Потребности и проблемы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования

Файлы: 1 файл

диплом - введение.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

По данным Ю.М. Антоняна (33) из числа обследованных им несовершеннолетних осужденных, каждый десятый проживал с ранее судимыми родителями и  каждый четвертый – с судимыми братьями (сестрами). Это способно обусловливать изначальную криминализацию подростка даже без взаимодействия с вне семейными негативными обстоятельствами. Однако в дальнейшем такой несовершеннолетний все равно ищет себе друзей «по интересам»,  а когда находит их, отрицательное влияние семьи усугубляется новой средой. Но даже родители, совершающие преступления и ведущие себя аморально, редко сознательно внушают детям негативные взгляды. Криминализация последних осуществляется, как правило, не за счет механизмов внушения и  инструктирования, а в результате подражания и заражения.

Существенное значение имеет не только преступное, но и  иное антиобщественное поведение: культивирование  стяжательства, эгоизма и т.п. Внушаемые  отрицательные воззрения могут  «дозревать» в сознании подростков, часто во взаимосвязи с другими  обстоятельствами. Так, чрезмерное акцентирование родителями внимания детей на материальных благах, важности накопительства может приводить к искажению потребностей, интересов, ценностей несовершеннолетних.

В результате, они начинают преследовать, прежде всего, сугубо материальные цели. Из-за этого у них возникают конфликты с окружающими, имеющими иные взгляды, вследствие чего у таких подростков происходит дальнейшее усугубление индивидуалистической ориентации.

Выше речь шла о  типичных  характеристиках  криминогенности семей несовершеннолетних преступников. Весьма незначительный процент составляют иные варианты семейного неблагополучия, которые требуют дальнейшего изучения.

Аморальные и даже прямо характеризующиеся преступным поведением семьи, составляющие значительную часть рассматриваемого контингента, калечат детей не только нравственно, но и физически.

Не обеспечивают их должного умственного, эмоционального развития, деформируют психопатические черты  характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания и легкомысленно относятся к необходимости лечения детей, причиняют им травмы в результате побоев и т.п. Дети из таких семей приходят в школу менее подготовленными, чем их ровесники из положительных семей, часто не имеют нормальных условий для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Это отрицательно сказывается на детях, и они с первого класса начинают отставать в учебе. В результате того, что у них страдает волевое  торможение, часто бывают неусидчивы, употребляют привычные в доме нецензурные слова, извращенно реагируют на нежелательные им явления.

Нередко такие дети приобретают  ярлык «хулигана», «тупицы», «двоечника». У них возникают конфликты  с воспитателями, с ровесниками, которым нередко родители  запрещают  дружить с «плохими детьми». При недостаточном реагировании школы и родительской общественности отрицательные моменты в поведении детей из криминогенных неблагополучных семей усугубляются; став второгодниками, ребенок оказывается в классе переростком и, не находя понимания, поддержки в школе, среди учеников и педагогов, а также в семье, начинают искать их на стороне, чаще всего в кругу своих ровесников или ребят более старшего возраста, находящихся в тех же условиях, что и он сам.

Криминогенные и преступные группы несовершеннолетних.

Изучению группировок  нарушителей уделяется значительное внимание. Чаще всего имеются в  виду преступные группы в их уголовно-правовом значении, то есть состоящие из двух или более лиц, совместно умышленно  совершающих преступления. Менее изучены те досуговые группы, возникающие стихийно, в составе которых правонарушители проводят почти все своё свободное время, восполняя недостаток испытываемого по разным причинам социального и эмоционального комфорта, и в которых формируются или усугубляются  их антиобщественные взгляды, установки, привычки поведения. Такие группы можно назвать криминогенными, способными существенно влиять на формирование отрицательных личностных качеств, обуславливающих при определенных условиях преступное поведение.

