, до позднего времени находятся в общественных местах).

II. тип характеризуется социально-нравственной деформацией поведения, когда оно противоречит не только указанным выше ролевым требованиям, но и связанно с крайне аморальным поведением (половой распущенностью, азартными играми, распитием спиртных напитков и т.п.).

III. тип отличается социально-нравственной деформацией поведения. В указанном случае подростки допускают нарушение не только требований возрастных социальных ролей и норм морали, но одновременно норм права.

Социально-психологическая  характеристика преступлений несовершеннолетних.

Абсолютное большинство совершаемых подростками преступлений составляют кражи и хулиганские действия. Доля умышленных убийств, умышленных тяжких телесных повреждений, изнасилований составляет незначительный процент. Причем 80% всех преступлений совершаются по месту жительства, учебы или  работы либо в непосредственной близости от них. Поэтому характер преступности несовершеннолетних в микрорайоне во многом зависит от криминологической характеристики проживающих там подростков. Около половины всех преступлений совершаются после 22 часов, что связанно с ненадлежащим надзором за поведением подростков.

Можно выделить 4 варианта соотношений преступления с прежним  поведением. При первом преступное деяние вытекает из прежнего поведения, аналогичного ему по обстоятельствам, мотивам, даже не редко по интенсивности действий. Например: в процессе драки причинялось кратковременное расстройство здоровья, а затем удар пришелся в висок и оказался смертельным. Поведение потерпевшего не имеет особого значения, кроме того, субъективное восприятие ситуации виновным существенно отличается от объективной оценки. Подростки применяют насилие в рассматриваемом варианте независимо от того, справедливо или нет,  возникло на их пути соответствующее препятствие. В основе их действий лежит попытка самоутвердиться любой ценой и нередко связанная с этим месть.

Второй вариант охватывает случаи, когда притупление вытекает из обычного стиля поведения и  одновременно обусловливается дополнительными  обстоятельствами, существующими в  момент совершения преступления. Такими дополнительными обстоятельствами бывают не одиночные, а различные их сочетания. Например: сильная степень опьянения и нахождение в компании друзей «ожидающих» противоправного варианта поведения в конкретной ситуации. Здесь значимо и поведение самих потерпевших, особенно аморальные и противоправные. Оно укрепляет убеждение подростков о необходимости интенсивного применения физической силы (тем более, что они привыкают применять в менее обоснованных ситуациях), в допустимости присваивать чужое (потерпевший тоже не очень честен) и т.п.

Третий вариант охватывает случаи, когда преступление не типично  для прошлого поведения, но логически  вытекает из динамики его развития, взглядов и убеждений, когда сам  образ жизни подростка (пьянство, половая распущенность, присоединение к группе с нормами, противоречащими официальным и т.п.) создает условия для нарушения норм морали и права, возникновения конфликтов. Здесь еще большее значение, чем во втором варианте, приобретает сильная степень опьянения, нахождение в криминогенной среде, поведение потерпевшей стороны и другие обстоятельства совершения преступления.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста