Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому работа с такой  семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построение иной системы взаимоотношений, психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клуб лиц – приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения.

Работа с конфликтной  семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается как правило, после заявления  одного из супругов, а иногда и поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социалтного педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личности супругов, их семейных и брачных установок. Внешние затруднения – материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д. – только обостряют семейные конфликты.

Негативные черты личности – истеричность, психастеничность, компенсирование в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловатые моменты семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эголитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой среде, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыком неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и  интервью, групповой психотерапии или  игровой терапии.

К активно применяемым  методам относится так называемая да-терапия-аутодиагностическая и  психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги  рационализируют свои в целом  негативные эмоционально-психические  взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смягчить свое отношение  к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения – хочет ли он улучшения отношений или развода.

Надо сказать, что осознание  реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое  значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

Одна из многосторонних методик – построение генограммы семьи, то есть схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен – составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных потребностей людей. В ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены семьи,  возможно, не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает значительной информативностью (наличие негативной биологической предрасположенности и т.д.)

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и  признать необходимость изменения  их семейных взаимоотношений, укоренить  мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных  нежелательных стереотипов. Но существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Технологи коррекции  семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами  конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Сущность всех применяемых средств – осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать стабилизации семьи. Надо понимать, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего дело собственного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Большое значение в социальной работе имеет социальный патронаж семьи.

Патронаж – это  индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее время  различают два направления социального  патронажа семьи.

Первое направление  основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежды и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Второе направление  основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые  люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), медицинским  показателям (инвалиды, беременные женщины и т.п.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.п.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Социально-психологический  патронаж реализуется в различных  формах длительно оказываемой психологической  и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое  состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и экономического напряжения.

Специалисты, осуществляющее психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выходы из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и  психологического состояния клиента, при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций. С помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, то есть используют комплексный подход, например экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным  умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник использует самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на все фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

  • Информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
  • Прямое вмешательство в ситуацию;
  • Заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
  • Непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
  • Контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных  учетных карточках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гешталь-терапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей и т.д.); педагогическое просвещение родителей, обучение социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной интеллектуальной поддержки и т.п.

Виды социального патронажа  могут быть самые разнообразные, консультирование, тренинги, организация оздоровления, семейного досуга, все виды медико-психолого-педагогической и социальной помощи.

1.4. Насилие  в семье как социальная проблема  в подростковом возрасте.

При любых взаимоотношениях могут возникнуть различные конфликты.  И подростковый возраст, это тот период, когда они обостряются между детьми и  родителями. Причиной может послужить обида, воображаемая обида и новые обиды как отголоски старых. Попытки выразить раздражение иногда могут привести к ещё большим обидам. Раздражение одного члена семьи может подпитывать раздражение другого и наоборот, и закончится это может скандалом или полным прекращением общения. Некоторые родители, пытаясь воздействовать на своих детей – подростков  нередко пытаются использовать насильственные методы.

Как отмечает М.В. Вдовина (3),  во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему.

Термин «насилие» согласно словарю русского языка С.И. Ожегова  может быть истолкован как:

1)  принуждение, понуждение,  притеснение, давление, нажим, применение физической силы;

2)  принудительное воздействие на кого – либо;

3) притеснение, беззаконие.

Формы контроля  за насилием в обществе можно подразделить на первичные, к которым относятся социальные и культурные нормы, обычаи, и вторичные, которые реализуются с помощью социальных институтов и организаций (органов внутренних дел, учреждений социальной защиты, местных властей и т.д.). Последние должны обеспечивать защиту, наказание и осуществление ресоциализации.

Семейное насилие выделяется в качестве особого предмета междисциплинарных научных исследований, теории и практики социальной работы.

Насильственные действия членов семьи  по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в  качестве социальной проблемы. Но в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности,  сформировалось понимание, что не достаточно только наказывать виновных (родителей), необходимо также реабилитировать жертву насилия (подростка) и работать с человеком, совершившим насилие, во избежание повторения ситуации.

Объектами домашнего  насилия могут быть любые члены  семьи.

Последствиями насилия в семье становятся телесные повреждения, психические расстройства, самоубийства, а также потеря чувства самоуважения у жертвы. Насилие над подростками вызывает у них различные психоэмоциональные и психосоматические расстройства, школьную дезадаптацию, и в целом приводит к нарушениям развития и искажениям социализации. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в неблагополучной атмосфере дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. Как показывает статистика, 95% людей, содержащихся в колониях, в подростковом возрасте испытали насилие или были его свидетелями.

Насилие в семье нарушает такие права человека, как право  каждого на равную защиту перед законом  и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного  и социального статуса, право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста