Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью нашего исследования является нахождение методов решения социально-психологических конфликтов в системе «подросток-родитель». Одним из решений данной проблемы является рациональная организация свободного времени подрастающего поколения.
Проблема исследования: мнение подростков относительно их деятельности в свободное время.
Предмет исследования: подростки
Задача исследования: изучение мнения подростков относительно проведения их свободного времени в рамках социального исследования
По данным Ю.М. Антоняна (33) из числа обследованных им несовершеннолетних осужденных, каждый десятый проживал с ранее судимыми родителями и каждый четвертый – с судимыми братьями (сестрами). Это способно обусловливать изначальную криминализацию подростка даже без взаимодействия с вне семейными негативными обстоятельствами. Однако в дальнейшем такой несовершеннолетний все равно ищет себе друзей «по интересам», а когда находит их, отрицательное влияние семьи усугубляется новой средой. Но даже родители, совершающие преступления и ведущие себя аморально, редко сознательно внушают детям негативные взгляды. Криминализация последних осуществляется, как правило, не за счет механизмов внушения и инструктирования, а в результате подражания и заражения.
Существенное значение имеет не только преступное, но и иное антиобщественное поведение: культивирование стяжательства, эгоизма и т.п. Внушаемые отрицательные воззрения могут «дозревать» в сознании подростков, часто во взаимосвязи с другими обстоятельствами. Так, чрезмерное акцентирование родителями внимания детей на материальных благах, важности накопительства может приводить к искажению потребностей, интересов, ценностей несовершеннолетних.
В результате, они начинают преследовать, прежде всего, сугубо материальные цели. Из-за этого у них возникают конфликты с окружающими, имеющими иные взгляды, вследствие чего у таких подростков происходит дальнейшее усугубление индивидуалистической ориентации.
Выше речь шла о типичных характеристиках криминогенности семей несовершеннолетних преступников. Весьма незначительный процент составляют иные варианты семейного неблагополучия, которые требуют дальнейшего изучения.
Аморальные и даже
прямо характеризующиеся
Не обеспечивают их должного
умственного, эмоционального развития,
деформируют психопатические
Нередко такие дети приобретают ярлык «хулигана», «тупицы», «двоечника». У них возникают конфликты с воспитателями, с ровесниками, которым нередко родители запрещают дружить с «плохими детьми». При недостаточном реагировании школы и родительской общественности отрицательные моменты в поведении детей из криминогенных неблагополучных семей усугубляются; став второгодниками, ребенок оказывается в классе переростком и, не находя понимания, поддержки в школе, среди учеников и педагогов, а также в семье, начинают искать их на стороне, чаще всего в кругу своих ровесников или ребят более старшего возраста, находящихся в тех же условиях, что и он сам.
Криминогенные и преступные группы несовершеннолетних.
Изучению группировок
нарушителей уделяется
В преступлении редко принимает участие вся криминогенная группа в целом, да и размеры её бывают достаточно велики. Наряду с постоянными её членами туда могут входить и временные члены. Криминогенная группа является для преступников в основном средой, формирующей и стимулирующей мотивацию антиобщественного поведения. Преступления же её члены совершают и поодиночке, и в разных сочетаниях между собой, порой даже совместно с лицами, не входящими в её состав. При этом вообще не все члены криминогенной группы могут характеризоваться преступным поведением. Некоторые из них ограничиваются антиобщественными деяниями, не нарушающими уголовно-правовые нормы, иные ещё пока не допускают грубых нарушений и норм морали. Крайне редко встречаются криминогенные группы, объединяющие только лиц, совершающих преступления. Такая группа может рассматриваться как худшая её разновидность – преступная группа в её криминологическом значении. В этом случае она прежде всего выполняет функцию формирования и стимулирования антиобщественного поведения, в то же время её состав может не совпадать с составом групп совершающих конкретные преступления – состав соучастников в каждом случае зависит от случайных обстоятельств.
Преступную группу в криминологическом смысле от только криминогенной отличает только четко проявляющаяся ориентация её членов на преступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые достигаются преступным способом.
Участники такой группы сами активно ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют, их объединяют другие моменты. Нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все – таки жестко не определяют поведение их членов как преступное. Последние, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже – с правовыми. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или в благоприятных для этого условиях. Преступные группы несовершеннолетних (в криминалистическом смысле) встречаются крайне редко, чаще, преступления совершаются лицами, принадлежащими к криминогенным группам с разными социально – психологическими характеристиками. Лишь у единичных осужденных несовершеннолетних не устанавливается та или иная связь с деморализованной средой ровесников. Как правило, преступления совершаются этими лицами в очень конфликтных ситуациях, возникших не по их вине.
Несовпадение состава членов групп, совершивших преступления, с самими криминогенными группами, нежелание подростков рассказывать о своих предосудительных связях затрудняют изучение последних и в известной мере объясняют, почему такие связи исследованы хуже, чем криминогенная семья или преступная группа в уголовно – правовом понятии.
Криминогенным группам значительное внимание уделяют зарубежные авторы, особенно в США, оперируя при этом термином «гэнг». Один из них называет «гэнгом» промежуточную конфликтную группу: уже не просто игровую группу подростков или их обычную компанию, но ещё и преступную шайку (Трэшер, Сатерленд, Колдуэмл, Тафт). Другие слово «гэнг» употребляют применительно к группам, уже характеризующимся различными формами запрещенного поведения (Оулин, Хардман, Коэн, Шорт и др.). Иногда имеют в виду те антисоциальные группировки, в основном, несовершен-нолетних, которые, минуя авторитет взрослых, стихийно возникают и существуют длительное время. Некоторые авторы отмечают, что: во-первых, они в очень редких случаях возникают с целью совершения преступления и обычно первоначально существуют как игровые; во-вторых, система их норм становится криминогенной, а сами группы преступными лишь при определенных условиях, подчеркивается значимость появления в таких группах сверстников, уже совершивших преступления, а также деморализированных людей, взрослых рецидивистов. Их появление толкает всю систему правил группы в антисоциальном и преступном направлении. Польские исследователи придают решающее значение следующим трем факторам, часто выступающим вместе:
а) заимствование группой преступной подкультуры среды, из которой они происходят или с которой они соприкасаются на основании соседства;
б) неконтролируемость со стороны родителей и других воспитателей поведения подростков, в том числе использования их досуга;
в)необеспеченность соответствующих подростков положительными социальными условиями в семье и т.п.
В криминогенные группы, как уже отмечалось, подростки попадают в результате ненормальной обстановки в семье и в значительной степени обусловленных ею неудач в школе, причем нередко уже имеют сходную характеристику. По данным Л.П. Николаевой и Г.М. Поповой (41) в общем числе изученных ими криминогенных групп 86% составляют те, где большинство участников (56%) были неуспевающими учениками и даже второгодниками.
Криминогенные группы обычно формируются по месту жительства, и в большинство из них объединяются подростки с разного рода занятиями – учащиеся учебных заведений, работающие на предприятиях, что не характерно вообще для товарищеских групп несовершеннолетних. Л.П. Николаева и Г.М. Попова констатируют такой «смешанный» состав групп правонарушителей в 58% изученных случаев, ау подростков, не совершавших преступлений – только в 2%.
Первоначально, как показывают исследования, подростки, совершающие затем преступления, сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в её проведении.
Они стремятся удовлетворить свою потребность в общении, исключающем для них отрицательные эмоции, в желании быть понятыми. Указанные основания сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Среди себе подобных они встречают сочувствие благодаря тому, что могут откровенно говорить о своих неудачах и переживаниях, семейных конфликтах, неприятностях в школе и т.п. Слушателями подростка здесь оказываются лица, у которых переживания, неудачи, неприятности аналогичны, и в силу этого их сочувствующая реакция бывает искренней, импровизирующей ему. «Благополучные» же одноклассники, знакомые, соседи часто не в состоянии понять положение таких подростков, которым не всегда удобно отрицательно отзываться о собственной семье, сознавая, что разговор ведется с тем, кто гордится своими родителями.
Подобная ситуация иногда создается по вине воспитателей и других взрослых, в отличии от ровесников правонарушителей, имеющих возможность и обязанных своевременно и правильно оценивать психологические сложности положения последних и вовремя оказывать поддержку каждому нуждающемуся в ней подростку.
Если же несовершеннолетние
находят сочувствие, помощь только
в криминогенной группе, они закрепляются
в ней и «закрывают глаза» даже
на очевидность того, что там господствует
безнравственное и противоправн
До сближения подростков с криминогенной группой у них, как правило, ещё не сформировались твердые негативные взгляды и установки. Исключения составляют установки несовершеннолетних из семей, где допускается антиобщественное поведение. Большинству же таких подростков сначала чужды нормы криминогенной группы, и они испытывают колебания при решении вопроса принять ли их. Здесь весьма значим личный субъективный баланс потерь и приобретений, неизбежно связанных с окончательным приобщением к группе или уход из неё. Согласно исследованиям, проведенным А.Ч. Донцовым, качества, которые несовершеннолетние преступники считали у себя наиболее ярко выраженными по сравнению с другими (верность другу, физическая сила смелость), имеют в их глазах смысл лишь при проявлении и оценки их в группе. Нередко именно криминогенная группа представляет подросткам желаемые возможности для такой демонстрации.
Для одних подростков сближение с группой становится решающим фактором в формировании их криминогенных ориентаций, установок, взглядов; у других негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности бывают сформированы уже раннее, в семье, в результате иного жизненного опыта и под влиянием группы лишь стимулируется и укрепляются. Вторая категория несовершеннолетних дополняет и усиливает анти социальную направленность групповых норм и взглядов отдельных членов группы.
Бывают случаи, когда подростки, убежденные в правильности уголовного наказания за кражу и согласные с его необходимостью, все же принимают участие в групповых кражах во имя того, чтобы их не называли «трусами». При проведении воспитательной работы с такими правонарушителями надо направлять усилия не только на то, чтобы разъяснить общественную опасность этих преступных деяний подростку, сколько на формирование у него правильного о смелости и соотношении различных социальных ценностей.
Информация о работе Потребности и проблемы подросткового возраста