В преступлении редко принимает участие вся криминогенная группа в целом, да и размеры её бывают достаточно велики. Наряду с постоянными её членами туда могут входить и временные члены. Криминогенная группа является для преступников в основном средой, формирующей и стимулирующей мотивацию антиобщественного поведения. Преступления же её члены совершают и поодиночке, и в разных сочетаниях между собой, порой даже совместно с лицами, не входящими в её состав. При этом вообще не все члены криминогенной группы могут характеризоваться преступным поведением. Некоторые из них ограничиваются  антиобщественными деяниями, не нарушающими уголовно-правовые нормы, иные ещё пока не допускают грубых нарушений и норм морали.  Крайне редко встречаются криминогенные группы, объединяющие только лиц, совершающих преступления. Такая группа может рассматриваться как худшая её разновидность – преступная группа в её криминологическом значении.  В этом случае она прежде всего выполняет функцию формирования и стимулирования антиобщественного поведения, в то же время её состав может не совпадать с составом групп совершающих конкретные преступления – состав соучастников в каждом случае зависит от случайных обстоятельств.

Преступную группу в  криминологическом смысле от только криминогенной отличает только четко проявляющаяся ориентация её членов на преступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые достигаются преступным способом.

 Участники такой  группы сами активно ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют, их объединяют другие моменты. Нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все – таки жестко не определяют поведение их членов как преступное. Последние, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже – с правовыми.  Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или в благоприятных для этого условиях. Преступные группы несовершеннолетних (в криминалистическом смысле)  встречаются крайне редко, чаще, преступления совершаются лицами, принадлежащими к криминогенным группам с разными социально – психологическими характеристиками. Лишь у единичных осужденных несовершеннолетних  не устанавливается та или иная связь с деморализованной средой ровесников. Как правило, преступления совершаются этими лицами в очень конфликтных ситуациях, возникших не по их вине.

Несовпадение состава  членов групп, совершивших преступления, с самими криминогенными группами, нежелание подростков рассказывать о своих предосудительных связях  затрудняют изучение последних и  в известной мере  объясняют, почему такие связи исследованы хуже, чем криминогенная семья или преступная группа в уголовно – правовом понятии.

Криминогенным группам  значительное внимание уделяют зарубежные авторы, особенно в США, оперируя при  этом термином «гэнг». Один из них называет «гэнгом» промежуточную конфликтную группу: уже не просто игровую группу подростков или их обычную компанию, но ещё и преступную шайку (Трэшер, Сатерленд, Колдуэмл, Тафт).  Другие слово «гэнг» употребляют применительно к группам, уже характеризующимся различными формами запрещенного поведения (Оулин, Хардман, Коэн, Шорт и др.). Иногда имеют в виду те антисоциальные группировки, в основном, несовершен-нолетних, которые, минуя авторитет взрослых, стихийно возникают и существуют длительное время. Некоторые авторы отмечают, что: во-первых, они в очень редких случаях возникают с целью совершения преступления и обычно первоначально существуют как игровые; во-вторых,  система их норм становится криминогенной, а сами группы преступными лишь при определенных условиях, подчеркивается значимость появления в таких группах сверстников, уже совершивших преступления, а также деморализированных людей, взрослых рецидивистов. Их появление толкает всю систему правил группы в антисоциальном и преступном направлении. Польские исследователи придают решающее значение следующим трем факторам, часто выступающим вместе:

а) заимствование группой  преступной  подкультуры среды,  из которой они происходят или  с которой они соприкасаются  на основании соседства;

б) неконтролируемость со стороны родителей и других воспитателей поведения подростков, в том числе использования их досуга;

в)необеспеченность соответствующих  подростков положительными социальными  условиями в семье и т.п.

В криминогенные группы, как уже отмечалось, подростки попадают в результате ненормальной обстановки в семье и в значительной степени обусловленных ею неудач в школе, причем нередко уже имеют сходную характеристику.  По данным Л.П. Николаевой и Г.М. Поповой (41) в общем числе изученных ими криминогенных групп 86% составляют те, где большинство участников (56%) были неуспевающими учениками и даже второгодниками.

Криминогенные группы обычно формируются по месту жительства, и в большинство из них объединяются подростки с разного рода занятиями  – учащиеся учебных заведений, работающие на предприятиях, что не характерно вообще для товарищеских групп несовершеннолетних. Л.П. Николаева и Г.М. Попова констатируют такой «смешанный» состав групп правонарушителей в 58% изученных случаев, ау подростков, не совершавших преступлений – только в 2%.

Первоначально, как показывают исследования, подростки, совершающие затем преступления, сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в её проведении.

Они стремятся удовлетворить  свою потребность в общении, исключающем для них отрицательные эмоции, в желании быть понятыми. Указанные основания сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Среди себе подобных они встречают сочувствие благодаря тому, что могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе и т.п. Слушателями подростка здесь оказываются лица, у которых переживания, неудачи, неприятности аналогичны, и в силу этого их сочувствующая реакция бывает искренней, импровизирующей ему.  «Благополучные» же одноклассники, знакомые, соседи часто не в состоянии понять положение таких подростков, которым не всегда удобно отрицательно отзываться о собственной семье, сознавая, что разговор ведется с тем, кто гордится своими родителями.

Подобная ситуация иногда создается по вине воспитателей и других взрослых, в отличии от ровесников правонарушителей, имеющих возможность и обязанных своевременно и правильно оценивать психологические сложности положения последних и вовремя оказывать поддержку каждому нуждающемуся в ней подростку.

Если же несовершеннолетние находят сочувствие, помощь только в криминогенной группе, они закрепляются в ней и «закрывают глаза» даже на очевидность того, что там господствует безнравственное и противоправное поведение. Именно поддержкой криминогенной группы объясняется, почему подростки со сложившимися исключительно конфликтными отношениями в школе, семье, коллективе сверстников не теряют свойственных их возрасту, бодрости, жизнерадостности, энергичности и нередко твердо противостоят общественному осуждению. Если бы им была своевременно оказана необходимая помощь, особенно в условиях отсутствия в семье факторов, существенно деформирующих личность, они не держались бы за криминогенную группу, а расстались с ней сразу же, как только обнаружили аморальный и противоправный характер её норм и привычек поведения.

До сближения подростков с криминогенной группой у  них, как правило,  ещё не сформировались твердые негативные взгляды и  установки. Исключения составляют установки  несовершеннолетних из семей, где допускается  антиобщественное поведение. Большинству же таких подростков сначала чужды нормы криминогенной группы, и они испытывают колебания при решении вопроса принять ли их. Здесь весьма значим личный субъективный баланс потерь и приобретений, неизбежно связанных с окончательным приобщением к группе или уход из неё. Согласно исследованиям, проведенным А.Ч. Донцовым, качества, которые несовершеннолетние преступники считали у себя наиболее ярко выраженными по сравнению с другими (верность другу, физическая сила смелость), имеют в их глазах смысл лишь при проявлении и оценки их в группе. Нередко именно криминогенная группа представляет подросткам желаемые возможности для такой демонстрации.

Для одних подростков сближение с группой становится решающим фактором в формировании их криминогенных ориентаций, установок, взглядов; у других негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности бывают сформированы уже раннее, в семье, в результате иного жизненного опыта и под влиянием группы лишь стимулируется  и укрепляются. Вторая категория несовершеннолетних дополняет и усиливает анти социальную направленность групповых норм и взглядов отдельных членов группы.

Бывают случаи, когда  подростки, убежденные в правильности уголовного наказания за кражу и согласные с его необходимостью, все же принимают участие в групповых кражах во имя того, чтобы их не называли «трусами». При проведении воспитательной работы с такими правонарушителями надо направлять усилия не только на то, чтобы разъяснить общественную опасность этих преступных деяний подростку, сколько на формирование у него правильного о смелости и соотношении различных социальных ценностей.

Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста